Упражнения с несколькими мячами
Просмотров: 1452
советский волейбол: Алексей Якушев, Андрей Ивойлов
Для волейболистов третьего разряда
Для развития внимательности, умения ориентироваться на игровой площадке (волейболистам полезно упражняться с несколькими мячами. Упражнения такого типа широко применяются в футболе, баскетболе и других спортивных играх. Исходя из личного опыта тренерской работы, мы рекомендуем упражнения с несколькими мячами для волейболистов третьего разряда. Все эти упражнения максимально приближены к игровым условиям.
1. Передачи после перемещения приставными шагами.
Занимающиеся делятся на две группы и располагаются один за другим в затылок за лицевыми линиями зон 6 на обеих сторонах площадки. По два вспомогательных игрока (они выполняют роль обучающих) стоят с мячами за боковыми линиями зон 1 и 2 одной стороны поля и зон 4 и 5 другой стороны (схема 1).

Каждая группа упражняется на своей стороне площадки. Вспомогательный игрок зоны 1 направляет мяч с небольшой скоростью в середину зоны 6. Первый основной игрок, перемещаясь приставными шагами, принимает мяч, возвращает его вспомогательному игроку и быстро двигается дальше.
В зоне 3 он принимает мяч, посланный с некоторым упреждением вторым вспомогательным игроком, без задержек и точно возвращает мяч и бегом направляется за лицевую линию, где замыкает колонну. Остальные партнеры выполняют то же самое.
Это упражнение выполняется поточно, без заметных пауз. Скорость полета мяча и расстояние от игрока до места, куда направляется мяч, следует постепенно увеличивать.
2. То же упражнение выполняется с тремя вспомогательными игроками и тремя мячами.
3. Оба упражнения игроки выполняют, перемещаясь вперед обычным шагом, с поворотом в сторону направления полета мяча в момент передачи.
4. Передачи после перемещения спиной вперед.
Расположение игроков и содержание упражнения те же. Вначале задание выполняется с двумя, а затем с тремя мячами.
5. Передачи с перемещением вперед и в стороны при трех вспомогательных игроках с тремя мячами.
Игроки расположены в колоннах по одному на лицевых линиях зон 6. Два вспомогательных игрока находятся за боковой линией зон 1 и 2, а третий — напротив, на границе зон 4 и 5.
Игроки из колонны по опереди перемещаются и получают один за другим три мяча, точно передавая их вспомогательным игрокам. Порядок передач виден на схеме 2.

6. Передачи с перемещением вперед и поворотом туловища в момент передачи на 180°.
Четыре вспомогательных игрока стоят за боковыми линиями зон 1, 2,. 5 и 4 (схема 3).

Упражнение выполняется двумя мячами. Первый мяч направляет вспомогательный игрок из-за боковой линии зоны 1. Выполняющий задание после выхода к мячу поворачивается на 180° и передает этот мяч вспомогательному игроку за боковую линию зоны 5. Вспомогательный игрок зоны 4 посылает второй мяч, который передается волейболистом таким же способом вспомогательному игроку за зону 2.
Аналогичные упражнения можно проводить с учетом ориентиров: площадки, сетки и зонного расположения игроков.
1. Передачи в зоны 2, 3 и 4 после перемещения игрока приставными шагами влево.
Выполняющие задание выстраиваются колонной по одному за боковой линией зоны 1. Три вспомогательных игрока стоят у сетки в зонах 2, 3 и 4 (схема 4). Игроки из колонны по одному перемещаются в зону 5 и получают один за другим три мяча. Обязательное условие — точное возвращение мяча игрокам у сетки.

2. То же упражнение, но игроки располагаются за боковой линией зоны 5.
3. Первое и второе упражнения усложняются за счет разнообразия в направлении и скорости полета мячей.
Например: вспомогательный игрок зоны 2 посылает первый мяч с незначительной скоростью, его сосец из зоны 3 производит удар по мячу, а игрок зоны 4 обманным движением неожиданно направляет мяч несколько в сторону от занимающегося, которому приходится принимать такую передачу в падении.
4. То же упражнение выполняется при расположении группы колонной по одному за лицевой линией зоны 1 или 5 и перемещениях вперед и в стороны.
5. Передачи мяча, принятого после сильных ударов. Два волейболиста находятся в зонах 1 и 5.
По два вспомогательных игрока стоят с мячами у сетки в зонах 2 и 4. Вспомогательные игроки зоны 2 поочередно двумя мячами «обстреливают» волейболиста, находящегося в зоне 1, а игроки зоны 4 — защитника зоны 5.
6. То же упражнение, но у сетки, в зонах 2 и 4, находятся по три вспомогательных игрока с тремя мячами.
7. Упражняются группы по пяти игроков.
Трое из них расположены за одной из боковых линий. Они принимают мячи после ударов (типа верхних прямых или боковых подач). Эти подачи выполняют попеременно два других игрока из-за противоположной боковой линии.
Игрокам, принимающим мяч, дается задание: сделать передачу одному из партнеров, который должен точно послать мяч подающему игроку и встать на место для приема второго мяча.
Сила ударов при подаче постепенно увеличивается.
8. Упражнение аналогично первому, но в приеме мяча участвуют не три, а два игрока.
Тем самым упражнение уплотняется.
9. Два предыдущих упражнения видоизменяются тем, что принимающие игроки располагаются На одной стороне площадки, а подающие — на другой.
Чтобы упражняться могли две группы, все поле условно делится пополам. Принимающие игроки находятся в зонах 4 и 6, а подающие — в зоне 1 (на обычном месте для подачи).
10. На площадке (на ее правой и левой сторонах) упражняются две группы, по шести игроков каждая.
Действуют эти группы одинаково. Поэтому расскажем, как упражняется одна группа.
Близ сетки находятся два нападающих с двумя мячами и вспомогательный игрок. По другую сторону сетки — защитник (в зоне 1) и вспомогательные игроки в зоне 2 и за лицевой линией зоны 1 (схема 5).

Нападающий 1 передает мяч вспомогательному игроку у сетки. Оттуда следует вторая передача — на край сетки.
Нападающий 1 разбегается и ударом посылает мяч через сетку в направлении защитника. Приняв мяч, защитник направляет его вспомогательному игроку в зону 4. Последний ловит мяч и перебрасывает его через сетку нападающему 1. Вслед за этим такую же атаку начинает нападающий 2.
11. То же упражнение, но с введением третьего нападающего с третьим мячом.
Нападающие и в этом случае атакуют поочередно со второй передачи от вспомогательного игрока, но не ранее, чем предыдущий мяч возвратится партнеру.
В 10 и 11-м упражнениях необходимо изменять направление нападающих ударов и расположение защитника
.
12. То же упражнение, но с двумя или тремя защитниками, действующими от края и до края площадки. Чтобы не,мешать защитникам смещаться ближе к сетке, нападающие прыгают с укороченного разбега. В этом упражнении число нападающих в группе можно увеличить до четырех. Количество мячей должно соответствовать числу нападающих.
Упражняясь так, волейболисты приобретают важные навыки. Плотность тренировочного занятия при этом возрастает.
А. ЯКУШЕВ, заслуженный мастер спорта
А. ИВОЙЛОВ, мастер спорта
Для развития внимательности, умения ориентироваться на игровой площадке (волейболистам полезно упражняться с несколькими мячами. Упражнения такого типа широко применяются в футболе, баскетболе и других спортивных играх. Исходя из личного опыта тренерской работы, мы рекомендуем упражнения с несколькими мячами для волейболистов третьего разряда. Все эти упражнения максимально приближены к игровым условиям.
1. Передачи после перемещения приставными шагами.
Занимающиеся делятся на две группы и располагаются один за другим в затылок за лицевыми линиями зон 6 на обеих сторонах площадки. По два вспомогательных игрока (они выполняют роль обучающих) стоят с мячами за боковыми линиями зон 1 и 2 одной стороны поля и зон 4 и 5 другой стороны (схема 1).

Каждая группа упражняется на своей стороне площадки. Вспомогательный игрок зоны 1 направляет мяч с небольшой скоростью в середину зоны 6. Первый основной игрок, перемещаясь приставными шагами, принимает мяч, возвращает его вспомогательному игроку и быстро двигается дальше.
В зоне 3 он принимает мяч, посланный с некоторым упреждением вторым вспомогательным игроком, без задержек и точно возвращает мяч и бегом направляется за лицевую линию, где замыкает колонну. Остальные партнеры выполняют то же самое.
Это упражнение выполняется поточно, без заметных пауз. Скорость полета мяча и расстояние от игрока до места, куда направляется мяч, следует постепенно увеличивать.
2. То же упражнение выполняется с тремя вспомогательными игроками и тремя мячами.
3. Оба упражнения игроки выполняют, перемещаясь вперед обычным шагом, с поворотом в сторону направления полета мяча в момент передачи.
4. Передачи после перемещения спиной вперед.
Расположение игроков и содержание упражнения те же. Вначале задание выполняется с двумя, а затем с тремя мячами.
5. Передачи с перемещением вперед и в стороны при трех вспомогательных игроках с тремя мячами.
Игроки расположены в колоннах по одному на лицевых линиях зон 6. Два вспомогательных игрока находятся за боковой линией зон 1 и 2, а третий — напротив, на границе зон 4 и 5.
Игроки из колонны по опереди перемещаются и получают один за другим три мяча, точно передавая их вспомогательным игрокам. Порядок передач виден на схеме 2.

6. Передачи с перемещением вперед и поворотом туловища в момент передачи на 180°.
Четыре вспомогательных игрока стоят за боковыми линиями зон 1, 2,. 5 и 4 (схема 3).

Упражнение выполняется двумя мячами. Первый мяч направляет вспомогательный игрок из-за боковой линии зоны 1. Выполняющий задание после выхода к мячу поворачивается на 180° и передает этот мяч вспомогательному игроку за боковую линию зоны 5. Вспомогательный игрок зоны 4 посылает второй мяч, который передается волейболистом таким же способом вспомогательному игроку за зону 2.
* * *
Аналогичные упражнения можно проводить с учетом ориентиров: площадки, сетки и зонного расположения игроков.
1. Передачи в зоны 2, 3 и 4 после перемещения игрока приставными шагами влево.
Выполняющие задание выстраиваются колонной по одному за боковой линией зоны 1. Три вспомогательных игрока стоят у сетки в зонах 2, 3 и 4 (схема 4). Игроки из колонны по одному перемещаются в зону 5 и получают один за другим три мяча. Обязательное условие — точное возвращение мяча игрокам у сетки.

2. То же упражнение, но игроки располагаются за боковой линией зоны 5.
3. Первое и второе упражнения усложняются за счет разнообразия в направлении и скорости полета мячей.
Например: вспомогательный игрок зоны 2 посылает первый мяч с незначительной скоростью, его сосец из зоны 3 производит удар по мячу, а игрок зоны 4 обманным движением неожиданно направляет мяч несколько в сторону от занимающегося, которому приходится принимать такую передачу в падении.
4. То же упражнение выполняется при расположении группы колонной по одному за лицевой линией зоны 1 или 5 и перемещениях вперед и в стороны.
5. Передачи мяча, принятого после сильных ударов. Два волейболиста находятся в зонах 1 и 5.
По два вспомогательных игрока стоят с мячами у сетки в зонах 2 и 4. Вспомогательные игроки зоны 2 поочередно двумя мячами «обстреливают» волейболиста, находящегося в зоне 1, а игроки зоны 4 — защитника зоны 5.
6. То же упражнение, но у сетки, в зонах 2 и 4, находятся по три вспомогательных игрока с тремя мячами.
7. Упражняются группы по пяти игроков.
Трое из них расположены за одной из боковых линий. Они принимают мячи после ударов (типа верхних прямых или боковых подач). Эти подачи выполняют попеременно два других игрока из-за противоположной боковой линии.
Игрокам, принимающим мяч, дается задание: сделать передачу одному из партнеров, который должен точно послать мяч подающему игроку и встать на место для приема второго мяча.
Сила ударов при подаче постепенно увеличивается.
8. Упражнение аналогично первому, но в приеме мяча участвуют не три, а два игрока.
Тем самым упражнение уплотняется.
9. Два предыдущих упражнения видоизменяются тем, что принимающие игроки располагаются На одной стороне площадки, а подающие — на другой.
Чтобы упражняться могли две группы, все поле условно делится пополам. Принимающие игроки находятся в зонах 4 и 6, а подающие — в зоне 1 (на обычном месте для подачи).
10. На площадке (на ее правой и левой сторонах) упражняются две группы, по шести игроков каждая.
Действуют эти группы одинаково. Поэтому расскажем, как упражняется одна группа.
Близ сетки находятся два нападающих с двумя мячами и вспомогательный игрок. По другую сторону сетки — защитник (в зоне 1) и вспомогательные игроки в зоне 2 и за лицевой линией зоны 1 (схема 5).

Нападающий 1 передает мяч вспомогательному игроку у сетки. Оттуда следует вторая передача — на край сетки.
Нападающий 1 разбегается и ударом посылает мяч через сетку в направлении защитника. Приняв мяч, защитник направляет его вспомогательному игроку в зону 4. Последний ловит мяч и перебрасывает его через сетку нападающему 1. Вслед за этим такую же атаку начинает нападающий 2.
11. То же упражнение, но с введением третьего нападающего с третьим мячом.
Нападающие и в этом случае атакуют поочередно со второй передачи от вспомогательного игрока, но не ранее, чем предыдущий мяч возвратится партнеру.
В 10 и 11-м упражнениях необходимо изменять направление нападающих ударов и расположение защитника
.
12. То же упражнение, но с двумя или тремя защитниками, действующими от края и до края площадки. Чтобы не,мешать защитникам смещаться ближе к сетке, нападающие прыгают с укороченного разбега. В этом упражнении число нападающих в группе можно увеличить до четырех. Количество мячей должно соответствовать числу нападающих.
Упражняясь так, волейболисты приобретают важные навыки. Плотность тренировочного занятия при этом возрастает.
А. ЯКУШЕВ, заслуженный мастер спорта
А. ИВОЙЛОВ, мастер спорта