Подготовка связующего

Просмотров: 5382
Подготовка связующего
ДЕФИЦИТНОЕ АМПЛУА


Подготовка связующего


В 1987 году на турнире памяти Анатолия Чинилина в Москве сборная СССР с разводящей Ириной Пархомчук выиграла первый приз и вселила надежды в сердца поклонников волейбола. Но на чемпионате Европы в Бельгии вновь произошел спад. Да и вообще одной хорошей связующей может оказаться мало на крупном турнире, тем более таком престижном, как приближающаяся Олимпиада-88.

На что надеется руководство? Оказывается, на массовость волейбола. Вот недавнее высказывание заслуженного тренера СССР Владимира Паткина: «...придется бросить упрек тренерам клубов и детских спортшкол. Только в высшей и первой лигах чемпионата страны выступают 24 клуба. В стране 8 школ-интернатов волейбольного профиля, 30 школ олимпийского резерва, 1455 отделений волейбола в обыкновенных спортшколах. Всего — 12 466 штатных тренеров. Неужели мы все вместе не можем воспитать двух современных связующих?»

Но что, если количество не перейдет в качество, как многие годы было до сих пор? Тут, как говорится, на массовость надейся...

Не лучше дела и в мужском волейболе. С кем ни поговоришь — все жалуются: вот, мол, есть у нас лишь один настоящий диспетчер Вячеслав Зайцев, а до его мастерства не поднялся больше никто. Старший наставник сборной СССР Геннадий Паршин по этой причине даже ограничивает тактический арсенал команды: «Мы практикуем систему игры с одним связующим. Но не оттого, что она лучше, чем с двумя пасующими, а потому, что в коллективе нет равноценного Вячеславу Зайцеву второго диспетчера, который так же быстро распасовывал бы мячи».

В чем же скрыты те, вероятно, очень большие, трудности, перед которыми пасуют мастера? Раскрыть секрет мы попросили лучшего связующего мира заслуженного мастера спорта Вячеслава ЗАЙЦЕВА. Он за нашим «круглым столом» и начал разговор о связующих:

— Из года в год волейбол набирает все большие скорости. И наша, и лучшие зарубежные сборные все быстрее проводят свои комбинации. И кое-кто из соперников, в первую очередь команда США, в этом уже сравнялся с нами. Если не перегнал...

Мне кажется, что наибольшие трудности в связи с возросшим темпом игры выпадают на долю связующих (возможно, я тут несколько субъективен, так как веду речь о своем амплуа). Ведь им приходится дирижировать ансамблем, играющим во все более бурном темпе.

Тактическая задача разводящего — перехитрить соперников. Но ныне хитрить научились и обороняющиеся.

Вот разводящему и приходится тщательно маскировать направление пасов. То поворачиваться спиной к партнеру, которого выводит на удар. То, мельком взглянув на блокирующих, отвести от них взгляд — пусть думают, что их не видят. То перед пасом на мгновение повернуть голову не к тому партнеру, кому задумал направить мяч.

Такое состязание в хитрости — при розыгрыше каждого мяча. Длится оно считанные доли секунды, но повторяется не одну сотню раз. Так что психологическая нагрузка на разводящего игрока исключительно высока, а потому волевая стойкость — важнейшее условие стабильности его игры.

Георгий МОНДЗОЛЕВСКИЙ, заслуженный мастер спорта:

— Совершенно верно, в современном волейболе на первый план выходит тактика игры связующего, его творческий потенциал.

Слагаемые успеха — игровое чутье, опытность, сыгранность с партнерами и высокая техничность. Может быть, конкурентам трудно приблизиться к Вячеславу Зайцеву, в частности, потому, что он и в клубе и в сборной постоянно набирался опыта, играя первую скрипку в течение почти полутора десятков лет. Да и прежние связующие сборной — и я и Юрий Старунский — по этой же причине сохраняли свои позиции и после тридцати. Вот что значит опыт игры на высшем уровне.

Проблема подготовки диспетчера — одна из самых острых в спортивных играх. В мужском и женском волейболе, баскетболе, ручном мяче — везде ощущается дефицит разыгрывающих. Самое критическое положение, пожалуй, у волейболистов. Поэтому с них мы и начнем обсуждение.

Нелли ЩЕРБАКОВА, заслуженный тренер СССР, старший тренер женской команды алма-атинского АДК:

— Давно бы следовало поднять вопрос о связующих. А то в последние годы его перестали обсуждать — словно согласились, что он неразрешим.

Наш клуб особенно остро почувствовал нехватку разыгрывающих примерно год назад, когда получила травму Ольга Кривошеева. С ней мы были чемпионами и призерами на первенстве страны, а тут резко сдали позиции.

Николай КАРПОЛЬ, заслуженный тренер СССР, старший тренер женской команды свердловской «Уралочки»:

— А в нашем клубе не существует проблемы связующих. За последние годы до уровня игроков сборной страны поднимались свердловские диспетчеры Лидия Логинова, Светлана Никишина, Ирина Кириллова (ныне Пархомчук). В клубе подрастают новые
диспетчеры: 19-летняя Елена Хакимова, 16-летняя Светлана Василевская, 14-летняя Татьяна Гусева. Правда, я не думаю, что каждая из них со временем станет основной разыгрывающей сборной СССР, но хорошо выступать на клубном уровне смогут все. Мы не рассчитываем, как в некоторых других клубах, заполучить себе готовых связующих со стороны, а сами их готовим...

ЩЕРБАКОВА: — Вот-вот, как раз в этом секрет свердловчанок: они сами для себя воспитывают связующих. Не боятся трудностей, хотя этот процесс длительный. Не сравню его с подготовкой бомбардира. Когда в коллектив мастеров приходит перспективный нападающий, то уже на второй год его ставят в основной состав. А
вот связующии осваивается в новой команде года четыре, если не пять. Ведь нелегко подладиться под каждого бомбардира. Да и взаимоотношения с тренером не сразу сложатся. Требования к разводящему особые. Я, например, добиваюсь, чтобы он полностью меня понимал. Стал бы мне духовно близок. Чтобы разбирался в волейболе не хуже тренера.

КАРПОЛЬ: — Хочу добавить, что диспетчеры, пусть даже выросли в своем клубе, не сразу подходят команде мастеров. Связующий сможет осуществлять в игре тренерские идеи только после того, как несколько лет позанимается под руководством это наставника. Не напрасно мы стали временами привлекать к играм (правда, пока второстепенным) «Уралочки» 14-летнюю разводящую Грачеву.

Корреспондент: —Давайте попробуем определить главное звено в подготовке связующих.


МОНДЗОЛЕВСКИЙ: — Вспомним наших искуснейших диспетчеров. Это Юрий Старунский, Юрий Поярков, Вячеслав Зайцев, Валерий Лосев... Все как на подбор спокойные, выдержанные, рассудительные, коммуникабельные. Такими же по складу характера были и связующие женских сборных страны разных лет — Людмила Булдакова, Нина Мурадян, Антонина Рыжова, Лидия Логинова...

Да и трудно себе представить в роли разводящего игрока темпераментного, горячего, экспансивного. Ведь он чаще каждого нападающего общается с мячом — и любой пас обязан выполнить точно. Если станет остро реагировать на свои передачи, то никакого потенциала нервной энергии не хватит.

КАРПОЛЬ: — Согласен: основа успешной игры связующего — в психологической области. Устойчивость нервной системы, умение переключать внимание, быстрота мысли — все это врожденные качества, трудно поддающиеся развитию. Поэтому тем более важно, есть ли они у ребенка. А вот как это определить — вопрос тренерского умения, интуиции, педагогического мастерства.

ЩЕРБАКОВА: — А по-моему, тренер не всесилен. Только в тесном содружестве с игроком, фанатичнопреданном волейболу, можно достичь общей цепи. Могу привести в пример свою бывшую воспитанницу Марину Кирьякову, ныне выступающую в ЦСКА и в сборной СССР. Мне ее нахваливали все детские тренеры, видевшие ее на спартакиаде школьников. И действительно, в технике ее игры и психологии не было недочетов. Но излишний вес ограничивал подвижность. И как ни старались тренеры АДК и ЦСКА, ничего не удалось добиться. Да и мудрено надеяться на успех, если сам игрок прощает себе недостаток. Все дело в его собственном желании, решимости, старательности. Так Марина до сих пор и не пересилила себя, а потому и не может претендовать на первую роль в сборной.

Корреспондент: — Вероятно, далеко не у всех детских тренеров достаточно интуиции и опыта, чтобы рассмотреть нужные задатки. Как помочь наставникам? Вероятно, есть какие-то объективные признаки, по которым можно ориентироваться...

ЩЕРБАКОВА: — Тут действовать вслепую нельзя. А разглядеть психологические особенности ребенка очень сложно. Тут-то нам и должна помочь спортивная наука: создать серию тестов для юных волейболистов. Их уже можно раскусить в 14—15 лет — кто кем станет

Корреспондент: — А не раскроет ли нам секрет старший тренер «Уралочки»? Как в его клубе готовят диспетчеров?

КАРПОЛЬ: — Никакого секрета у нас нет. Просто мы своевременно определяем, кто способен стать связующим, и специализируем игрока в этом. Считаем, что главное — приобрести опыт игры «на связке». Правда, позже диспетчерам нелегко совершенствоваться в своем амплуа: в команде взрослых играет только один связующий.

МОНДЗОЛЕВСКИЙ: — Да-да. современная система игры 1—5 крепко подвела связующих. Вот раньше другое дело. Для игры по схеме 2—4 команды комплектовались так: 4 основных нападающих, 4 вспомогательных и 4 связующих. Теперь же диспетчеров осталось только двое, а на площадке — один. Трудно открыть новое имя...

ЩЕРБАКОВА: — Я подумала о своей команде. Хорошо, что девочки начинали играть при системе 2—4. Иначе нам бы не воспитать Олю Кривошееву. Ведь она в детской команде была вторым номером, уступая первому в умении сохранять невозмутимость. Но опыта ей удалось набраться. Поэтому попала в большой волейбол и даже в сборную СССР. А та, вторая девушка, вышла замуж, переехала из Алма-Аты и бросила игру.

Копирование современной тактики взрослых сильно вредит юным волейболистам. С этим теперь все согласились. Года четыре назад обязали детские команды играть только по системе 2—4. Так что надежды возросли: появится больше связующих.

МОНДЗОЛЕВСКИЙ: — Нет, дефицит сам собою не исчезнет. Нам нужно внедрить в практику спортшкол специализацию. Если посвятить лет пять целенаправленной подготовке связующего, то успех возможен. Годам к 23—24 мастерство игрока созреет.

Но тут возникает иная опасность: ребенку волейбол может надоесть. Маленькому непоседе трудно повторять неисчислимые серии не таких уж увлекательных технических приемов. Специализация не должна быть излишне ранней. Для лучшего физического развития 10-летних ребятишек нужно разнообразие. Пусть поиграют в футбол, позанимаются гимнастикой, плаванием, акробатикой... Кстати, акробатика особенно важна для связующих — развивает ориентировку в пространстве. Кувырки, кульбиты, прыжки на батуте — и полезно и интересно..

А вот дальше можно уже предлагать специфические упражнения для связующих. Пора спортшколам стать на этот путь. А пока... Достаточно взглянуть на занятия детских команд, чтобы впасть в уныние. Все 15—20 игроков выполняют одинаковые задания. А
почему бы тренеру не выделить, скажем, трех-четырех ребят, чтобы занимались с акцентом на передачи мяча. Тут точность — в прямой зависимости от количества упражнений. И не так уж важно, в каких условиях проходят занятия. Для достижения высокой техничности достаточно даже тренироваться одному у стенки.

Думается, каждый детский тренер в состоянии распределить задания: нападающим — одни, связующим — другие. Будущим диспетчерам можно выделить уголок зала —разучивайте, мол. такие-то и такие-то передачи.

Доведись мне обучать будущих связующих, я бы сделал так. Лет до тринадцати они бы занимались в общей группе — осваивали азы волейбола. А потом оттачивали бы точный пас в специализированной группе. Мячей теперь хватает — не то что в моей юности. Можно всем упражняться в парах, без конца повторяя прием. А чтобы детям не наскучило, давал бы им вволю поиграть на каждом уроке. Пусть проверяют освоенные передачи.

ЩЕРБАКОВА: — Не могу полностью согласиться с Мондзолевским. Ну какой смысл связующим заниматься отдельно? Ведь их главная задача — подлаживаться под бомбардиров. Уж если выделять диспетчеров из группы, то для дополнительных занятий после общей тренировки.

КАРПОЛЬ: — У детских тренеров «Уралочки» немалая практика. Они определяют способности девочки к игре связующей довольно рано, когда ей лет двенадцать-тринадцать. И я не верю, что в клубе будет дефицит диспетчеров, если с ними работать в детских командах. Иное дело, когда все поставлено на самотек, как в спортшколах Министерства просвещения. А таких школ в стране — большинство Но они работают, по сути дела, без заказчика. Кто же с них будет спрашивать?

Там идет гонка за результатами в соревнованиях. Всех высоких определяют в нападающие — они быстрее добывают очки. А пасуют малыши. Но такие разводящие годятся только для детских команд. А в большом волейболе диспетчеру надо и блокировать, и временами нападать, что малышам не под силу. Так что спортшколы Мин-проса работают вхолостую, если оценивать их вклад в подготовку связующих для команд мастеров. Мы же в своем клубе не гонимся за сиюминутными результатами в турнирах детских команд, а готовим волейболисток планомерно.

ЩЕРБАКОВА: — Повезло свердловчанкам на детских тренеров. И как только они угадывают такие качества, как лидерские способности и невозмутимость, без которых нет настоящего диспетчера? Да, связующему нужно держать партнеров в руках. А самому — не реагировать остро на обидные замечания подруг или жесткие нотации тренера. Что греха таить. Мы, наставники мастеров, почти все претензии предъявляем к связующей. Считаем — все зависит от нее. Но ей самой нельзя терять спокойствия.

Идеал в этом отношении — Пархомчук. Ее не выбивают из колеи нотации. И сама она не постесняется сделать замечание нападающей. Хотя кто-то и может обидеться, но я считаю, что лидер так и должен поступать — ведь это в интересах команды.

Думаю, что на примере Пархомчук полезно выявить специфические качества связующей — пусть детский тренер прививает их подопечным.

Корреспондент: — В этом нам, наверное, поможет клубный тренер «Уралочки». Кому, как не ему, хорошо известны все достоинства его воспитанницы.

КАРПОЛЬ: — Прошу извинения, но я не хотел бы отступать от своего принципа: пока волейболистка играет — не хвалить ее.

Практика доказала, что это может повредить игроку. Лучше я скажу, чего Пархомчук не хватает. Это высоты прыжка и стремительности полета мяча при передачах. А ныне все чаще требуется ускорять атаки - и для этого пасовать мяч в высоком прыжке.

Корреспондент: — Давайте обратимся к сборным СССР. Возьмем, к примеру, женскую команду. Как в помощь Пархомчук подготовить хотя бы одну-две связующих высокого класса?

ЩЕРБАКОВА: — Едва ли удастся быстро решить проблему. Ведь начинать нужно с детского волейбола — в нем готовить связующих.

А если надеят ься на ныне действующих мастеров, то едва ли добьемся успеха. Возьмите хотя бы связующую АДК Ольгу Кривошееву. Всем, кажется, хороша: прекрасные физические данные, высокая подвижность и прыгучесть, технична и тактически опытна. Но один нюанс — недостаточно устойчивая нервная система — развеял надежду стать первым номером в сборной. Я знала об этом недостатке своего игрока. Надеялась, что в сборной с помощью психолога поправят дела. Но там этим не занимались. Да и вообще взаимоотношения сборной и женских клубов оставляют желать лучшего. Возвращаясь домой, кандидатка в главную команду страны привозит план индивидуальной работы. В нем сказано, какой прием игроку надо подтянуть. Что исправлять — нам давно известно. Но вот как этого добиться, какими упражнениями? На эти вопросы ответов не дают. А ведь комплексная научная бригада работает на сборные.

КАРПОЛЬ: — Научить игрока пасовать — не такое уж сложное дело. А вот играть в экстремальной обстановке — здесь нужен высший класс. Рост новых связующих тормозится неудачным календарем чемпионата СССР. В нем каждый клуб проводит лишь по 22 матча. Это очень мало. Нужно увеличить минимум вдвое. Тогда кроме лидеров и другим связующим доведется поиграть в ответственных встречах.

Корреспондент: — Но чемпионат СССР — не единственное соревнование в сезоне. Есть и Кубок страны...

КАРПОЛЬ: — Кубок не идет ни в какое сравнение с чемпионатом — не тот престиж. «Уралочка», к примеру, вступила в розыгрыш Кубка молодежным составом. Вот если бы успех в Кубке давал командам право играть, скажем, в европейских турнирах... А так матчи лишены спортивного накала и опыта диспетчерам прибавляют мало.

Записал Владимир УЛЬЯНОВ

Волейбол СССР

  • Обратная связь

Советский волейбол

1927 волейбол, 1935 волейбол, 1937 волейбол, 1957 волейбол, 1958 волейбол, 1964 волейбол, 1968 волейбол, 1975 волейбол, 1976 волейбол, 1978 волейбол, 1982 волейбол, 1988 волейбол, Александр Банов, Александр Белоногов, Александр Ермилов, Александр Кармановский, Александр Маментьев, Александр Портной, Александр Поташник, Александр Русанов, Александр Савин, Александр Таль, Александр Цимлов, Александра Чудина, Александра Шебанова, Алексей АФАНАСЬЕВ, Алексей Якушев, Алиса Галахова, Алиса Крашенинникова, Анастасия Долинская, Анатолий Закржевскии, Анатолий Полищук, Анатолий Седов, Анатолий Чинилин, Анатолий Эйнгорн, Андрей Ивойлов, Анри Ожар, Антонина Моисеева, Антонина Рыжова, Антонина Яшина, БУРЕВЕСТНИК (Алма-Ата), БУРЕВЕСТНИК (Одесса), БУРЕВЕСТНИК (Харьков), Борис ЛЕОНОВ, Борис Ломоносов, Борис Нольде, Борис Терещук, Важа Качарава, Валентин Кравченко, Валентин Полянский, Валентин Салин, Валентин Филиппов, Валентин Хохлов, Валентина Виноградова, Валентина Макарова, Валентина Мишак, Валентина Нилова, Валентина Осколкова, Валентина Свиридова, Валерий Калачихин, Валерий Кравченко, Вацлав Шмидл, Веема Айстере, Виктор Михальчук, Виктор ТЮРИН, Вильям Морган, Вильяр Лоор, Виталий Зенович, Виталий Коваленко, Владимир Андреев, Владимир Артамонов, Владимир Астафьев, Владимир Беляев, Владимир Власов, Владимир Гайлит, Владимир Горбунов, Владимир Иванов, Владимир Китаев, Владимир Кондра, Владимир Мокрушев, Владимир Мокрушов, Владимир Паткин, Владимир Саввин, Владимир Томашевский, Владимир Ульянов, Владимир Чернышев, Владимир Шкурихин, Владимир Шнюков, Владимир Щагин, Владимир Щербаков, Владислав Перцов, Владислав Шамшур, Всесоюзная коллегия судей по волейболу, Всесоюзная секция волейбола, Всесоюзная спартакиада школьников, Всесоюзные юношеские соревнования по волейболу, Вячеслав Зайцев, Вячеслав Платонов, Вячеслав СУЧКОВ, Вячеслав Фокин, Галина Ахматова, Галина Ельницкая, Галина Козлова, Геннадий Гайковой, Геннадий Гончаров, Георгий Гафанович, Георгий Мондзолевский, Георгий Мондзолевский. Семен Щербаков, Герман Смольянинов, Гиви Ахвледиани, Григорий Гранатуров, Григорий Цадыкович, Даймацу Хирофуми, Динамо (Москва), Дмитрий Воскобойников, Евгений АЛЕКСЕЕВ, Евгений Горбачев, Евгений Лапинский, Евгений Яковлев, Евгения Назаренко, Елена Потапова, Елена Чебукина, Ефим Чулак, Жанбек Саурамбаев, Жанбек Сауранбаев, Женская сборная СССР по волейболу, ЗВЕЗДА (Луганск), Зинаида Смольянинова, Золотое правило волейбола, Зоя Козлова, Иван Бугаенков, Иван Тищенко, Игорь Вишмид, Игорь Гуняев, Инна Рыскаль, Ираклий Ахобадзе, Ирина Кириллова, Ирина Колодяжная, Ирина Пархомчук, Ирина Ризен, Ирина Салихова, Йозеф Лабуда, КАЛЕВ (Таллин), Капитолина Федорова, Кира Горбачева, Клавдия Топчиева, Константин Рева, Кубок СССР по волейболу, Кубок европейских чемпионок, ЛОКОМОТИВ (Киев), ЛОКОМОТИВ (Москва), Леонид Тищенко, Леонид Щербаков, Лидия Болдырева, Лидия Логинова, Лидия Охриц, Лидия Сачкова, Лидия Стрельникова, Лилия Каленик, Лирика Иванская, Лия Каленик, Любовь Евтушенко, Любовь Тимофеева, Любовь Тюрина, Людмила Булдакова, Людмила Валентович, Людмила Гуреева, Людмила Мещерякова, Людмила Михайлова, Людмила Перевертова, Людмила Чернышева, Марат Шаблыгин, Марита Катушева, Мария Чичинадзе, Марк Барский, Мелития Кононова, Милития Еремеева, Мирон Винер, Михаил Амалин, Михаил Кочержинский, Михаил Крылов, Михаил Пименов, Михаил Сунгуров, Мужская сборная СССР по волейболу, Надежда Рогозина, Наталья Морозова, Наталья Пшеничникова, Нелли Абрамова, Нелли Щербакова, Нефтяник (Баку), Николай Арунов, Николай Буробин, Николай Герасимов, Николай Карполь, Николай Михеев, Нил Фасахов, Нина Козлова, Нина Мурадян, Нина Смолеева, Ничибо, Октай Агаев, Олег Антропов, Олег ЧЕХОВ, Олимпийский волейбол, Ольга Лещенко, Ольга Соловова, Павел Селиванов, Павел Шенк, Поль Либо, Порфирий Воронин, Радиотехник (Рига), Раиса Кошелева, Регина Моталикова, Роза Салихова, СПАРТАК (Ленинград), Святослав Валицкий, Семен Щербаков, Серафима Кундиренко, Сергей Аракчян, Сергей Буча, Сергей Гаврилов, Сергей Нефедов, Сергей Филиппов, Скайдрите Вегнере, Софья Горбунова, Спартакиада народов РСФСР, Спартакиада народов СССР, Такако Сираи, Тамара Пирогова, Тамара Самбурская, Тамара Тихонина, Татьяна Поняева, Татьяна Родионова, Татьяна Рощина, Татьяна Уткина, Тренажер волейбольный, Уралочка, Федерация волейбола РСФСР, Федерация волейбола СССР, Фуат Косимов, Фукунака Сашине, ЦСК МО, ЦСКА, Чемпионат СССР по волейболу среди мужчин, Эдуард Сибиряков, Эдуард Унгурс, Эллен Леонова, Эмиль Крепкер, Эуген Белов, Юниорская сборная СССР по волейболу, Юрий Арошидзе, Юрий Багон, Юрий Железняк, Юрий КЛЕЩЕВ, Юрий Недолинский, Юрий Поярков, Юрий Савченко, Юрий Соколов, Юрий Сотский, Юрий Старунский, Юрий Фураев, Юрий Худяков, Юрий Чесноков, Юрий Щербаков, Юрис Асс, Японская подача, анализ волейбола, блок волейбол, блокирование в волейболе, игра связующего, история волейбола, капитан команды Антонина Рыжова, кинограмма, команда МАИ, комбинации в волейболе, комбинация Морита, мастер спорта по волейболу, молодежная сборная СССР, одиночное блокирование, пас в волейболе, передача мяча в волейболе, периферическое зрение, планирующая подача, подача в волейболе, правила волейбола, прием мяча в волейболе, сборная РСФСР, сборная СССР по волейболу, связующий игрок, судейство в волейболе, техника волейбола, тренировка волейбол, удар в волейболе, чемпионат СССР по волейболу, чемпионат мира по волейболу, чемпионат ссср по волейболу среди женщин, чехословакии волейбол, эстонский волейбол, юмор волейбол, японский волейбол

Показать все теги

Популярное