Качественный прием подачи

Просмотров: 2457
Прием подачи в волейболе


Одна из причин неудачных выступлений советских волейболистов на международной арене — большое количество ошибок, допускаемых во время приема подачи противника.

На волейбольном турнире III Международных дружеских игр и на чемпионате СССР 1957 года, например, наши команды, принимая подачу, делали в среднем до трех ошибок за партию (за матч — до пятнадцати). В 1958 году (чемпионат СССР, международные встречи) число таких ошибок увеличилось в партии до четырех-пяти. Динамовцы Москвы в матче с командой СКВО (Рига) не приняли 21 подачу, а рижане—17. Такую же картину дала игра «Спартака» (Ленинград) и «Буревестника» (Одесса). Ленинградцы не сумели принять 20 подач, а одесситы — 24. Чемпион СССР команда ЦСК МО летом 1958 года дважды встречалась с польской командой «Легия», и оба раза хуже принимали подачу наши волейболисты (21 и 26 ошибок — у наших спортсменов, 14 и 17 — у польских).

Недостаточное умение наших волейболистов принимать подачу отразилось в игре мужской сборной СССР на чемпионате Европы 1958 года.

Качественный прием подачи обеспечивают три основных компонента:

1. Высокая индивидуальная техника приема мяча каждым игроком команды.

2. Прием подачи только способом верхней передачи.

3. Правильное исходное положение игроков перед приемом подачи.

Не секрет, что Не все игроки даже наших ведущих команд владеют высокой техникой приема мяча.

Вспоминаешь, с какой строгостью подходили в довоенные годы к подбору игроков в основной состав команды. Кандидата в основной состав прежде всего спрашивали, хорошо ли он принимает подачу. Прежде чем игроку поручали функции нападающего, он проходил длительную и трудную школу передающего игрока. В последние же годы об этом забыли и стали включать многих игроков в основные составы ведущих клубных команд (и даже в сборную СССР) исключительно за нападающую мощь, без учета умения принимать и передавать мяч.

Суровые уроки последних лет со всей неумолимостью напоминают: надо перестраиваться! Необходимо настойчиво обучать игроков искусству приема и передачи мяча. Средств для этого много. Большую пользу, например, могут принести индивидуальные и групповые упражнения с набивными мячами среднего веса. Буквально на каждой тренировке игрокам следует выполнять 150— 200 верхних передач с отскоком мяча от стены. Расстояние между игроком и стеной нужно постепенно увеличивать. Располагаясь в различных зонах площадки, надо почаще тренироваться в приеме подачи. Кроме того, при отработке этого технического приема тренер может сильными ударами с 10—12 метров посылать мяч на игрока, а также несколько вправо и влево от него, с расчетом, чтобы волейболист принимал эти трудные мячи. В учебных играх функции выходящих с задней линии для распасовки мяча у сетки следует чаще поручать игрокам, слабо принимающим мячи. Именно таким способом тренер В. Щагин добился значительного улучшения техники приема и передачи мяча у Г. Смольянинова.

Тренерам прекрасно известно, что качественно принять подачу легче всего способом верхней передачи. В последние же годы основным защитным приемом в наших командах становятся нижние передачи. В результате наши игроки принимают подачу все хуже и хуже. Стремясь уменьшить количество ошибок, многие волейболисты (особенно высокорослые) используют различные варианты приема мяча снизу (в основном двумя руками). Таким путем удается несколько сократить количество ошибок, допускаемых непосредственно при приеме подачи. Мяч принимается, но эффективность дальнейших действий не обеспечивается. Принимая подачу способом снизу, трудно сделать точную первую передачу сразу на удар или на выходящего игрока. Прием подачи по существу превращается в простое подбивание мяча вверх. В этом случае, не может быть и речи о завязке неожиданных тактических комбинаций на передней линии, ибо волей-неволей приходится играть по принципу «не до жиру, быть бы живу» — по шаблонной схеме «в три касания», так, как играли на заре развития волейбола.

Какое исходное положение игроков при приеме подачи наиболее целесообразно?

Большинство тренеров считает лучшим расположение в одну линию. Передние игроки располагаются в одном-двух шагах позади линии нападения, а их партнеры с задней линии стоят тут же за ними, в таком месте, где мяч, направленный подачей выше их вытянутой вверх руки, уходит в аут. При таком расположении игроки, принимая подачу, делают лишь минимальные перемещения, что значительно облегчает их действия.

Какую же исходную стойку волейболиста перед приемом подачи можно считать правильной?

Вначале о положении рук. Локти отведены несколько назад, руки согнуты в локтевых суставах примерно под прямым углом, кисти тыльными сторонами развернуты в стороны (несколько вверх) и поставлены на уровне пояса. Расстояние между большими пальцами равно, примерно, диаметру мяча.

Положение ног. Они чуть согнуты в коленных суставах. Стопы поставлены на ширине плеч. У игроков зон 4 и 5 вперед несколько выдвинута левая нога, у игроков зон 1 и 2 впереди правая нога. И у тех и у других туловище развернуто к середине площадки (так удобнее делать перемещения). Игроки зон 3 и 6 ставят неги в зависимости от своих индивидуальных качеств и с учетом тактики передачи мяча в данной расстановке Туловище незначительно наклоняется вперед, голова держится прямо

О наиболее типичных ошибках в приеме подачи напоминают публикуемые снимки. На некоторых снимках запечатлены и правильные действия волейболистов.

Качественный прием подачи


Волейболисты рижской «Даугавы» приготовились принимать подачу (снимок 1). Но каждый игрок допускает ошибки в исходной стойке. Игрок 8 стоит на выпрямленных ногах. Чтобы принять подачу, ему необходимо согнуть ноги, ибо прием неизбежно связан с большими или малыми перемещениями. Игрок 3 согнул ноги, но расставил их шире плеч: перемещаться из такой стойки неудобно.

Положение ног у игроков 1 и 4 правильно, а вот тыльные поверхности кистей направлены в стороны и больше вниз, а не вверх. Это обстоятельство заставит игроков в момент приема мяча делать лишние движения. У игрока 6 слишком широко расставлены ноги, кончики пальцев рук соприкасаются, а тыльные поверхности кистей направлены несколько вниз. Поэтому при приеме подачи этот игрок вынужден будет проделать много различных движений, согнуть ноги, повернуть кисти ладонями вниз и развести ладони так, чтобы между пальцами образовалось расстояние, примерно равное диаметру мяча. А ведь все эти подготовительные движения можно было проделать заранее. Игрок 11 приготовился выйти вперед для распасовки мяча. Исходное положение, которое он занял, целесообразно. Таким образом у пяти волейболистов, приготовившихся принимать подачу, имеются те или иные ошибки, которые могут свести на нет самые энергичные усилия этих игроков.

Трое игроков команды ЦСК МО — Коваленко, Чесноков и Буробин (снимок 2) перед приемом подачи заранее подняли кисти на уровень лица. Такая стойка вызывает излишнее напряжение при приеме, мешает координированным движениям рук и ног, что зачастую приводит к ошибкам.

Игрок 8 (снимок 4) принял слишком низкую исходную стойку. Из такого положения труднее делать перемещения, чем из средней стойки. Такую же ошибку допустил и игрок, находящийся в зоне 4. Допускает ошибку и волейболистка 11 (снимок 3). Она чрезмерно широко расставила ноги, что помешает маневру на площадке.

Большинство волейболистов ленинградских команд СКВО (снимок 4) и «Спартак» (снимок 5) заняли правильное исходное положение. Исключение составляют лишь игроки зон 4 и 5 в команде СКВО и игроки зон 5 и 2 «Спартака». То же самое можно сказать и об игроках польской команды «Легия» (снимок 6). Положение рук у всех польских волейболистов правильное. Ноги игроков 1, 2 и 5 расставлены слишком широко.

А вот как играли ветераны нашего волейбола — неоднократный призер чемпионата страны в первые послевоенные годы команда Ленинградского Дома офицеров (снимок 7). Положение рук и ног у всех игроков правильное. Только один волейболист (игрок зоны 4) допускает ошибку — держит руки на бедрах.


А. ЭЙНГОРН, заслуженный тренер СССР

И. МЕЩЕРЯГИН,

кандидат педагогических наук

Волейбол СССР

  • Обратная связь

Советский волейбол

1927 волейбол, 1937 волейбол, 1957 волейбол, 1958 волейбол, 1964 волейбол, 1968 волейбол, 1973 волейбол, 1975 волейбол, 1976 волейбол, 1978 волейбол, 1979 волейбол, 1982 волейбол, 1988 волейбол, АДК, Александр Ермилов, Александр Кармановский, Александр Портной, Александр Поташник, Александр Савин, Александр Степанов, Александр Таль, Александр Цимлов, Александра Чудина, Александра Шебанова, Алексей АФАНАСЬЕВ, Алексей Якушев, Алиса Галахова, Анастасия Долинская, Анатолий Макогонов, Анатолий Полищук, Анатолий Седов, Анатолий Чинилин, Анатолий Эйнгорн, Ангел Барзашки, Андрей Ивойлов, Антонина Моисеева, Антонина Рыжова, Антонина Яшина, БУРЕВЕСТНИК (Алма-Ата), БУРЕВЕСТНИК (Москва), БУРЕВЕСТНИК (Одесса), БУРЕВЕСТНИК (Харьков), Белане Шалай, Борис ЛЕОНОВ, Борис Ломоносов, Борис Старжевский, Борис Сторожевский, Борис Терещук, Вадим Поликарпов, Вадим Чебаевский, Важа Качарава, Валентин Лобанов, Валентин Полянский, Валентин Салин, Валентин Филиппов, Валентин Хохлов, Валентина Виноградова, Валентина Мишак, Валентина Нилова, Валентина Осколкова, Валентина Свиридова, Валерий Калачихин, Валерий Кравченко, Василиус Матушевас, Вацлав Шмидл, Вера Озерова, Виктор Коровкин, Виктор Михальчук, Виктор Скворцов, Виктор ТЮРИН, Вильяр Лоор, Виталий Зенович, Виталий Коваленко, Владимир Андреев, Владимир Астафьев, Владимир Беляев, Владимир Власов, Владимир Гайлит, Владимир Горбунов, Владимир Иванов, Владимир Кондра, Владимир Маликов, Владимир Мокрушев, Владимир Паткин, Владимир Питанов, Владимир Рыжов, Владимир Саввин, Владимир Ульянов, Владимир Харитонов, Владимир Чернышев, Владимир Шкурихин, Владимир Шнюков, Владимир Щагин, Владислав Шамшур, Волейбол на снегу, Всесоюзная секция волейбола, Всесоюзная спартакиада школьников, Всесоюзные юношеские соревнования по волейболу, Вячеслав Зайцев, Вячеслав Платонов, Вячеслав СУЧКОВ, Галина Волкова, Галина Димидкова, Галина Ельницкая, Галина Мячина, Геннадий Гайковой, Геннадий Паршин, Георгий Гафанович, Георгий Мондзолевский, Герман Смольянинов, Гиви Ахвледиани, Григорий Гранатуров, Гуннар Блумс, Даймацу Хирофуми, Динамо (Москва), Дмитрий Воскобойников, Дмитрий Носов, Драгомил Коуделка, Евгений АЛЕКСЕЕВ, Евгений Лапинский, Евгений Яковлев, Евира Михайлова-Герасименко, Елена Войт, Елизавета Никитичева, Ефим Чулак, Жанбек Саурамбаев, Женская сборная Белоруссии, Женская сборная СССР по волейболу, ЗВЕЗДА (Луганск), Зинаида Кузькина, Зинаида Смольянинова, Зоя Козлова, Иван Бугаенков, Иван Пряхин, Иван Тищенко, Игорь Шмидт, Инна Рыскаль, Ирина Беспалова, Ирина Кукушкина, Ирина Макагонова, Ирина Салихова, Ирина Седова, Ирина Юрова, Йозеф Мусил, Йозеф Смолка, Капитолина Федорова, Кодзимо Юкио, Константин Рева, Константин Травин, Крепление волейбольной сетки, ЛОКОМОТИВ (Киев), ЛОКОМОТИВ (Москва), Лариса Петренко, Лидия Болдырева, Лидия Логинова, Лидия Сачкова, Лидия Стрельникова, Лилия Каленик, Лилия Коновалова, Лирика Иванская, Любовь Евтушенко, Любовь Тюрина, Людмила Бокова, Людмила Булдакова, Людмила Гуреева, Людмила Макаркина, Людмила Макарова, Людмила Мещерякова, Людмила Чернышева, Людмила Щетинина, Марат Шаблыгин, Марита Катушева, Мария Чичинадзе, Марк Барский, Мелития Кононова, Милития Еремеева, Мирон Винер, Михаил Амалин, Михаил Крылов, Михаил Пименов, Михаил Сунгуров, Мужская сборная СССР по волейболу, Надежда Рагозина, Наталия Барсукова, Наталья Еремина, Наталья Разумова, Нелли Абрамова, Нелли Щербакова, Нефтяник (Баку), Николай Буробин, Николай Вуровин, Николай Карполь, Николай Михеев, Николай Триандофилиди, Нил Фасахов, Нина Смолеева, Нинель Луканина, Ничибо, Октай Агаев, Олег Антропов, Олег Молибога, Олег ЧЕХОВ, Ольга Вербова, Ольга Иванова, Ольга Соловова, Павел Романов, Павел Селиванов, Поль Либо, Радиотехник (Рига), Раймонд Вилде, Роза Салихова, Ростислав Калюжный, СПАРТАК (Ленинград), Светлана Лихолетова, Светлана Никишина, Семен Щербаков, Серафима Кундиренко, Сергей Абрамов, Сергей Аракчян, Сергей Гаврилов, Сергей Нефедов, Софья Горбунова, Спартак (Иркутск), Спартакиада народов РСФСР, Спартакиада народов СССР, Степан Спандарян, Тамара Азорская, Тамара Бубчикова, Тамара Пирогова, Тамара Тихонина, Татьяна Гонобоблева, Татьяна Поняева, Татьяна Родионова, Татьяна Савченко, Татьяна Сарычева, Тойво Томсон, Уралочка, ФИВБ, Федерация волейбола СССР, ЦДСА, ЦСК МО, ЦСКА, Эдуард Сибиряков, Эдуард Унгурс, Эллен Леонова, Эуген Белов, Юрий Арошидзе, Юрий Вейскоп, Юрий Венгеровский, Юрий Железняк, Юрий КЛЕЩЕВ, Юрий Поярков, Юрий Савченко, Юрий Соколов, Юрий Старунский, Юрий Фураев, Юрий Худяков, Юрий Чесноков, Юрий Щербаков, Юрис Асс, Ян Лабуцкас, Японская подача, азербайджанский волейбол, анализ волейбола, блок волейбол, блокирование в волейболе, всесоюзные студеченские игры, групповое блокирование, игра связующего, история волейбола, кинограмма, команда МАИ, комбинации в волейболе, комбинация Морита, мастер спорта по волейболу, навесной мяч, передача мяча в волейболе, периферическое зрение, планирующая подача, подача в волейболе, подводящие упражнения в волейболе, прием мяча в волейболе, приспособление волейбол, распасовщик в волейболе, сборная РСФСР, сборная СССР по волейболу, связующий игрок, судейство в волейболе, техника волейбола, техника передач мяча, тренировка волейбол, удар в волейболе, украинский волейбол, чемпионат СССР по волейболу, чемпионат мира по волейболу, чемпионат ссср по волейболу среди женщин, эстонский волейбол, юношеская комиссия Федерации волейбола СССР, юношеский волейбол, японский волейбол

Показать все теги

Популярное