Качественный прием подачи

Просмотров: 989
Прием подачи в волейболе


Одна из причин неудачных выступлений советских волейболистов на международной арене — большое количество ошибок, допускаемых во время приема подачи противника.

На волейбольном турнире III Международных дружеских игр и на чемпионате СССР 1957 года, например, наши команды, принимая подачу, делали в среднем до трех ошибок за партию (за матч — до пятнадцати). В 1958 году (чемпионат СССР, международные встречи) число таких ошибок увеличилось в партии до четырех-пяти. Динамовцы Москвы в матче с командой СКВО (Рига) не приняли 21 подачу, а рижане—17. Такую же картину дала игра «Спартака» (Ленинград) и «Буревестника» (Одесса). Ленинградцы не сумели принять 20 подач, а одесситы — 24. Чемпион СССР команда ЦСК МО летом 1958 года дважды встречалась с польской командой «Легия», и оба раза хуже принимали подачу наши волейболисты (21 и 26 ошибок — у наших спортсменов, 14 и 17 — у польских).

Недостаточное умение наших волейболистов принимать подачу отразилось в игре мужской сборной СССР на чемпионате Европы 1958 года.

Качественный прием подачи обеспечивают три основных компонента:

1. Высокая индивидуальная техника приема мяча каждым игроком команды.

2. Прием подачи только способом верхней передачи.

3. Правильное исходное положение игроков перед приемом подачи.

Не секрет, что Не все игроки даже наших ведущих команд владеют высокой техникой приема мяча.

Вспоминаешь, с какой строгостью подходили в довоенные годы к подбору игроков в основной состав команды. Кандидата в основной состав прежде всего спрашивали, хорошо ли он принимает подачу. Прежде чем игроку поручали функции нападающего, он проходил длительную и трудную школу передающего игрока. В последние же годы об этом забыли и стали включать многих игроков в основные составы ведущих клубных команд (и даже в сборную СССР) исключительно за нападающую мощь, без учета умения принимать и передавать мяч.

Суровые уроки последних лет со всей неумолимостью напоминают: надо перестраиваться! Необходимо настойчиво обучать игроков искусству приема и передачи мяча. Средств для этого много. Большую пользу, например, могут принести индивидуальные и групповые упражнения с набивными мячами среднего веса. Буквально на каждой тренировке игрокам следует выполнять 150— 200 верхних передач с отскоком мяча от стены. Расстояние между игроком и стеной нужно постепенно увеличивать. Располагаясь в различных зонах площадки, надо почаще тренироваться в приеме подачи. Кроме того, при отработке этого технического приема тренер может сильными ударами с 10—12 метров посылать мяч на игрока, а также несколько вправо и влево от него, с расчетом, чтобы волейболист принимал эти трудные мячи. В учебных играх функции выходящих с задней линии для распасовки мяча у сетки следует чаще поручать игрокам, слабо принимающим мячи. Именно таким способом тренер В. Щагин добился значительного улучшения техники приема и передачи мяча у Г. Смольянинова.

Тренерам прекрасно известно, что качественно принять подачу легче всего способом верхней передачи. В последние же годы основным защитным приемом в наших командах становятся нижние передачи. В результате наши игроки принимают подачу все хуже и хуже. Стремясь уменьшить количество ошибок, многие волейболисты (особенно высокорослые) используют различные варианты приема мяча снизу (в основном двумя руками). Таким путем удается несколько сократить количество ошибок, допускаемых непосредственно при приеме подачи. Мяч принимается, но эффективность дальнейших действий не обеспечивается. Принимая подачу способом снизу, трудно сделать точную первую передачу сразу на удар или на выходящего игрока. Прием подачи по существу превращается в простое подбивание мяча вверх. В этом случае, не может быть и речи о завязке неожиданных тактических комбинаций на передней линии, ибо волей-неволей приходится играть по принципу «не до жиру, быть бы живу» — по шаблонной схеме «в три касания», так, как играли на заре развития волейбола.

Какое исходное положение игроков при приеме подачи наиболее целесообразно?

Большинство тренеров считает лучшим расположение в одну линию. Передние игроки располагаются в одном-двух шагах позади линии нападения, а их партнеры с задней линии стоят тут же за ними, в таком месте, где мяч, направленный подачей выше их вытянутой вверх руки, уходит в аут. При таком расположении игроки, принимая подачу, делают лишь минимальные перемещения, что значительно облегчает их действия.

Какую же исходную стойку волейболиста перед приемом подачи можно считать правильной?

Вначале о положении рук. Локти отведены несколько назад, руки согнуты в локтевых суставах примерно под прямым углом, кисти тыльными сторонами развернуты в стороны (несколько вверх) и поставлены на уровне пояса. Расстояние между большими пальцами равно, примерно, диаметру мяча.

Положение ног. Они чуть согнуты в коленных суставах. Стопы поставлены на ширине плеч. У игроков зон 4 и 5 вперед несколько выдвинута левая нога, у игроков зон 1 и 2 впереди правая нога. И у тех и у других туловище развернуто к середине площадки (так удобнее делать перемещения). Игроки зон 3 и 6 ставят неги в зависимости от своих индивидуальных качеств и с учетом тактики передачи мяча в данной расстановке Туловище незначительно наклоняется вперед, голова держится прямо

О наиболее типичных ошибках в приеме подачи напоминают публикуемые снимки. На некоторых снимках запечатлены и правильные действия волейболистов.

Качественный прием подачи


Волейболисты рижской «Даугавы» приготовились принимать подачу (снимок 1). Но каждый игрок допускает ошибки в исходной стойке. Игрок 8 стоит на выпрямленных ногах. Чтобы принять подачу, ему необходимо согнуть ноги, ибо прием неизбежно связан с большими или малыми перемещениями. Игрок 3 согнул ноги, но расставил их шире плеч: перемещаться из такой стойки неудобно.

Положение ног у игроков 1 и 4 правильно, а вот тыльные поверхности кистей направлены в стороны и больше вниз, а не вверх. Это обстоятельство заставит игроков в момент приема мяча делать лишние движения. У игрока 6 слишком широко расставлены ноги, кончики пальцев рук соприкасаются, а тыльные поверхности кистей направлены несколько вниз. Поэтому при приеме подачи этот игрок вынужден будет проделать много различных движений, согнуть ноги, повернуть кисти ладонями вниз и развести ладони так, чтобы между пальцами образовалось расстояние, примерно равное диаметру мяча. А ведь все эти подготовительные движения можно было проделать заранее. Игрок 11 приготовился выйти вперед для распасовки мяча. Исходное положение, которое он занял, целесообразно. Таким образом у пяти волейболистов, приготовившихся принимать подачу, имеются те или иные ошибки, которые могут свести на нет самые энергичные усилия этих игроков.

Трое игроков команды ЦСК МО — Коваленко, Чесноков и Буробин (снимок 2) перед приемом подачи заранее подняли кисти на уровень лица. Такая стойка вызывает излишнее напряжение при приеме, мешает координированным движениям рук и ног, что зачастую приводит к ошибкам.

Игрок 8 (снимок 4) принял слишком низкую исходную стойку. Из такого положения труднее делать перемещения, чем из средней стойки. Такую же ошибку допустил и игрок, находящийся в зоне 4. Допускает ошибку и волейболистка 11 (снимок 3). Она чрезмерно широко расставила ноги, что помешает маневру на площадке.

Большинство волейболистов ленинградских команд СКВО (снимок 4) и «Спартак» (снимок 5) заняли правильное исходное положение. Исключение составляют лишь игроки зон 4 и 5 в команде СКВО и игроки зон 5 и 2 «Спартака». То же самое можно сказать и об игроках польской команды «Легия» (снимок 6). Положение рук у всех польских волейболистов правильное. Ноги игроков 1, 2 и 5 расставлены слишком широко.

А вот как играли ветераны нашего волейбола — неоднократный призер чемпионата страны в первые послевоенные годы команда Ленинградского Дома офицеров (снимок 7). Положение рук и ног у всех игроков правильное. Только один волейболист (игрок зоны 4) допускает ошибку — держит руки на бедрах.


А. ЭЙНГОРН, заслуженный тренер СССР

И. МЕЩЕРЯГИН,

кандидат педагогических наук

Волейбол СССР

  • Обратная связь

Советский волейбол

1927 волейбол, 1935 волейбол, 1937 волейбол, 1957 волейбол, 1958 волейбол, 1964 волейбол, 1968 волейбол, 1975 волейбол, 1976 волейбол, 1978 волейбол, 1982 волейбол, 1988 волейбол, Александр Банов, Александр Белоногов, Александр Ермилов, Александр Кармановский, Александр Маментьев, Александр Портной, Александр Поташник, Александр Русанов, Александр Савин, Александр Таль, Александр Цимлов, Александра Чудина, Александра Шебанова, Алексей АФАНАСЬЕВ, Алексей Якушев, Алиса Галахова, Алиса Крашенинникова, Анастасия Долинская, Анатолий Закржевскии, Анатолий Полищук, Анатолий Седов, Анатолий Чинилин, Анатолий Эйнгорн, Андрей Ивойлов, Анри Ожар, Антонина Моисеева, Антонина Рыжова, Антонина Яшина, БУРЕВЕСТНИК (Алма-Ата), БУРЕВЕСТНИК (Одесса), БУРЕВЕСТНИК (Харьков), Борис ЛЕОНОВ, Борис Ломоносов, Борис Нольде, Борис Терещук, Важа Качарава, Валентин Кравченко, Валентин Полянский, Валентин Салин, Валентин Филиппов, Валентин Хохлов, Валентина Виноградова, Валентина Макарова, Валентина Мишак, Валентина Нилова, Валентина Осколкова, Валентина Свиридова, Валерий Калачихин, Валерий Кравченко, Вацлав Шмидл, Веема Айстере, Виктор Михальчук, Виктор ТЮРИН, Вильям Морган, Вильяр Лоор, Виталий Зенович, Виталий Коваленко, Владимир Андреев, Владимир Артамонов, Владимир Астафьев, Владимир Беляев, Владимир Власов, Владимир Гайлит, Владимир Горбунов, Владимир Иванов, Владимир Китаев, Владимир Кондра, Владимир Мокрушев, Владимир Мокрушов, Владимир Паткин, Владимир Саввин, Владимир Томашевский, Владимир Ульянов, Владимир Чернышев, Владимир Шкурихин, Владимир Шнюков, Владимир Щагин, Владимир Щербаков, Владислав Перцов, Владислав Шамшур, Всесоюзная коллегия судей по волейболу, Всесоюзная секция волейбола, Всесоюзная спартакиада школьников, Всесоюзные юношеские соревнования по волейболу, Вячеслав Зайцев, Вячеслав Платонов, Вячеслав СУЧКОВ, Вячеслав Фокин, Галина Ахматова, Галина Ельницкая, Галина Козлова, Геннадий Гайковой, Геннадий Гончаров, Георгий Гафанович, Георгий Мондзолевский, Георгий Мондзолевский. Семен Щербаков, Герман Смольянинов, Гиви Ахвледиани, Григорий Гранатуров, Григорий Цадыкович, Даймацу Хирофуми, Динамо (Москва), Дмитрий Воскобойников, Евгений АЛЕКСЕЕВ, Евгений Горбачев, Евгений Лапинский, Евгений Яковлев, Евгения Назаренко, Елена Потапова, Елена Чебукина, Ефим Чулак, Жанбек Саурамбаев, Жанбек Сауранбаев, Женская сборная СССР по волейболу, ЗВЕЗДА (Луганск), Зинаида Смольянинова, Золотое правило волейбола, Зоя Козлова, Иван Бугаенков, Иван Тищенко, Игорь Вишмид, Игорь Гуняев, Инна Рыскаль, Ираклий Ахобадзе, Ирина Кириллова, Ирина Колодяжная, Ирина Пархомчук, Ирина Ризен, Ирина Салихова, Йозеф Лабуда, КАЛЕВ (Таллин), Капитолина Федорова, Кира Горбачева, Клавдия Топчиева, Константин Рева, Кубок СССР по волейболу, Кубок европейских чемпионок, ЛОКОМОТИВ (Киев), ЛОКОМОТИВ (Москва), Леонид Тищенко, Леонид Щербаков, Лидия Болдырева, Лидия Логинова, Лидия Охриц, Лидия Сачкова, Лидия Стрельникова, Лилия Каленик, Лирика Иванская, Лия Каленик, Любовь Евтушенко, Любовь Тимофеева, Любовь Тюрина, Людмила Булдакова, Людмила Валентович, Людмила Гуреева, Людмила Мещерякова, Людмила Михайлова, Людмила Перевертова, Людмила Чернышева, Марат Шаблыгин, Марита Катушева, Мария Чичинадзе, Марк Барский, Мелития Кононова, Милития Еремеева, Мирон Винер, Михаил Амалин, Михаил Кочержинский, Михаил Крылов, Михаил Пименов, Михаил Сунгуров, Мужская сборная СССР по волейболу, Надежда Рогозина, Наталья Морозова, Наталья Пшеничникова, Нелли Абрамова, Нелли Щербакова, Нефтяник (Баку), Николай Арунов, Николай Буробин, Николай Герасимов, Николай Карполь, Николай Михеев, Нил Фасахов, Нина Козлова, Нина Мурадян, Нина Смолеева, Ничибо, Октай Агаев, Олег Антропов, Олег ЧЕХОВ, Олимпийский волейбол, Ольга Лещенко, Ольга Соловова, Павел Селиванов, Павел Шенк, Поль Либо, Порфирий Воронин, Радиотехник (Рига), Раиса Кошелева, Регина Моталикова, Роза Салихова, СПАРТАК (Ленинград), Святослав Валицкий, Семен Щербаков, Серафима Кундиренко, Сергей Аракчян, Сергей Буча, Сергей Гаврилов, Сергей Нефедов, Сергей Филиппов, Скайдрите Вегнере, Софья Горбунова, Спартакиада народов РСФСР, Спартакиада народов СССР, Такако Сираи, Тамара Пирогова, Тамара Самбурская, Тамара Тихонина, Татьяна Поняева, Татьяна Родионова, Татьяна Рощина, Татьяна Уткина, Тренажер волейбольный, Уралочка, Федерация волейбола РСФСР, Федерация волейбола СССР, Фуат Косимов, Фукунака Сашине, ЦСК МО, ЦСКА, Чемпионат СССР по волейболу среди мужчин, Эдуард Сибиряков, Эдуард Унгурс, Эллен Леонова, Эмиль Крепкер, Эуген Белов, Юниорская сборная СССР по волейболу, Юрий Арошидзе, Юрий Багон, Юрий Железняк, Юрий КЛЕЩЕВ, Юрий Недолинский, Юрий Поярков, Юрий Савченко, Юрий Соколов, Юрий Сотский, Юрий Старунский, Юрий Фураев, Юрий Худяков, Юрий Чесноков, Юрий Щербаков, Юрис Асс, Японская подача, анализ волейбола, блок волейбол, блокирование в волейболе, игра связующего, история волейбола, капитан команды Антонина Рыжова, кинограмма, команда МАИ, комбинации в волейболе, комбинация Морита, мастер спорта по волейболу, молодежная сборная СССР, одиночное блокирование, пас в волейболе, передача мяча в волейболе, периферическое зрение, планирующая подача, подача в волейболе, правила волейбола, прием мяча в волейболе, сборная РСФСР, сборная СССР по волейболу, связующий игрок, судейство в волейболе, техника волейбола, тренировка волейбол, удар в волейболе, чемпионат СССР по волейболу, чемпионат мира по волейболу, чемпионат ссср по волейболу среди женщин, чехословакии волейбол, эстонский волейбол, юмор волейбол, японский волейбол

Показать все теги

Популярное