Какой пас лучше — «мягкий» или «жесткий»?

Просмотров: 1360
Какой пас лучше — «мягкий» или «жесткий»?


Когда заходит речь о неудачных выступлениях советских волейболистов на международной спортивной арене, зачастую можно услышать утверждения, что раньше (имеются ввиду первые послевоенные годы) наши игроки обладали более высокой техникой и, в частности, несравненно лучше принимали и передавали мяч своим партнерам.
Так ли это? По-моему, такие утверждения не отражают действительности.

До прошлого года мы видели на игровых площадках прославленных ветеранов волейбола, таких, как К. Рева, Г. Ахвледиани и А. Чудина. Это представители того самого «старого» волейбола, который ставится в пример как образец. Но едва ли кто-либо из специалистов станет утверждать, что те же Рева, Ахвледиани и Чудина обладают более совершенной техникой приема и передачи мяча, нежели волейболисты более молодого поколения.

Правда, кое-кто может возразить, сказать, что приведенный пример не совсем удачен, что перечисленные в нем игроки прославились как блестящие мастера нападающего удара, а не искусными передачами. Быть может при этом вспомнят о знаменитом «щагинском пасе» и не преминут сказать: вот, дескать, тот эталон, на который следовало бы держать равнение! Да, действительно, Владимир Щагин обладал изумительным для своего времени пасом.

Я намеренно подчеркнул для своего времени, ибо волейбол во времена Щагина по своему качественному содержанию был иным, чем сейчас. В те времена даже в сильнейших командах страны игроки подразделялись на так называемых «чистых защитников» и «чистых нападающих». И, разумеется, волейболисту легче было специализироваться в чем-нибудь одном (в наступательных или в оборонительных действиях), нежели овладевать разнообразным игровым искусством, без которого мало чего добьешься в современном волейболе.

Ленинградский спартаковец Юрий Худяков пытается принять мяч на выпрямленные руки. Сумеет ли он это сделать без ошибки? Едва ли! Его левая рука гораздо выше правой.


Сильной боковой подачей в то время владели в команде один-два игрока (например, Щагин и Якушев в московском «Динамо», Рева и Гранатуров в команде ЦДКА). Такой, например, эффективнейший прием, как групповое блокирование, применялся лишь эпизодически и, как правило, только против сильнейших нападающих. Когда же так называемые «чистые защитники» при очередном переходе оказывались у сетки, тр соперники получали возможность посылать мяч, что называется, «в пустые ворота». Ударом поверх блока в то время почти никто не пользовался.

Если бы современный зритель волейбольных соревнований мысленно перенесся в это сравнительно недалекое волейбольное прошлое, то его поразили бы резкие контрасты между вчерашним и сегодняшним днем. Ведь то, что ныне стало достоянием всех волейбольных команд классов «А» и «Б» (например, сильная боковая подача, умение любого игрока действовать эффективно и в защите и в нападении), прежде было редким исключением.
Волейбольная техника, особенно такой ее решающий элемент, как прием и передача мяча, требуют ныне более квалифицированных исполнителей. И мы нередко являемся свидетелями того, что даже игроки классных команд владеют не в полной мере тем усовершенствованным техническим оружием, которое появилось на площадках в наше время.

Нападающие действия представляют сейчас весьма грозную силу. Но действие вызывает противодействие. Начались настойчивые поиски противоядия — такого защитного оружия, которое могло бы противостоять бурному натиску. Эти творческие поиски идут и поныне, особенно в таком основном элементе оборонительной техники, как прием и передача мяча.

В волейболе имеются две разновидности приема мяча. Это так называемые «мягкий» и «жесткий» пас. «Мягкий» пас связывался в свое время с именем его наиболее квалифицированного исполнителя — В. Щетина; жесткий— с именем А. Якушева.

«Мягкий» пас получил большее распространение. Не будет ошибки, если сказать, что многие тренеры в своей педагогической работе отдают явное предпочтение «мягкому» пасу. В силу этого их ученики чаще применяют этот прием на игровых площадках. Характерная особенность такого паса состоит в том, что пальцы волейболиста в момент приема слегка согнуты и касаются мяча подушечками всех трех фаланг. Это обеспечивает больший охват мяча и, стало быть, точность передачи. При «жестком» пасе мяч соприкасается вначале только с подушечками первых фаланг. Пальцы при этом более согнуты и напряжены. Касание мяча получается коротким,что следует расценивать, как благоприятный фактор. Однако при этом способе приема из-за меньшего охвата мяча уже нет той точности последующей передачи, которая достигается при «мягком» пасе.

Московский динамовец Юрий Щербаков четко принимает мяч. Его руки полусогнуты, кисти — в ковшеобразном положении


И все же в современном волейболе, в связи с возросшей силой подач и нападающих ударов, все чаще и чаще стал применяться «жесткий» пас. Дело в том, что при таком приеме сильных ударов мяч, попадая даже на напряженные пальцы (их первые фаланги), несколько вдавливается и касается вторых, а иногда и третьих фаланг, но не ладоней, как это часто бывает при «мягком» пасе и фиксируется (по звуку) судьями как двойное касание. К сожалению, многие волейболисты, даже в классных командах, не владеют еще в совершенстве этим ценным техническим приемом. Не все умеют, например, регулировать при «жестком» пасе свои усилия. Все знают, что степень напряжения пальцев должна изменяться в зависимости от силы, с которой послан мяч игроком команды противника, но не каждый умеет проделать это на практике.

Какой же пас все-таки лучше — «мягкий» или «жесткий»?
Когда мне задают такой вопрос, я невольно вспоминаю игру мужской команды СССР на чемпионате мира 1956 года в Париже. В финальном турнире наши волейболисты встретились с румынскими спортсменами. Это была, как говорится, «принципиальная» встреча. Дело в том, что годом раньше на чемпионате Европы наши спортсмены получили от румын весьма суровый урок. Тогда советские волейболисты, выиграв первую партию, проиграли остальные три. Чем объяснялось это поражение? Прежде всего тем, что румыны (все, как один) применяли сильные боковые подачи, а наши игроки недостаточно хорошо владели «жестким» пасом.

Что же произошло в Париже? Наша команда, помня об уроке 1955 года, специально готовилась, тренируя игроков в приеме сильных боковых подач. Но не тут-то было. На этот раз румыны пустили в ход совсем другого «конька». Полной неожиданностью для нас явились примененные ими тихие нацеленные подачи, точные плассированные удары и, особенно, отвлекающие действия. В результате — новое поражение, и с тем же счетом 1:3.

О чем напоминают эти "злополучные проигрыши. Да прежде всего о том, что необходимы дифференцированные усилия при приеме мяча. Надо уметь правильно определять силу ударов (по замаху соперника, по звуку при ударе, скорости полета мяча) и в соответствии с этим строить свои защитные действия, используя тот или иной способ приема и передачи мяча.
А вывод следует сделать такой: обе разновидности приема мяча («мягкий» и «жесткий» пас) должны занять достойное место в техническом арсенале наших волейболистов.

Зачастую и «жесткий» пас (в случаях приема сильных ударов или подач) не дает полной гарантии от двойного касания или так называемого прилипания мяча. Поэтому кое-кто из игроков (например, В. Куринной и Г. Гайковой) несколько видоизменяет положение кистей во время приема. Видимо, эти волейболисты пришли к выводу, что фронтальное расположение кистей рук на мяче, которое рекомендуется в методической Литературе, не всегда обеспечивает надежный технически грамотный прием.

Не случайно Куринной и Гайковой (они играют в различных командах) стали во время приема поворачивать ладони несколько внутрь, одна к другой. Для чего это делается? Для того, чтобы «скрыть» ладони — на случай, если мяч будет послан с большей силой, чем ему будет оказано сопротивление. В результате предплечья и особенно кисти рук при приеме и обратной (по направлению) передаче мяча выполняют несколько иную работу, чем при фронтальном расположении. Такое новшество гарантирует от технических ошибок при выполнении второй передачи и, в еще большей степени, при приеме сильных подач.

Ладони волейболиста расположены фронтально к летящему мячу. В этом положении трудно технически грамотно принять мяч после сильного удара.	  Фото в.Романова


Как видим, некоторые волейболисты идут путем творческих поисков. А вот методическая литература по волейболу, к сожалению, не содержит всесторонних логичных обоснований рациональной техники выполнения приема и передачи мяча, в том числе и «жесткого» паса. В лучшем случае в учебных пособиях даются стандартные стереотипы, на которых, как говорится, далеко не уедешь. Следуя этим стандартам, тренер сможет лишь «натас-
кать» своих учеников, но отнюдь не приучить их к творческой манере игры. А ведь как это важно, когда игрок действует не по заученному шаблону, а творчески, сообразуясь со своими индивидуальными качествами и возникшей игровой ситуацией.
Несколько лет назад кое-кто из тренеров, растерявшись после первых поражений наших волейболистов на международных состязаниях, выступил с предложением радикально изменить технику приема и передачи мяча. Эти товарищи ратовали, например, за то, чтобы скопировать у волейболистов Чехословакии их технический арсенал.

Хочется откровенно сказать, что, хотя спортсмены Чехословакии и добились почетного звания чемпионов мира, технику и тактику их игры нельзя считать безупречной. До сей поры чешские волейболисты не овладели, например, таким прогрессивным тактическим приемом, как нападение с первой передачи. А это безусловно ограничивает их возможности.


В современном волейболе прием мяча после сильных подач и ударов зачастую осуществляется в прыжке или падении, то есть в так называемом безопорном положении. Что же происходит, когда сильная подача принимается на несколько выпрямленные руки? Руки в этом случае как бы уподобляются амортизаторам — смягчают силу удара. Казалось бы, это очень хорошо. Такой способ особенно выгоден тем игрокам, у которых недостаточно развиты кисти и пальцы. Но тут следует оговориться, что прием на несколько выпрямленные руки возможен лишь тогда, когда нападающий удар или подача направлены точно на игрока. Такое идеальное положение в игровой практике бывает довольно редко, особенно во встречах классных команд. Чаще волейболистам приходится принимать мячи, идущие несколько в стороне (слева или справа). Пригодна ли в этих случаях такая модернизированная техника? Конечно, нет. Посмотрите на снимок справа. На нем запечатлен игрок, которому, чтобы принять мяч, пришлось сместить выпрямленные руки в стороны. Одна из рук оказалась короче другой (по отношению к мячу), а это таит в себе опасность неодновременного (двойного) касания мяча. Более же согнутые руки (снимок слева) позволяют сохранить ковшеобразное положение кистей, что гарантирует игрока от технической ошибки.

Любители волейбола хорошо знают игроков сборной СССР Л. Болдыреву и А. Моисееву. Первая из них принимает мяч на несколько выпрямленные руки, вторая — на более согнутые. Что же получается? В результате такого положения рук Болдырева вынуждена страховать себя от возможной технической ошибки (двойное касание) и гораздо чаще, чем Моисеева, принимать сильную подачу не способом сверху, а предплечьями. Это, разумеется, ограничивает в дальнейшем тактические возможности команды. При таком приеме исключается эффективность нападения с первой передачи или с выходом к сетке игрока задней линии.

Преимущество же Моисеевой в техническом отношении несомненно, и на соревнованиях она легко и непринужденно противодействует сильной подаче. Правда, и Моисеева иногда прибегает к приему мяча предплечьями, но делает это лишь в исключительных случаях, когда невозможен прием сверху. Это чаще всего бывает при игре в защите, когда приходится доставать трудный мяч, пролетающий в стороне на большом расстоянии.


Пора подвести итоги сказанному.
У китайского народа есть мудрая поговорка: «Хорошо руководить — это, прежде всего, учиться у того, кем руководишь». Думается, что это подходит и нам, волейбольным тренерам. Нам следует глубже анализировать технику и тактику, применяемую нашими спортсменами. Спорт — дело творческое, и он все время рождает те или иные новшества. Надо зорче наблюдать за всеми большими и малыми изменениями, которые происходят в нашем волейболе, поддерживать все рациональное, отметать все наносное, неоправданное. И особенно следует избегать шарахания из стороны в сторону, от одной крайности в другую, как это имело место у тех волейбольных специалистов, которые необоснованно пытались противопоставить друг другу «мягкий» и «жесткий» пас.

Валентин ФИЛИППОВ, мастер спорта

Волейбол СССР

  • Обратная связь

Советский волейбол

1927 волейбол, 1935 волейбол, 1937 волейбол, 1957 волейбол, 1958 волейбол, 1964 волейбол, 1968 волейбол, 1975 волейбол, 1976 волейбол, 1978 волейбол, 1982 волейбол, 1988 волейбол, Александр Банов, Александр Белоногов, Александр Ермилов, Александр Кармановский, Александр Маментьев, Александр Портной, Александр Поташник, Александр Русанов, Александр Савин, Александр Таль, Александр Цимлов, Александра Чудина, Александра Шебанова, Алексей АФАНАСЬЕВ, Алексей Якушев, Алиса Галахова, Алиса Крашенинникова, Анастасия Долинская, Анатолий Закржевскии, Анатолий Полищук, Анатолий Седов, Анатолий Чинилин, Анатолий Эйнгорн, Андрей Ивойлов, Анри Ожар, Антонина Моисеева, Антонина Рыжова, Антонина Яшина, БУРЕВЕСТНИК (Алма-Ата), БУРЕВЕСТНИК (Одесса), БУРЕВЕСТНИК (Харьков), Борис ЛЕОНОВ, Борис Ломоносов, Борис Нольде, Борис Терещук, Важа Качарава, Валентин Кравченко, Валентин Полянский, Валентин Салин, Валентин Филиппов, Валентин Хохлов, Валентина Виноградова, Валентина Макарова, Валентина Мишак, Валентина Нилова, Валентина Осколкова, Валентина Свиридова, Валерий Калачихин, Валерий Кравченко, Вацлав Шмидл, Веема Айстере, Виктор Михальчук, Виктор ТЮРИН, Вильям Морган, Вильяр Лоор, Виталий Зенович, Виталий Коваленко, Владимир Андреев, Владимир Артамонов, Владимир Астафьев, Владимир Беляев, Владимир Власов, Владимир Гайлит, Владимир Горбунов, Владимир Иванов, Владимир Китаев, Владимир Кондра, Владимир Мокрушев, Владимир Мокрушов, Владимир Паткин, Владимир Саввин, Владимир Томашевский, Владимир Ульянов, Владимир Чернышев, Владимир Шкурихин, Владимир Шнюков, Владимир Щагин, Владимир Щербаков, Владислав Перцов, Владислав Шамшур, Всесоюзная коллегия судей по волейболу, Всесоюзная секция волейбола, Всесоюзная спартакиада школьников, Всесоюзные юношеские соревнования по волейболу, Вячеслав Зайцев, Вячеслав Платонов, Вячеслав СУЧКОВ, Вячеслав Фокин, Галина Ахматова, Галина Ельницкая, Галина Козлова, Геннадий Гайковой, Геннадий Гончаров, Георгий Гафанович, Георгий Мондзолевский, Георгий Мондзолевский. Семен Щербаков, Герман Смольянинов, Гиви Ахвледиани, Григорий Гранатуров, Григорий Цадыкович, Даймацу Хирофуми, Динамо (Москва), Дмитрий Воскобойников, Евгений АЛЕКСЕЕВ, Евгений Горбачев, Евгений Лапинский, Евгений Яковлев, Евгения Назаренко, Елена Потапова, Елена Чебукина, Ефим Чулак, Жанбек Саурамбаев, Жанбек Сауранбаев, Женская сборная СССР по волейболу, ЗВЕЗДА (Луганск), Зинаида Смольянинова, Золотое правило волейбола, Зоя Козлова, Иван Бугаенков, Иван Тищенко, Игорь Вишмид, Игорь Гуняев, Инна Рыскаль, Ираклий Ахобадзе, Ирина Кириллова, Ирина Колодяжная, Ирина Пархомчук, Ирина Ризен, Ирина Салихова, Йозеф Лабуда, КАЛЕВ (Таллин), Капитолина Федорова, Кира Горбачева, Клавдия Топчиева, Константин Рева, Кубок СССР по волейболу, Кубок европейских чемпионок, ЛОКОМОТИВ (Киев), ЛОКОМОТИВ (Москва), Леонид Тищенко, Леонид Щербаков, Лидия Болдырева, Лидия Логинова, Лидия Охриц, Лидия Сачкова, Лидия Стрельникова, Лилия Каленик, Лирика Иванская, Лия Каленик, Любовь Евтушенко, Любовь Тимофеева, Любовь Тюрина, Людмила Булдакова, Людмила Валентович, Людмила Гуреева, Людмила Мещерякова, Людмила Михайлова, Людмила Перевертова, Людмила Чернышева, Марат Шаблыгин, Марита Катушева, Мария Чичинадзе, Марк Барский, Мелития Кононова, Милития Еремеева, Мирон Винер, Михаил Амалин, Михаил Кочержинский, Михаил Крылов, Михаил Пименов, Михаил Сунгуров, Мужская сборная СССР по волейболу, Надежда Рогозина, Наталья Морозова, Наталья Пшеничникова, Нелли Абрамова, Нелли Щербакова, Нефтяник (Баку), Николай Арунов, Николай Буробин, Николай Герасимов, Николай Карполь, Николай Михеев, Нил Фасахов, Нина Козлова, Нина Мурадян, Нина Смолеева, Ничибо, Октай Агаев, Олег Антропов, Олег ЧЕХОВ, Олимпийский волейбол, Ольга Лещенко, Ольга Соловова, Павел Селиванов, Павел Шенк, Поль Либо, Порфирий Воронин, Радиотехник (Рига), Раиса Кошелева, Регина Моталикова, Роза Салихова, СПАРТАК (Ленинград), Святослав Валицкий, Семен Щербаков, Серафима Кундиренко, Сергей Аракчян, Сергей Буча, Сергей Гаврилов, Сергей Нефедов, Сергей Филиппов, Скайдрите Вегнере, Софья Горбунова, Спартакиада народов РСФСР, Спартакиада народов СССР, Такако Сираи, Тамара Пирогова, Тамара Самбурская, Тамара Тихонина, Татьяна Поняева, Татьяна Родионова, Татьяна Рощина, Татьяна Уткина, Тренажер волейбольный, Уралочка, Федерация волейбола РСФСР, Федерация волейбола СССР, Фуат Косимов, Фукунака Сашине, ЦСК МО, ЦСКА, Чемпионат СССР по волейболу среди мужчин, Эдуард Сибиряков, Эдуард Унгурс, Эллен Леонова, Эмиль Крепкер, Эуген Белов, Юниорская сборная СССР по волейболу, Юрий Арошидзе, Юрий Багон, Юрий Железняк, Юрий КЛЕЩЕВ, Юрий Недолинский, Юрий Поярков, Юрий Савченко, Юрий Соколов, Юрий Сотский, Юрий Старунский, Юрий Фураев, Юрий Худяков, Юрий Чесноков, Юрий Щербаков, Юрис Асс, Японская подача, анализ волейбола, блок волейбол, блокирование в волейболе, игра связующего, история волейбола, капитан команды Антонина Рыжова, кинограмма, команда МАИ, комбинации в волейболе, комбинация Морита, мастер спорта по волейболу, молодежная сборная СССР, одиночное блокирование, пас в волейболе, передача мяча в волейболе, периферическое зрение, планирующая подача, подача в волейболе, правила волейбола, прием мяча в волейболе, сборная РСФСР, сборная СССР по волейболу, связующий игрок, судейство в волейболе, техника волейбола, тренировка волейбол, удар в волейболе, чемпионат СССР по волейболу, чемпионат мира по волейболу, чемпионат ссср по волейболу среди женщин, чехословакии волейбол, эстонский волейбол, юмор волейбол, японский волейбол

Показать все теги

Популярное