Поговорим о юношеском волейболе
Просмотров: 1994
Много неприятных переживаний в течение довольно долгого времени доставляли спортивной общественности проигрыши наших сборных по волейболу. Но вот на чемпионате мира прошлого года в Париже наши женщины заняли первое место, а мужчины — третье. И все как-то успокоились. Безусловно, выступление советских волейболистов было шагом вперед по сравнению с неудачами последних лет. Но какие же перспективы у нашего волейбола? Как скоро удастся нашим спортсменам вновь прочно завоевать титул сильнейших в мире?
Чтобы хоть примерно сказать, каким будет советский волейбол завтра, необходимо знать, как сейчас играют юношеские команды Ведь именно они, нынешние юноши и Девушки, через 3—4 года будут на международной арене представлять спортивное движение нашей страны В этом смысле о многом могут сказать всесоюзные состязания юношеских команд спортивных обществ и ведомств, представленных в классе «А». Соревнования эти проходили в январе в Харькове — одном из «волейбольных центров» страны.
Харьковчане — искушенные зрители, и тем не менее спортивный зал «Динамо» в дни юношеских состязаний никогда не пустовал. Что же увлекло зрителей на этих встречах?
Прежде всего—хороший спортивный азарт, исключительно острая борьба за победу.
И действительно, стоило, например, посмотреть на то, как ноши московского «Локомотива» самоотверженно «доставали» такие мячи, которых даже наши мастера иной раз не пытаются принимать.
стоило понаблюдать игру и девушек бакинского «Нефтяника" Самые молодые — и по возрасту и по опыту — азербайджанские спортсменки цепко и в общем уверенно играли с серьезными соперниками, а если и уступали победу, то лишь в упорной борьбе.
И так играли не только эти две команды. Достаточно сказать, что почти половина встреч (из 60) продолжалась от 1‘/2 до 2 часов И если юным волейболистам порой не хватало мастерства, технического умения, то их спортивный задор, которого так недостает порой сильнейшим командам взрослых, не мог не радовать Однако для классного волейбола одного темперамента недостаточно. Необходимо спортивное мастерство. А есть ли оно у юношей и девушек?
Конечно, упорство в поединках в значительной степени объясняется усилением общей игры команд. Ни в одном коллективе не было односторонних волейболистов, которые умели бы только завершать атаки и оказывались лишними на задней линии, или наоборот Именно разносторонность, умение и сильно нападать и цепко защищаться отличает лучших игроков этих состязаний: девушек — О. Поправке («Буревестник», Харьков), Е Маланину («Спартак», Москва), шестнадцатилетних Е. Панькину («Нефтяник», Баку), А. Тишкевич («Локомотив», Москва) и Ц. Абуашвили («Буревестник», Тбилиси), пятнадцатилетних Э. Толкачеву («Нефтяник», Баку) и Т. Аллиман («Калев», Таллин); юношей— В. Целыковского («Динамо», Москва), И Данилова и А. Звайзгните («Даугава», Рига), А. Журавлева («Спартак», Москва), В. Шнюкова («Буревестник», Одесса), шестнадцатилетнего О Румянцева («Буревестник», Свердловск).
Сдвиги в игре юных есть. И все-таки нельзя не сделать печального вывода: мастерство юношей и девушек растет крайне медленно.
Техническая подготовленность большинства участников соревнований слаба В защите волейболисты играют очень старательно, но ошибок при выполнении передачи, особенно первой, еще очень много Оставляет желать лучшего и техника атакующих ударов. Она слишком однообразна. Нападающие на этих соревнованиях в основном применяли только прямой удар. Некоторые волейболисты владеют боковым или кистевым ударом. Но ничего другого у них на вооружении не было. Буквально по пальцам можно пересчитать спортсменов, сравнительно свободно владеющих ударами как правой, так и левой рукой, ударами поверх блока и ударами с переводом (Целыковский, Журавлев, Шнюков, Щагина, Панькина).
Не лучше и тактика команд, даже сильнейших.Как правило, у девушек — это примитивная игра в три касания. Немногим более разнообразна тактика и у юношей. Лишь юноши ЦСК МО, рижской «Даугавы», одесского «Буревестника» и девушки московского «Спартака» и таллинского «Калева» пытались разнообразить игру, да и то очень робко и только в исключительно благоприятных условиях.
Характерное явление. Юноши знакомы с разнообразными вариантами атак, но применять их не умеют. В этом отношении показательна встреча волейболистов Одессы и Куйбышева. Одесситы, выиграв две партии, попробовали в третьей применить комбинации. На этих попытках они проиграли 6 очков, которые оказались для них роковыми. Одесситы так растерялись, что проиграли не только эту партию, но и всю встречу.
Но, пожалуй, самое плохое то, что юные волейболисты почти не пытаются тактически мыслить во время игры. Разумеется, для подлинно творческой игры нужны известная зрелость и немалый опыт. Однако тренеры обязаны были научить своих воспитанников понимать создающуюся игровую обстановку, улавливать ее изменения и действовать, сообразуясь с ней.
Вот как, например, атакуют частенько юноши. Поставил ли противник одиночный, двойной или тройной блок или, наоборот, блокирующие не успели прыгнуть, — не считаясь ни с чем, нападающий бьет изо всех сил. И хотя мяч не пробивает блока, каждым следующим ударом игрок опять и опять посылает его в то же место. А ведь можно было бы попытаться ударить не в полную силу в обвод блока или тихо перекинуть мяч. Нет! Даже в тех редких случаях, когда волейболисты и старались вводить противника в заблуждение, попытки эти в большинстве случаев заканчивались неудачами.
Не лучше нападали и те, кто обладал хотя бы минимальным разнообразием ударов. Это разнообразие было не столько оружием в атаке, сколько вынужденным спасительным средством, помогающим выйти из затруднительного положения. Когда они били левой рукой? Когда пасующий неточно передавал мяч и тот пролетал игрока. Когда применялся боковой удар? В случае, если мяч был направлен далеко от сетки, а игрок занимал неправильную позицию, находясь близко к сетке.
Часто волейболисты бессистемно играли и на задней линии. Нередко из-за непродуманных передач наиболее результативные в своих командах Шибина и Тишкевич, находясь у сетки, оказывались разыгрывающими игроками.
И уж совсем редко юные волейболисты умели тактически правильно осмыслить предстоявшую встречу и заранее наметить план, исходя из своих возможностей и особенностей игры противника. Насколько ценно такое качество, показала встреча девушек «Нефтяника» и «Калева». И без того подвижные, азербайджанские спортсменки постарались провести матч в еще более быстром темпе, чем обычно. Медлительные эстонки не смогли ни навязать соперницам свою манеру игры, ни приспособиться к предложенному темпу — и проиграли.
Другой пример. Встречались волейболисты ЦСК МО и рижской «Даугавы». И те и другие играют исключительно быстро. Но юные москвичи применили неожиданную для рижан тактику: всеми дозволенными средствами они сбивали темп. Это во многом помешало рижанам выйти победителями из такой важной для них встречи.
К сожалению, подобные примеры являются лишь счастливым исключением. В целом наши юные волейболисты еще слабо понимают игру.
Все виденное нами в Харькове приводит к мысли: у сильнейших волейболистов страны нет сейчас достойной смены. Ведь о наличии полноценного резерва можно говорить только тогда, когда в лучших юношеских командах страны (а в Харькове было много сильных коллективов) вырастает к 17 годам игрок, который может претендовать на то, чтобы войти в первую сборную своего общества и успешно в ней выступать. К сожалению, таких волейболистов на юношеских соревнованиях нынешнего года, как и в состязаниях предыдущих лет, были единицы.
Попытки ввести лучших юных волейболистов в первую команду взрослых часто не приводили к хорошему. Новый игрок обычно терялся, и проходило немало времени, прежде чем он начинал более или менее уверенно ориентироваться на площадке. Так, например, произошло со способным спартаковским волейболистом Н. Арутюновым. Юношеская команда не была для него настоящей школой, и когда два года назад его включили в первую сборную «Спартака», он не оправдал возложенных на него надежд. Мало пользы принесло команде московского «Локомотива» включение в состав первой шестерки А. Марченко, бесспорно лучшего игрока юношеских соревнований 1955 года.
* * *
В чем же причина того, что класс игры наших юношей и девушек все еще далек от требований современного волейбола? В первую очередь в том, что во многих местах к юношескому волейболу относятся недостаточно серьезно. Не случайно, например, в Харьков на всесоюзные соревнования со многими командами приехали «тренеры на час», люди, которые не работали с этими коллективами. С юношами МАИ, например, прибыл Загородников, хотя тренировал их Логинов. С волейболистами свердловского «Буревестника» вместо Кильчевекого приехал Третяк. С коллективом игроков ленинградского Дома офицеров прибыл Квашенников, который вообще не работает с юношескими командами. И уж совершенно из ряда вон выходящий случай произошел с волейболистами Куйбышевского Дома офицеров: у них в роли тренера выступал... десятый игрок команды, оказавшийся слабее других и поэтому не попавший в основной состав.
У семи команд, выступавших в соревнованиях, за прошедший год сменились тренеры. О какой же целенаправленной учебной работе может идти речь? Каждый новый тренер думает лишь о том, как бы выиграть на ближайших соревнованиях. Поэтому в команду подбирают игроков, исходя не из их перспективных возможностей, а лишь из того, что они могут дать сегодня.
Впрочем, мало думают о резерве для своих команд и постоянные тренеры. Разительный случай: юноши московского «Локомотива», прошлогодние победители, заняли в Харькове лишь восьмое место! И все потому, что из команды ушли сильные игроки (такие, как Марченко), а хорошей замены им не нашлось. Упорно боролись в этом году за первое место московские динамовки. Но в команде не видно молодых способных игроков, и на следующий год, когда по возрасту уже не сможет выступать, например, О. Щагина, это очень ослабит команду.
Случайные или часто меняющиеся тренеры не могут, конечно, наладить и настоящую воспитательную работу. Поэтому так бросается в глаза отсутствие у юных волейболистов волевой подготовки. Многие партии заканчивались прямо-таки драматически. Юноши, а еще больше девушки часто так терялись, что переставали совсем играть, делали одну грубейшую ошибку за другой, порой переставали бить и стремились только перекинуть мяч через сетку.
Вот один из таких примеров. Играли девушки московского «Локомотива» и ленинградского «Спартака». Шла упорная борьба — очко в очко. И вот в четвертой партии при счете 14:14 ленинградки и их соперницы не подали подряд 9 раз! (Кстати, за все четыре партии они не подали 60 раз.) Конечно, с одной стороны, это говорит о плохой технической подготовленности игроков. Но главная причина все-таки кроется в слабой волевой подготовке.
Да, тренеры ряда команд плохо воспитывают своих питомцев. А ведь в юношеских командах особенно важна роль тренера как педагога, воспитателя. Непонятной и прямо-таки дикой кажется нам такая картина, когда к тренеру юношей московского «Локомотива» А. Маментьеву подходит игрок и просит у него закурить, а тренер начинает шарить по карманам, отыскивая папироску.
Некоторые тренеры на нарушения режима игроками смотрели сквозь пальцы. Разве К. Богданова, например, не знала, что ее воспитанники московские спартаковцы, сделав зарядку, отправлялись снова на кровать? И, право, немного странно было слушать заслуженного мастера спорта В. Щагина, когда о:н удивленно разводил руками, узнав, что его питомцы — юные динамовцы — перед самой игрой явно не по-спортивному «отметили» день рождения своего товарища...
Вывод напрашивается такой: чтобы в будущем быть среди сильнейших, необходимо пересмотреть отношение к юношескому волейболу.
И прежде всего нужно решить вопрос о тренерах. Недопустимо, когда у волейболистов то и дело меняются тренеры, а значит и методы тренировки. Учебный процесс у волейболиста, начиная от детской секции и кончая сборной командой общества, должен быть подчинен единому плану. Трудно, конечно, требовать, чтобы один и тот же тренер проводил занятия с юношами и со взрослыми. Да это и не нужно. Но общее руководство должен осуществлять тот тренер, который занимается с первой командой. Тогда ему не придется исправлять и даже заново переучивать вчерашних юношей.
Для того, чтобы к регулярным занятиям волейболом привлекались подростки более раннего возраста, неплохо проводить всесоюзные соревнования по двум возрастным группам: 14—15 лет и 16—17. Но не рано ли подростку 14—15 лет участвовать в официальных состязаниях? Нет, не рано. Вспомним, что в Харькове в числе лучших оказались юноши и девушки не только 16, но даже и 15 лет.
Стоило бы изменить и систему розыгрышей, то есть проводить встречи по круговой системе. Действующая сейчас система не выявляет истинного соотношения сил команд-участниц. Посудите сами: в предварительных встречах достаточно одного проигрыша, чтобы команда лишилась права оспаривать первое место. В таком положении оказались, например, волейболистки бакинского «Нефтяника». Во всех соревнованиях они потерпели только одно поражение, а заняли пятое место. В то же время московские железнодорожницы при двух проигрышах вышли на третье место. Две встречи проиграли и эстонские спортсменки, но они оказались на... девятом месте.
Нам кажется, что назрела необходимость создать юношескую сборную страны со своим календарем международных встреч. Опыт встреч с сильнейшими командами других стран будет прекрасной школой для юных волейболистов.
Анализируя причины медленного роста мастерства молодых волейболистов, следует поговорить и о массовости.
Да, детский волейбол приобретает все более организованные формы. Да, в школах преподаватели с увлечением начали обучать детей волейболу, при домах пионеров и спортивных обществах созданы волейбольные секции, в спортивных школах открылись специальные отделения. Все это может только радовать. Но почему же исчезли другие живые и интересные формы работы с детьми? Почему, в частности, дети лишены возможности играть в волейбол в парках культуры и отдыха, играть сами, по своему желанию? Почему в тех же парках так редко выступают теперь'мастера волейбола? А ведь в довоенные годы лучшие волейболисты часто играли, скажем, в Центральном парке культуры и отдыха в Москве, и на этих играх всегда присутствовало множество ребят. Одна такая встреча мастеров «уговорит» заниматься волейболом скорее, чем десятки объявлений о начале приема в спортивную школу!
Казалось бы, это понятно всем. Однако опустели площадки в парках не только Москвы, но и других городов. Тренировки лучших волейболистов проходят при закрытых дверях. Стоит ли доказывать вред такой «замкнутости»?
О юношеском волейболе много говорят. Не пора ли от слов перейти к делу?
Чтобы хоть примерно сказать, каким будет советский волейбол завтра, необходимо знать, как сейчас играют юношеские команды Ведь именно они, нынешние юноши и Девушки, через 3—4 года будут на международной арене представлять спортивное движение нашей страны В этом смысле о многом могут сказать всесоюзные состязания юношеских команд спортивных обществ и ведомств, представленных в классе «А». Соревнования эти проходили в январе в Харькове — одном из «волейбольных центров» страны.
Харьковчане — искушенные зрители, и тем не менее спортивный зал «Динамо» в дни юношеских состязаний никогда не пустовал. Что же увлекло зрителей на этих встречах?
Прежде всего—хороший спортивный азарт, исключительно острая борьба за победу.
И действительно, стоило, например, посмотреть на то, как ноши московского «Локомотива» самоотверженно «доставали» такие мячи, которых даже наши мастера иной раз не пытаются принимать.
стоило понаблюдать игру и девушек бакинского «Нефтяника" Самые молодые — и по возрасту и по опыту — азербайджанские спортсменки цепко и в общем уверенно играли с серьезными соперниками, а если и уступали победу, то лишь в упорной борьбе.
И так играли не только эти две команды. Достаточно сказать, что почти половина встреч (из 60) продолжалась от 1‘/2 до 2 часов И если юным волейболистам порой не хватало мастерства, технического умения, то их спортивный задор, которого так недостает порой сильнейшим командам взрослых, не мог не радовать Однако для классного волейбола одного темперамента недостаточно. Необходимо спортивное мастерство. А есть ли оно у юношей и девушек?
Конечно, упорство в поединках в значительной степени объясняется усилением общей игры команд. Ни в одном коллективе не было односторонних волейболистов, которые умели бы только завершать атаки и оказывались лишними на задней линии, или наоборот Именно разносторонность, умение и сильно нападать и цепко защищаться отличает лучших игроков этих состязаний: девушек — О. Поправке («Буревестник», Харьков), Е Маланину («Спартак», Москва), шестнадцатилетних Е. Панькину («Нефтяник», Баку), А. Тишкевич («Локомотив», Москва) и Ц. Абуашвили («Буревестник», Тбилиси), пятнадцатилетних Э. Толкачеву («Нефтяник», Баку) и Т. Аллиман («Калев», Таллин); юношей— В. Целыковского («Динамо», Москва), И Данилова и А. Звайзгните («Даугава», Рига), А. Журавлева («Спартак», Москва), В. Шнюкова («Буревестник», Одесса), шестнадцатилетнего О Румянцева («Буревестник», Свердловск).
Сдвиги в игре юных есть. И все-таки нельзя не сделать печального вывода: мастерство юношей и девушек растет крайне медленно.
Техническая подготовленность большинства участников соревнований слаба В защите волейболисты играют очень старательно, но ошибок при выполнении передачи, особенно первой, еще очень много Оставляет желать лучшего и техника атакующих ударов. Она слишком однообразна. Нападающие на этих соревнованиях в основном применяли только прямой удар. Некоторые волейболисты владеют боковым или кистевым ударом. Но ничего другого у них на вооружении не было. Буквально по пальцам можно пересчитать спортсменов, сравнительно свободно владеющих ударами как правой, так и левой рукой, ударами поверх блока и ударами с переводом (Целыковский, Журавлев, Шнюков, Щагина, Панькина).
Не лучше и тактика команд, даже сильнейших.Как правило, у девушек — это примитивная игра в три касания. Немногим более разнообразна тактика и у юношей. Лишь юноши ЦСК МО, рижской «Даугавы», одесского «Буревестника» и девушки московского «Спартака» и таллинского «Калева» пытались разнообразить игру, да и то очень робко и только в исключительно благоприятных условиях.
Характерное явление. Юноши знакомы с разнообразными вариантами атак, но применять их не умеют. В этом отношении показательна встреча волейболистов Одессы и Куйбышева. Одесситы, выиграв две партии, попробовали в третьей применить комбинации. На этих попытках они проиграли 6 очков, которые оказались для них роковыми. Одесситы так растерялись, что проиграли не только эту партию, но и всю встречу.
Но, пожалуй, самое плохое то, что юные волейболисты почти не пытаются тактически мыслить во время игры. Разумеется, для подлинно творческой игры нужны известная зрелость и немалый опыт. Однако тренеры обязаны были научить своих воспитанников понимать создающуюся игровую обстановку, улавливать ее изменения и действовать, сообразуясь с ней.
Вот как, например, атакуют частенько юноши. Поставил ли противник одиночный, двойной или тройной блок или, наоборот, блокирующие не успели прыгнуть, — не считаясь ни с чем, нападающий бьет изо всех сил. И хотя мяч не пробивает блока, каждым следующим ударом игрок опять и опять посылает его в то же место. А ведь можно было бы попытаться ударить не в полную силу в обвод блока или тихо перекинуть мяч. Нет! Даже в тех редких случаях, когда волейболисты и старались вводить противника в заблуждение, попытки эти в большинстве случаев заканчивались неудачами.
Не лучше нападали и те, кто обладал хотя бы минимальным разнообразием ударов. Это разнообразие было не столько оружием в атаке, сколько вынужденным спасительным средством, помогающим выйти из затруднительного положения. Когда они били левой рукой? Когда пасующий неточно передавал мяч и тот пролетал игрока. Когда применялся боковой удар? В случае, если мяч был направлен далеко от сетки, а игрок занимал неправильную позицию, находясь близко к сетке.
Часто волейболисты бессистемно играли и на задней линии. Нередко из-за непродуманных передач наиболее результативные в своих командах Шибина и Тишкевич, находясь у сетки, оказывались разыгрывающими игроками.
И уж совсем редко юные волейболисты умели тактически правильно осмыслить предстоявшую встречу и заранее наметить план, исходя из своих возможностей и особенностей игры противника. Насколько ценно такое качество, показала встреча девушек «Нефтяника» и «Калева». И без того подвижные, азербайджанские спортсменки постарались провести матч в еще более быстром темпе, чем обычно. Медлительные эстонки не смогли ни навязать соперницам свою манеру игры, ни приспособиться к предложенному темпу — и проиграли.
Другой пример. Встречались волейболисты ЦСК МО и рижской «Даугавы». И те и другие играют исключительно быстро. Но юные москвичи применили неожиданную для рижан тактику: всеми дозволенными средствами они сбивали темп. Это во многом помешало рижанам выйти победителями из такой важной для них встречи.
К сожалению, подобные примеры являются лишь счастливым исключением. В целом наши юные волейболисты еще слабо понимают игру.
* * *
Все виденное нами в Харькове приводит к мысли: у сильнейших волейболистов страны нет сейчас достойной смены. Ведь о наличии полноценного резерва можно говорить только тогда, когда в лучших юношеских командах страны (а в Харькове было много сильных коллективов) вырастает к 17 годам игрок, который может претендовать на то, чтобы войти в первую сборную своего общества и успешно в ней выступать. К сожалению, таких волейболистов на юношеских соревнованиях нынешнего года, как и в состязаниях предыдущих лет, были единицы.
Попытки ввести лучших юных волейболистов в первую команду взрослых часто не приводили к хорошему. Новый игрок обычно терялся, и проходило немало времени, прежде чем он начинал более или менее уверенно ориентироваться на площадке. Так, например, произошло со способным спартаковским волейболистом Н. Арутюновым. Юношеская команда не была для него настоящей школой, и когда два года назад его включили в первую сборную «Спартака», он не оправдал возложенных на него надежд. Мало пользы принесло команде московского «Локомотива» включение в состав первой шестерки А. Марченко, бесспорно лучшего игрока юношеских соревнований 1955 года.
* * *
В чем же причина того, что класс игры наших юношей и девушек все еще далек от требований современного волейбола? В первую очередь в том, что во многих местах к юношескому волейболу относятся недостаточно серьезно. Не случайно, например, в Харьков на всесоюзные соревнования со многими командами приехали «тренеры на час», люди, которые не работали с этими коллективами. С юношами МАИ, например, прибыл Загородников, хотя тренировал их Логинов. С волейболистами свердловского «Буревестника» вместо Кильчевекого приехал Третяк. С коллективом игроков ленинградского Дома офицеров прибыл Квашенников, который вообще не работает с юношескими командами. И уж совершенно из ряда вон выходящий случай произошел с волейболистами Куйбышевского Дома офицеров: у них в роли тренера выступал... десятый игрок команды, оказавшийся слабее других и поэтому не попавший в основной состав.
У семи команд, выступавших в соревнованиях, за прошедший год сменились тренеры. О какой же целенаправленной учебной работе может идти речь? Каждый новый тренер думает лишь о том, как бы выиграть на ближайших соревнованиях. Поэтому в команду подбирают игроков, исходя не из их перспективных возможностей, а лишь из того, что они могут дать сегодня.
Впрочем, мало думают о резерве для своих команд и постоянные тренеры. Разительный случай: юноши московского «Локомотива», прошлогодние победители, заняли в Харькове лишь восьмое место! И все потому, что из команды ушли сильные игроки (такие, как Марченко), а хорошей замены им не нашлось. Упорно боролись в этом году за первое место московские динамовки. Но в команде не видно молодых способных игроков, и на следующий год, когда по возрасту уже не сможет выступать, например, О. Щагина, это очень ослабит команду.
Случайные или часто меняющиеся тренеры не могут, конечно, наладить и настоящую воспитательную работу. Поэтому так бросается в глаза отсутствие у юных волейболистов волевой подготовки. Многие партии заканчивались прямо-таки драматически. Юноши, а еще больше девушки часто так терялись, что переставали совсем играть, делали одну грубейшую ошибку за другой, порой переставали бить и стремились только перекинуть мяч через сетку.
Вот один из таких примеров. Играли девушки московского «Локомотива» и ленинградского «Спартака». Шла упорная борьба — очко в очко. И вот в четвертой партии при счете 14:14 ленинградки и их соперницы не подали подряд 9 раз! (Кстати, за все четыре партии они не подали 60 раз.) Конечно, с одной стороны, это говорит о плохой технической подготовленности игроков. Но главная причина все-таки кроется в слабой волевой подготовке.
Да, тренеры ряда команд плохо воспитывают своих питомцев. А ведь в юношеских командах особенно важна роль тренера как педагога, воспитателя. Непонятной и прямо-таки дикой кажется нам такая картина, когда к тренеру юношей московского «Локомотива» А. Маментьеву подходит игрок и просит у него закурить, а тренер начинает шарить по карманам, отыскивая папироску.
Некоторые тренеры на нарушения режима игроками смотрели сквозь пальцы. Разве К. Богданова, например, не знала, что ее воспитанники московские спартаковцы, сделав зарядку, отправлялись снова на кровать? И, право, немного странно было слушать заслуженного мастера спорта В. Щагина, когда о:н удивленно разводил руками, узнав, что его питомцы — юные динамовцы — перед самой игрой явно не по-спортивному «отметили» день рождения своего товарища...
Вывод напрашивается такой: чтобы в будущем быть среди сильнейших, необходимо пересмотреть отношение к юношескому волейболу.
И прежде всего нужно решить вопрос о тренерах. Недопустимо, когда у волейболистов то и дело меняются тренеры, а значит и методы тренировки. Учебный процесс у волейболиста, начиная от детской секции и кончая сборной командой общества, должен быть подчинен единому плану. Трудно, конечно, требовать, чтобы один и тот же тренер проводил занятия с юношами и со взрослыми. Да это и не нужно. Но общее руководство должен осуществлять тот тренер, который занимается с первой командой. Тогда ему не придется исправлять и даже заново переучивать вчерашних юношей.
Для того, чтобы к регулярным занятиям волейболом привлекались подростки более раннего возраста, неплохо проводить всесоюзные соревнования по двум возрастным группам: 14—15 лет и 16—17. Но не рано ли подростку 14—15 лет участвовать в официальных состязаниях? Нет, не рано. Вспомним, что в Харькове в числе лучших оказались юноши и девушки не только 16, но даже и 15 лет.
Стоило бы изменить и систему розыгрышей, то есть проводить встречи по круговой системе. Действующая сейчас система не выявляет истинного соотношения сил команд-участниц. Посудите сами: в предварительных встречах достаточно одного проигрыша, чтобы команда лишилась права оспаривать первое место. В таком положении оказались, например, волейболистки бакинского «Нефтяника». Во всех соревнованиях они потерпели только одно поражение, а заняли пятое место. В то же время московские железнодорожницы при двух проигрышах вышли на третье место. Две встречи проиграли и эстонские спортсменки, но они оказались на... девятом месте.
Нам кажется, что назрела необходимость создать юношескую сборную страны со своим календарем международных встреч. Опыт встреч с сильнейшими командами других стран будет прекрасной школой для юных волейболистов.
Анализируя причины медленного роста мастерства молодых волейболистов, следует поговорить и о массовости.
Да, детский волейбол приобретает все более организованные формы. Да, в школах преподаватели с увлечением начали обучать детей волейболу, при домах пионеров и спортивных обществах созданы волейбольные секции, в спортивных школах открылись специальные отделения. Все это может только радовать. Но почему же исчезли другие живые и интересные формы работы с детьми? Почему, в частности, дети лишены возможности играть в волейбол в парках культуры и отдыха, играть сами, по своему желанию? Почему в тех же парках так редко выступают теперь'мастера волейбола? А ведь в довоенные годы лучшие волейболисты часто играли, скажем, в Центральном парке культуры и отдыха в Москве, и на этих играх всегда присутствовало множество ребят. Одна такая встреча мастеров «уговорит» заниматься волейболом скорее, чем десятки объявлений о начале приема в спортивную школу!
Казалось бы, это понятно всем. Однако опустели площадки в парках не только Москвы, но и других городов. Тренировки лучших волейболистов проходят при закрытых дверях. Стоит ли доказывать вред такой «замкнутости»?
О юношеском волейболе много говорят. Не пора ли от слов перейти к делу?
Е. АЛЕКСЕЕВ, мастер спорта.
Э. НИКИШИНА
Э. НИКИШИНА