Состояние и развитие нашего волейбола

Просмотров: 2479
советский волейбол: Алексей АФАНАСЬЕВ, 1964 волейбол
Состояние и развитие нашего волейбола


ТРЕНЕРЫ ведущих волейбольных команд нередко укоряют преподавателей детских спортивных школ в том, что они плохо готовят смену мастерам. Даже в сборные команды страны, не говоря уже о командах класса «А»,— сетуют маститые тренеры,— часто приходится брать, за неимением лучших, игроков слабо технически и тактически подготовленных.

Не могу с этим согласиться, товарищи тренеры. Далеко не всегда спортивные школы виноваты в том, что ваше новое пополнение не в ладах с техникой и тактикой игры. Чаще всего виноваты вы сами.

Я не раз убеждался, что игроки, вышедшие из детских спортивных школ, довольно хорошо умеют пасовать, гасить мяч и ставить блок. Разумеется, они еще не законченные мастера, но это волейболисты с довольно высоким уровнем разносторонней подготовленности, имеющие перспективу набраться в хорошей команде опыта, отшлифовать свои навыки и стать настоящей опорой коллектива. Но что происходит с юношами и девушками, попавшими в коллектив мастеров? Зачастую их с первых же шагов лишают индивидуального лица, свое-его «почерка», всецело приспосабливая к сложившейся командной тактике. И обиднее всего, что эта тактика понимается не творчески, а как некий шаблон. А все потому, что некоторые тренеры рассматривают команду как своего рода механизм, который стандартно решает стандартные задачи. Поэтому от молодых требуют не искусного паса, а предлагают, избегая всякого риска, бездумно поднять мяч в воздух так называемой «землечерпалкой». Их учат не хитроумно выигрывать очко, а лишь бить по мячу как можно сильнее.

Не случайно сейчас у волейболистов бытует поговорка весьма дурного толка: «сила есть, ума не надо». После этого не удивительно, что молодые волейболисты деквалифицируются, превращаются в холодных ремесленников. Их волейбольное оружие широкого диапазона, приобретенное в школе, без применения начинает ржаветь.

Но вот тренер почувствовал, что стандартная командная тактика перестает давать эффект — соперники быстро «раскусили» нехитрые и однообразные уловки. Тогда тренер пытается разучить со своими волейболистами какую-нибудь свежую тактическую комбинацию, например, нацелить игроков не на постоянный уход от блока противника, а на обыгрывание заслона над сеткой. Но, увы, попытки тренера внести в тактику свежую, острую струю оказываются тщетными. У игроков не хватает для этого ни технического, ни тактического умения. Тренер начинает нервничать, предъявляет игрокам всевозможные претензии и, как водится, ругать тех, кто занимался с этими волейболистами в детской спортив-ной школе. >

Несправедливы эти претензии. Зачем бросать камень в чужой огород? Ведь в том, что волейболисты стали играть технически и тактически примитивно, виноват прежде всего сам тренер команды. Кто, как не тренер, ограничивал действия этих игроков выполнением примитивных задач, ориентировал их не на многообразие волейбола, а требовал усвоить всего лишь два стандартных игровых приема! Увидев летящий со стороны противника мяч, игрок должен ставить под него руки и подбить вверх. Это первый прием. Второй столь же примитивен. Получив мяч от распасовщика, игрок обязан перебить его что есть силы через сетку на сторону противника. И самое удивительное то, что игрока, умеющего четко выполнять только эти два приема, тренер искренне считал мастером волейбола! Тут уж не приходится говорить ни о творчестве в игре, ни о постоянном стремлении совершенствовать свою технику и тактику.

Мне кажется, такая поощряемая тренерами примитивная игра толкает волейболиста не на совершенствование, а на забвение того, что знаешь. Исключением является, пожалуй, только связующий игрок, а он в команде обычно один. Ведь «разводящий», как принято его называть,— душа и мозг команды. Он думает за всех, остальные только выполняют его волю. Действительно, сколько ума, изобретательности и истинного мастерства нужно приложить, чтобы в современной игре, когда любая тактическая комбинация уже известна всем и вся, вывести своего нападающего на удар без блока! Но разве может стимулировать стремление к мастерству такое положение, когда высокая техника игры и тактическая изощренность нужны в команде только одному — связующему игроку, а всем его партнерам достаточно освоить самые примитивные действия. Вот и выходит: один с сошкой, а пятеро с ложкой.

Но так было в нашем волейболе не всегда. Еще не ушло в область предания то время, когда каждый игрок умел не только дать точный пас своему товарищу из любого положения, но и искусно единоборствовал с блокирующими. Чем же объяснить появление (и, к сожалению, признание) примитивных действий в игре. Маленький экскурс в прошлое. На первом чемпионате мира наши волейболисты не имели себе равных. Они не проиграли не только ни одного матча, но и ни одной партии. Каждый наш игрок отличался яркой индивидуальностью. Один не походил на другого. Это были настоящие бойцы, умеющие побеждать. Но постепенно корифеи нашего волейбола в силу возраста сходили с игровой площадки. На смену приходила молодежь. Началась полоса удручающих поражений. Тренеры бросались из одной крайности в другую. Сначала старались перенять у победителей технику их игры в защите и перешли на преимущественный прием мяча способом снизу, хотя от этого способа защиты старшее поколение мастеров нашего волейбола отказалось еще 30 лет назад! Потом решили усилить нападение, вводя в команды игроков-гигантов. Но и это не помогло.

И вдруг напали на «золотую жилу» — разработали так называемую «командную тактику», понимаемую весьма примитивно: один «связующий» за всех. Такое упрощенчество позволяло тренерам сквозь пальцы смотреть на игроков, не обладающих тонкой индивидуальной техникой, большим и разносторонним тактическим кругозором.

Рассуждали примерно так: ничего страшного нет, если в команде пять статистов, не блещущих индивидуальным мастерством, была бы «палочка-выручалочка» — хороший связующий игрок типа Мондзолевского, который думал бы за всех и «делал» игру. Но число комбинаций, построенных на так называемой . командной тактике, в волейболе довольно ограниченное. Соперники к ним быстро приспосабливаются и находят эффективные средства противодействия. В женском волейболе дело дошло до того, что соперницы — японки — даже сумели отобрать у наших девушек титул чемпионок мира.

Наш волейбол, как мне кажется, утерял былую оригинальность, своеобразие, то есть то самое ценное, что приносит высокое самобытное мастерство каждого игрока команды. В результате такой нивелировки наши команды стали мало чем отличаться от многих зарубежных команд.

В других видах спортивных игр все в большей мере делается ставка на тонкое искусство спортсмена в противовес голой силе, а в волейболе такая прогрессивная тенденция еле теплится. Ее почти незаметно. Волейбол — умная, разнообразная, тонкая по своей идее игра подчас подчиняется культу силы. В нем царит сейчас упрощенчество. А отсюда и отсутствие перспектив нового взлета спортивного мастерства и класса игры наших команд. Такие перспективы откроются, если мы будем всячески развивать индивидуальное и техническое и тактическое мастерство волейболистов. Количество командных тактических комбинаций волейбола весьма ограничено сутью самой игры, ее специфическими особенностями. Ведь за последние 15 лет в волейболе не придумано ни одной новой тактической комбинации. Да и придумать их нельзя, ибо волейбол, как ни крутись, ограничен тремя касаниями мяча и сеткой. Значит, надо изыскивать другие источники побед, а они кроются в индивидуальном мастерстве каждого волейболиста.

Конечно, командные комбинации, имеющиеся в тактическом арсенале волейбола, надо всячески совершенствовать, но самое пристальное внимание все же надо уделить шлифовке индивидуального мастерства каждого игрока, обогащать и расширять его технические и тактические возможности. Игровое искусство каждого волейболиста, его умение безошибочно управлять мячом, четко взаимодействовать с партнерами значительно повысит боевой потенциал всей команды.

Алексей АФАНАСЬЕВ, судья всесоюзной категории

Волейбол СССР

  • Обратная связь

Советский волейбол

1927 волейбол, 1937 волейбол, 1957 волейбол, 1958 волейбол, 1964 волейбол, 1968 волейбол, 1973 волейбол, 1975 волейбол, 1976 волейбол, 1978 волейбол, 1979 волейбол, 1982 волейбол, 1988 волейбол, АДК, Александр Ермилов, Александр Кармановский, Александр Портной, Александр Поташник, Александр Савин, Александр Степанов, Александр Таль, Александр Цимлов, Александра Чудина, Александра Шебанова, Алексей АФАНАСЬЕВ, Алексей Якушев, Алиса Галахова, Анастасия Долинская, Анатолий Макогонов, Анатолий Полищук, Анатолий Седов, Анатолий Чинилин, Анатолий Эйнгорн, Ангел Барзашки, Андрей Ивойлов, Антонина Моисеева, Антонина Рыжова, Антонина Яшина, БУРЕВЕСТНИК (Алма-Ата), БУРЕВЕСТНИК (Москва), БУРЕВЕСТНИК (Одесса), БУРЕВЕСТНИК (Харьков), Белане Шалай, Борис ЛЕОНОВ, Борис Ломоносов, Борис Старжевский, Борис Сторожевский, Борис Терещук, Вадим Поликарпов, Вадим Чебаевский, Важа Качарава, Валентин Лобанов, Валентин Полянский, Валентин Салин, Валентин Филиппов, Валентин Хохлов, Валентина Виноградова, Валентина Мишак, Валентина Нилова, Валентина Осколкова, Валентина Свиридова, Валерий Калачихин, Валерий Кравченко, Василиус Матушевас, Вацлав Шмидл, Вера Озерова, Виктор Коровкин, Виктор Михальчук, Виктор Скворцов, Виктор ТЮРИН, Вильяр Лоор, Виталий Зенович, Виталий Коваленко, Владимир Андреев, Владимир Астафьев, Владимир Беляев, Владимир Власов, Владимир Гайлит, Владимир Горбунов, Владимир Иванов, Владимир Кондра, Владимир Маликов, Владимир Мокрушев, Владимир Паткин, Владимир Питанов, Владимир Рыжов, Владимир Саввин, Владимир Ульянов, Владимир Харитонов, Владимир Чернышев, Владимир Шкурихин, Владимир Шнюков, Владимир Щагин, Владислав Шамшур, Волейбол на снегу, Всесоюзная секция волейбола, Всесоюзная спартакиада школьников, Всесоюзные юношеские соревнования по волейболу, Вячеслав Зайцев, Вячеслав Платонов, Вячеслав СУЧКОВ, Галина Волкова, Галина Димидкова, Галина Ельницкая, Галина Мячина, Геннадий Гайковой, Геннадий Паршин, Георгий Гафанович, Георгий Мондзолевский, Герман Смольянинов, Гиви Ахвледиани, Григорий Гранатуров, Гуннар Блумс, Даймацу Хирофуми, Динамо (Москва), Дмитрий Воскобойников, Дмитрий Носов, Драгомил Коуделка, Евгений АЛЕКСЕЕВ, Евгений Лапинский, Евгений Яковлев, Евира Михайлова-Герасименко, Елена Войт, Елизавета Никитичева, Ефим Чулак, Жанбек Саурамбаев, Женская сборная Белоруссии, Женская сборная СССР по волейболу, ЗВЕЗДА (Луганск), Зинаида Кузькина, Зинаида Смольянинова, Зоя Козлова, Иван Бугаенков, Иван Пряхин, Иван Тищенко, Игорь Шмидт, Инна Рыскаль, Ирина Беспалова, Ирина Кукушкина, Ирина Макагонова, Ирина Салихова, Ирина Седова, Ирина Юрова, Йозеф Мусил, Йозеф Смолка, Капитолина Федорова, Кодзимо Юкио, Константин Рева, Константин Травин, Крепление волейбольной сетки, ЛОКОМОТИВ (Киев), ЛОКОМОТИВ (Москва), Лариса Петренко, Лидия Болдырева, Лидия Логинова, Лидия Сачкова, Лидия Стрельникова, Лилия Каленик, Лилия Коновалова, Лирика Иванская, Любовь Евтушенко, Любовь Тюрина, Людмила Бокова, Людмила Булдакова, Людмила Гуреева, Людмила Макаркина, Людмила Макарова, Людмила Мещерякова, Людмила Чернышева, Людмила Щетинина, Марат Шаблыгин, Марита Катушева, Мария Чичинадзе, Марк Барский, Мелития Кононова, Милития Еремеева, Мирон Винер, Михаил Амалин, Михаил Крылов, Михаил Пименов, Михаил Сунгуров, Мужская сборная СССР по волейболу, Надежда Рагозина, Наталия Барсукова, Наталья Еремина, Наталья Разумова, Нелли Абрамова, Нелли Щербакова, Нефтяник (Баку), Николай Буробин, Николай Вуровин, Николай Карполь, Николай Михеев, Николай Триандофилиди, Нил Фасахов, Нина Смолеева, Нинель Луканина, Ничибо, Октай Агаев, Олег Антропов, Олег Молибога, Олег ЧЕХОВ, Ольга Вербова, Ольга Иванова, Ольга Соловова, Павел Романов, Павел Селиванов, Поль Либо, Радиотехник (Рига), Раймонд Вилде, Роза Салихова, Ростислав Калюжный, СПАРТАК (Ленинград), Светлана Лихолетова, Светлана Никишина, Семен Щербаков, Серафима Кундиренко, Сергей Абрамов, Сергей Аракчян, Сергей Гаврилов, Сергей Нефедов, Софья Горбунова, Спартак (Иркутск), Спартакиада народов РСФСР, Спартакиада народов СССР, Степан Спандарян, Тамара Азорская, Тамара Бубчикова, Тамара Пирогова, Тамара Тихонина, Татьяна Гонобоблева, Татьяна Поняева, Татьяна Родионова, Татьяна Савченко, Татьяна Сарычева, Тойво Томсон, Уралочка, ФИВБ, Федерация волейбола СССР, ЦДСА, ЦСК МО, ЦСКА, Эдуард Сибиряков, Эдуард Унгурс, Эллен Леонова, Эуген Белов, Юрий Арошидзе, Юрий Вейскоп, Юрий Венгеровский, Юрий Железняк, Юрий КЛЕЩЕВ, Юрий Поярков, Юрий Савченко, Юрий Соколов, Юрий Старунский, Юрий Фураев, Юрий Худяков, Юрий Чесноков, Юрий Щербаков, Юрис Асс, Ян Лабуцкас, Японская подача, азербайджанский волейбол, анализ волейбола, блок волейбол, блокирование в волейболе, всесоюзные студеченские игры, групповое блокирование, игра связующего, история волейбола, кинограмма, команда МАИ, комбинации в волейболе, комбинация Морита, мастер спорта по волейболу, навесной мяч, передача мяча в волейболе, периферическое зрение, планирующая подача, подача в волейболе, подводящие упражнения в волейболе, прием мяча в волейболе, приспособление волейбол, распасовщик в волейболе, сборная РСФСР, сборная СССР по волейболу, связующий игрок, судейство в волейболе, техника волейбола, техника передач мяча, тренировка волейбол, удар в волейболе, украинский волейбол, чемпионат СССР по волейболу, чемпионат мира по волейболу, чемпионат ссср по волейболу среди женщин, эстонский волейбол, юношеская комиссия Федерации волейбола СССР, юношеский волейбол, японский волейбол

Показать все теги

Популярное