Состояние и развитие нашего волейбола

Просмотров: 1122
советский волейбол: Алексей АФАНАСЬЕВ, 1964 волейбол
Состояние и развитие нашего волейбола


ТРЕНЕРЫ ведущих волейбольных команд нередко укоряют преподавателей детских спортивных школ в том, что они плохо готовят смену мастерам. Даже в сборные команды страны, не говоря уже о командах класса «А»,— сетуют маститые тренеры,— часто приходится брать, за неимением лучших, игроков слабо технически и тактически подготовленных.

Не могу с этим согласиться, товарищи тренеры. Далеко не всегда спортивные школы виноваты в том, что ваше новое пополнение не в ладах с техникой и тактикой игры. Чаще всего виноваты вы сами.

Я не раз убеждался, что игроки, вышедшие из детских спортивных школ, довольно хорошо умеют пасовать, гасить мяч и ставить блок. Разумеется, они еще не законченные мастера, но это волейболисты с довольно высоким уровнем разносторонней подготовленности, имеющие перспективу набраться в хорошей команде опыта, отшлифовать свои навыки и стать настоящей опорой коллектива. Но что происходит с юношами и девушками, попавшими в коллектив мастеров? Зачастую их с первых же шагов лишают индивидуального лица, свое-его «почерка», всецело приспосабливая к сложившейся командной тактике. И обиднее всего, что эта тактика понимается не творчески, а как некий шаблон. А все потому, что некоторые тренеры рассматривают команду как своего рода механизм, который стандартно решает стандартные задачи. Поэтому от молодых требуют не искусного паса, а предлагают, избегая всякого риска, бездумно поднять мяч в воздух так называемой «землечерпалкой». Их учат не хитроумно выигрывать очко, а лишь бить по мячу как можно сильнее.

Не случайно сейчас у волейболистов бытует поговорка весьма дурного толка: «сила есть, ума не надо». После этого не удивительно, что молодые волейболисты деквалифицируются, превращаются в холодных ремесленников. Их волейбольное оружие широкого диапазона, приобретенное в школе, без применения начинает ржаветь.

Но вот тренер почувствовал, что стандартная командная тактика перестает давать эффект — соперники быстро «раскусили» нехитрые и однообразные уловки. Тогда тренер пытается разучить со своими волейболистами какую-нибудь свежую тактическую комбинацию, например, нацелить игроков не на постоянный уход от блока противника, а на обыгрывание заслона над сеткой. Но, увы, попытки тренера внести в тактику свежую, острую струю оказываются тщетными. У игроков не хватает для этого ни технического, ни тактического умения. Тренер начинает нервничать, предъявляет игрокам всевозможные претензии и, как водится, ругать тех, кто занимался с этими волейболистами в детской спортив-ной школе. >

Несправедливы эти претензии. Зачем бросать камень в чужой огород? Ведь в том, что волейболисты стали играть технически и тактически примитивно, виноват прежде всего сам тренер команды. Кто, как не тренер, ограничивал действия этих игроков выполнением примитивных задач, ориентировал их не на многообразие волейбола, а требовал усвоить всего лишь два стандартных игровых приема! Увидев летящий со стороны противника мяч, игрок должен ставить под него руки и подбить вверх. Это первый прием. Второй столь же примитивен. Получив мяч от распасовщика, игрок обязан перебить его что есть силы через сетку на сторону противника. И самое удивительное то, что игрока, умеющего четко выполнять только эти два приема, тренер искренне считал мастером волейбола! Тут уж не приходится говорить ни о творчестве в игре, ни о постоянном стремлении совершенствовать свою технику и тактику.

Мне кажется, такая поощряемая тренерами примитивная игра толкает волейболиста не на совершенствование, а на забвение того, что знаешь. Исключением является, пожалуй, только связующий игрок, а он в команде обычно один. Ведь «разводящий», как принято его называть,— душа и мозг команды. Он думает за всех, остальные только выполняют его волю. Действительно, сколько ума, изобретательности и истинного мастерства нужно приложить, чтобы в современной игре, когда любая тактическая комбинация уже известна всем и вся, вывести своего нападающего на удар без блока! Но разве может стимулировать стремление к мастерству такое положение, когда высокая техника игры и тактическая изощренность нужны в команде только одному — связующему игроку, а всем его партнерам достаточно освоить самые примитивные действия. Вот и выходит: один с сошкой, а пятеро с ложкой.

Но так было в нашем волейболе не всегда. Еще не ушло в область предания то время, когда каждый игрок умел не только дать точный пас своему товарищу из любого положения, но и искусно единоборствовал с блокирующими. Чем же объяснить появление (и, к сожалению, признание) примитивных действий в игре. Маленький экскурс в прошлое. На первом чемпионате мира наши волейболисты не имели себе равных. Они не проиграли не только ни одного матча, но и ни одной партии. Каждый наш игрок отличался яркой индивидуальностью. Один не походил на другого. Это были настоящие бойцы, умеющие побеждать. Но постепенно корифеи нашего волейбола в силу возраста сходили с игровой площадки. На смену приходила молодежь. Началась полоса удручающих поражений. Тренеры бросались из одной крайности в другую. Сначала старались перенять у победителей технику их игры в защите и перешли на преимущественный прием мяча способом снизу, хотя от этого способа защиты старшее поколение мастеров нашего волейбола отказалось еще 30 лет назад! Потом решили усилить нападение, вводя в команды игроков-гигантов. Но и это не помогло.

И вдруг напали на «золотую жилу» — разработали так называемую «командную тактику», понимаемую весьма примитивно: один «связующий» за всех. Такое упрощенчество позволяло тренерам сквозь пальцы смотреть на игроков, не обладающих тонкой индивидуальной техникой, большим и разносторонним тактическим кругозором.

Рассуждали примерно так: ничего страшного нет, если в команде пять статистов, не блещущих индивидуальным мастерством, была бы «палочка-выручалочка» — хороший связующий игрок типа Мондзолевского, который думал бы за всех и «делал» игру. Но число комбинаций, построенных на так называемой . командной тактике, в волейболе довольно ограниченное. Соперники к ним быстро приспосабливаются и находят эффективные средства противодействия. В женском волейболе дело дошло до того, что соперницы — японки — даже сумели отобрать у наших девушек титул чемпионок мира.

Наш волейбол, как мне кажется, утерял былую оригинальность, своеобразие, то есть то самое ценное, что приносит высокое самобытное мастерство каждого игрока команды. В результате такой нивелировки наши команды стали мало чем отличаться от многих зарубежных команд.

В других видах спортивных игр все в большей мере делается ставка на тонкое искусство спортсмена в противовес голой силе, а в волейболе такая прогрессивная тенденция еле теплится. Ее почти незаметно. Волейбол — умная, разнообразная, тонкая по своей идее игра подчас подчиняется культу силы. В нем царит сейчас упрощенчество. А отсюда и отсутствие перспектив нового взлета спортивного мастерства и класса игры наших команд. Такие перспективы откроются, если мы будем всячески развивать индивидуальное и техническое и тактическое мастерство волейболистов. Количество командных тактических комбинаций волейбола весьма ограничено сутью самой игры, ее специфическими особенностями. Ведь за последние 15 лет в волейболе не придумано ни одной новой тактической комбинации. Да и придумать их нельзя, ибо волейбол, как ни крутись, ограничен тремя касаниями мяча и сеткой. Значит, надо изыскивать другие источники побед, а они кроются в индивидуальном мастерстве каждого волейболиста.

Конечно, командные комбинации, имеющиеся в тактическом арсенале волейбола, надо всячески совершенствовать, но самое пристальное внимание все же надо уделить шлифовке индивидуального мастерства каждого игрока, обогащать и расширять его технические и тактические возможности. Игровое искусство каждого волейболиста, его умение безошибочно управлять мячом, четко взаимодействовать с партнерами значительно повысит боевой потенциал всей команды.

Алексей АФАНАСЬЕВ, судья всесоюзной категории

Волейбол СССР

  • Обратная связь

Советский волейбол

1927 волейбол, 1935 волейбол, 1937 волейбол, 1957 волейбол, 1958 волейбол, 1964 волейбол, 1968 волейбол, 1975 волейбол, 1976 волейбол, 1978 волейбол, 1982 волейбол, 1988 волейбол, Александр Банов, Александр Белоногов, Александр Ермилов, Александр Кармановский, Александр Маментьев, Александр Портной, Александр Поташник, Александр Русанов, Александр Савин, Александр Таль, Александр Цимлов, Александра Чудина, Александра Шебанова, Алексей АФАНАСЬЕВ, Алексей Якушев, Алиса Галахова, Алиса Крашенинникова, Анастасия Долинская, Анатолий Закржевскии, Анатолий Полищук, Анатолий Седов, Анатолий Чинилин, Анатолий Эйнгорн, Андрей Ивойлов, Анри Ожар, Антонина Моисеева, Антонина Рыжова, Антонина Яшина, БУРЕВЕСТНИК (Алма-Ата), БУРЕВЕСТНИК (Одесса), БУРЕВЕСТНИК (Харьков), Борис ЛЕОНОВ, Борис Ломоносов, Борис Нольде, Борис Терещук, Важа Качарава, Валентин Кравченко, Валентин Полянский, Валентин Салин, Валентин Филиппов, Валентин Хохлов, Валентина Виноградова, Валентина Макарова, Валентина Мишак, Валентина Нилова, Валентина Осколкова, Валентина Свиридова, Валерий Калачихин, Валерий Кравченко, Вацлав Шмидл, Веема Айстере, Виктор Михальчук, Виктор ТЮРИН, Вильям Морган, Вильяр Лоор, Виталий Зенович, Виталий Коваленко, Владимир Андреев, Владимир Артамонов, Владимир Астафьев, Владимир Беляев, Владимир Власов, Владимир Гайлит, Владимир Горбунов, Владимир Иванов, Владимир Китаев, Владимир Кондра, Владимир Мокрушев, Владимир Мокрушов, Владимир Паткин, Владимир Саввин, Владимир Томашевский, Владимир Ульянов, Владимир Чернышев, Владимир Шкурихин, Владимир Шнюков, Владимир Щагин, Владимир Щербаков, Владислав Перцов, Владислав Шамшур, Всесоюзная коллегия судей по волейболу, Всесоюзная секция волейбола, Всесоюзная спартакиада школьников, Всесоюзные юношеские соревнования по волейболу, Вячеслав Зайцев, Вячеслав Платонов, Вячеслав СУЧКОВ, Вячеслав Фокин, Галина Ахматова, Галина Ельницкая, Галина Козлова, Геннадий Гайковой, Геннадий Гончаров, Георгий Гафанович, Георгий Мондзолевский, Георгий Мондзолевский. Семен Щербаков, Герман Смольянинов, Гиви Ахвледиани, Григорий Гранатуров, Григорий Цадыкович, Даймацу Хирофуми, Динамо (Москва), Дмитрий Воскобойников, Евгений АЛЕКСЕЕВ, Евгений Горбачев, Евгений Лапинский, Евгений Яковлев, Евгения Назаренко, Елена Потапова, Елена Чебукина, Ефим Чулак, Жанбек Саурамбаев, Жанбек Сауранбаев, Женская сборная СССР по волейболу, ЗВЕЗДА (Луганск), Зинаида Смольянинова, Золотое правило волейбола, Зоя Козлова, Иван Бугаенков, Иван Тищенко, Игорь Вишмид, Игорь Гуняев, Инна Рыскаль, Ираклий Ахобадзе, Ирина Кириллова, Ирина Колодяжная, Ирина Пархомчук, Ирина Ризен, Ирина Салихова, Йозеф Лабуда, КАЛЕВ (Таллин), Капитолина Федорова, Кира Горбачева, Клавдия Топчиева, Константин Рева, Кубок СССР по волейболу, Кубок европейских чемпионок, ЛОКОМОТИВ (Киев), ЛОКОМОТИВ (Москва), Леонид Тищенко, Леонид Щербаков, Лидия Болдырева, Лидия Логинова, Лидия Охриц, Лидия Сачкова, Лидия Стрельникова, Лилия Каленик, Лирика Иванская, Лия Каленик, Любовь Евтушенко, Любовь Тимофеева, Любовь Тюрина, Людмила Булдакова, Людмила Валентович, Людмила Гуреева, Людмила Мещерякова, Людмила Михайлова, Людмила Перевертова, Людмила Чернышева, Марат Шаблыгин, Марита Катушева, Мария Чичинадзе, Марк Барский, Мелития Кононова, Милития Еремеева, Мирон Винер, Михаил Амалин, Михаил Кочержинский, Михаил Крылов, Михаил Пименов, Михаил Сунгуров, Мужская сборная СССР по волейболу, Надежда Рогозина, Наталья Морозова, Наталья Пшеничникова, Нелли Абрамова, Нелли Щербакова, Нефтяник (Баку), Николай Арунов, Николай Буробин, Николай Герасимов, Николай Карполь, Николай Михеев, Нил Фасахов, Нина Козлова, Нина Мурадян, Нина Смолеева, Ничибо, Октай Агаев, Олег Антропов, Олег ЧЕХОВ, Олимпийский волейбол, Ольга Лещенко, Ольга Соловова, Павел Селиванов, Павел Шенк, Поль Либо, Порфирий Воронин, Радиотехник (Рига), Раиса Кошелева, Регина Моталикова, Роза Салихова, СПАРТАК (Ленинград), Святослав Валицкий, Семен Щербаков, Серафима Кундиренко, Сергей Аракчян, Сергей Буча, Сергей Гаврилов, Сергей Нефедов, Сергей Филиппов, Скайдрите Вегнере, Софья Горбунова, Спартакиада народов РСФСР, Спартакиада народов СССР, Такако Сираи, Тамара Пирогова, Тамара Самбурская, Тамара Тихонина, Татьяна Поняева, Татьяна Родионова, Татьяна Рощина, Татьяна Уткина, Тренажер волейбольный, Уралочка, Федерация волейбола РСФСР, Федерация волейбола СССР, Фуат Косимов, Фукунака Сашине, ЦСК МО, ЦСКА, Чемпионат СССР по волейболу среди мужчин, Эдуард Сибиряков, Эдуард Унгурс, Эллен Леонова, Эмиль Крепкер, Эуген Белов, Юниорская сборная СССР по волейболу, Юрий Арошидзе, Юрий Багон, Юрий Железняк, Юрий КЛЕЩЕВ, Юрий Недолинский, Юрий Поярков, Юрий Савченко, Юрий Соколов, Юрий Сотский, Юрий Старунский, Юрий Фураев, Юрий Худяков, Юрий Чесноков, Юрий Щербаков, Юрис Асс, Японская подача, анализ волейбола, блок волейбол, блокирование в волейболе, игра связующего, история волейбола, капитан команды Антонина Рыжова, кинограмма, команда МАИ, комбинации в волейболе, комбинация Морита, мастер спорта по волейболу, молодежная сборная СССР, одиночное блокирование, пас в волейболе, передача мяча в волейболе, периферическое зрение, планирующая подача, подача в волейболе, правила волейбола, прием мяча в волейболе, сборная РСФСР, сборная СССР по волейболу, связующий игрок, судейство в волейболе, техника волейбола, тренировка волейбол, удар в волейболе, чемпионат СССР по волейболу, чемпионат мира по волейболу, чемпионат ссср по волейболу среди женщин, чехословакии волейбол, эстонский волейбол, юмор волейбол, японский волейбол

Показать все теги

Популярное