Подача в волейболе
Просмотров: 6154
советский волейбол: Евгений АЛЕКСЕЕВ, подача в волейболе
Когда-то волейболисты считали подачу только способом введения мяча в игру. Но теперь представление о подаче в корне изменилось. В современном волейболе это — средство нападения, которое затрудняет противнику организацию атаки, а иногда и сразу приносит очко.
Не забудьте, что подача — единственный технический прием, который выполняется из почти статического положения и не зависит от действий противника. Поэтому у подающего игрока есть все условия, чтобы наиболее четко и обдуманно выполнить этот прием.
Как же добиться, чтобы подача была эффективным оружием нападения? Для этого каждый игрок должен в совершенстве владеть всеми способами подачи и применять их в зависимости от конкретной игровой обстановки.
Кажется, истина эта не нова. Однако на практике мы убеждаемся в том, что она известна далеко не всем игрокам. Что говорить о разрядниках, если даже многие мастера спорта, как правило, подают лишь одним способом!
К тому же многие волейболисты не учитывают конкретной обстановки, не задумываются над тем, как и куда подать мяч. Не уверенные в своем умении, игроки подают как-нибудь, «лишь бы подать». А между тем чаще всего это происходит в конце трудных партий, когда нужно использовать малейшую возможность для выигрыша очка.
В последние годы большое распространение получила сильная верхняя боковая подача.
Что должен учитывать игрок, подающий мяч таким способом? Какие тактические задачи он может решать в этом случае?
Основное, к чему всегда стремится подающий,— максимально усложнить ответные действия противника. Но неверно поступают те игроки, которые, стараясь во что бы то ни стало выиграть очко, подают изо всех сил. Это приводит к неоправданно большим потерям подач.
При сильной боковой подаче, как и при всяком другом способе, мяч нужно направлять на игрока, который наиболее слабо владеет передачей.

На площадке при нынешней расстановке игроков есть слабо прикрываемые зоны (см. рис. 1, где эти зоны заштрихованы). Подача, направленная в такие зоны, значительно осложняет прием сильного мяча.
Особенно выигрышна в этом отношении зона 5. Располагающийся там игрок не может при подаче противника стоять непосредственно за своим партнером из зоны 4, так как мяч после подачи часто идет в разрез между игроками зон 4 и 3, В то же время игрок зоны 4 не может глубоко оттягиваться назад, так как открывается большая зона перед ним. Если же этот игрок попытается принять мяч, направленный в зону 5, не оттягиваясь, судья наверняка зафиксирует захват. Кроме того, из зоны 5 вообще трудно выполнить точную передачу в зону 2 или 3: ведь во время приема мяча игрок должен повернуться минимум на 50—70° вправо.
Эффективна и подача, направленная в зону 6 ближе к задней линии. Ведь игрок зоны 6 не имеет права оттянуться назад, так как ставится под угрозу вся середина поля.


Сейчас очень широко используется выход игроков тыловых зон (1 и 6) к сетке для распасовки мяча. При этом есть два варианта выходов: из своей зоны (рис. 2) и из-за игрока (рис. 3). В обоих случаях выходящие игроки располагаются насколько возможно ближе к сетке с тем, чтобы быстрее оказаться у сетки и спокойно выполнить вторую передачу.
В первом, варианте неохраняемая зона меньше; если мяч идет на выходящего игрока, он остается на месте и принимает подачу; Во втором варианте неохраняемые зоны больше, ибо игроки зон 1 и 6 не принимают участия в приеме подачи.
Подающий должен стремиться, чтобы мяч шел как можно ниже над сеткой. В самом деле, чем ближе к сетке наивысшая точка траектории полета мяча, тем меньшее расстояние он проходит. А приготовиться к приему мяча, особенно если он идет прямо на игрока,— труднее.
Не менее эффективна, чем боковая, и верхняя прямая подача. Ее преимущество в том, что можно значительно точнее направить мяч в намеченное место площадки противника. К тому же упорной тренировкой можно добиться того, что верхняя подача и по силе не будет уступать боковой.
Пользуясь верхней прямой подачей, волейболист должен точно посылать мячи в незащищенные места площадки противника, на соперников, слабо владеющих приемом подачи, на выходящих вперед игроков защиты.
Наибольший эффект дает сочетание сильной подачи с обманной, тихой.
Ожидая сильную подачу, игроки противника вынуждены оттягиваться за линию нападения. Если в этот момент подать мяч так, чтобы он опустился на площадке противника близко к сетке, его будет нелегко принять. Лучше всего в этом случае направить мяч в зону 3 или 4, откуда наиболее трудно сделать первую передачу (4).

Сейчас многие команды применяют заслоны: игроки зон 2, 3, 6 и 4 закрывают подающего партнера от игроков противника. К выполнению этого приема нельзя подходить бездумно. Прежде всего, участвующие в заслоне игроки должны стоять как можно плотнее. Кроме того, очень важно учитывать и направление подачи.
Имеет свои особенности и игра на открытой площадке.
При сильной боковой подаче очень важно учитывать направление ветра. Если ветер попутный, надо отойти от места подачи на 1—4 метра (в зависимости от силы ветра). Если этого не сделать, мяч будет идти за площадку. При подаче против ветра следует посылать мяч по более высокой траектории; встречный ветер прижимает мяч, и он может задеть сетку.

Во время соревнования на открытых площадках при легком ветре и ярком солнце целесообразно применять подачу «свечой» (рис. 5). Мяч при такой подаче опускается на поле противника близко у сетки, вертикально, а при небольшом ветре немного колеблется. Принимать такой мяч очень трудно, особенно если играешь против солнца.
Чтобы совершенствоваться в подачах, полезно на тренировках подавать в определенные зоны. Такие упражнения могут носить соревновательный характер.

В зале можно расчертить мелом на площадке зоны, куда Следует подавать. На открытом воздухе желательно оборудовать учебно-тренировочную площадку (рис. 6). Здесь можно учиться не только подавать, но и принимать мяч от стенки. Эта площадка удобна тем, что после нападающих ударов и подач мячи, отскочив от стенки, возвращаются к игрокам.
Е. АЛЕКСЕЕВ, мастер спорта.