Тактические варианты организации блокирования
Просмотров: 1699
приемы блокирования
Мяч взлетел над сеткой. Через мгновение сильнейший нападающий волейбольной команды московских динамовцев Смольянинов проведет свой «коронный» боковой удар.
Прыжок.. Удар... Казалось бы мяч неотразим. Но по ту сторону сетки в воздух взвились трое ленинградских спартаковцев, и три пары ладоней создали стенку. Мяч ударился об эту стенку и отскочил обратно.
Новый удар Смольянинова. На этот раз мяч, задев руки блокирующих, меняет направление и летит в сторону. Раздаются дружные рукоплескания зрителей: спартаковец Цимлов в великолепном броске достал этот труднейший мяч и перебросил его обратно через сетку на площадку динамовцев.
Шла вторая партия одной из центральных встреч ленинградского тура чемпионата СССР по волейболу.
Чемпион страны 1957 года ленинградский "Спартак" встречался с лидерами соревнований московскими динамовцами. Первую партию выиграли спартаковцы. Во второй партии динамовцы, казалось, добились перелома в ходе борьбы. Проведя ряд сильных ударов, они вели со счетом 13:5. И вот тут-то спартаковцы убедительно показали, какой замечательный эффект может дать хорошо организованная оборона, четкое блокирование. Команда выиграла десять очков подряд и одержала победу (15:13). Это по существу определило исход встречи.
О чем говорит этот пример? Прежде всего о том, что в современном волейболе умелые оборонительные действия играют не менее важную роль, чем нападающая мощь команды.
Неудачи наших команд в ряде крупных международных волейбольных соревнований последних лет во многом объясняются снижением класса игры в защите.
В чем причины несовершенства тактики и техники защиты в наших командах? Основная причина, на мой взгляд, заключается в том, что игроки недостаточно правильно взаимодействуют при блокировании и не всегда умело действуют на площадке, осуществляя различные тактические варианты защиты. Техника приема сильно летящих мячей однообразна. Групповое блокирование и подстраховка блокирующих организуются недостаточно удовлетворительно.
Зрителям порой кажется, что играть в нападении труднее, нежели в защите. Так ли это? Нет, далеко не так. Каждый волейболист, не колеблясь, скажет, что играть в защите гораздо труднее. Ведь волейболисты атакующей команды, с момента приема мяча, становятся хозяевами положения. Они выбирают место, направление и силу удара, определяют, будет ли он сделан вторым или третьим касанием. Словом, они имеют возможность играть с наибольшей выгодой для себя. Обороняющаяся же команда вынуждена строить защитные действия в зависимости от действий противника. Кто будет бить, с какой передачи, куда и как будет направлен удар — все это непрерывно волнует игроков, находящихся в обороне.
Защитные действия — сложные действия. И каждый волейболист должен приложить максимум усилий и старания, чтобы в совершенстве освоить технику и тактику обороны, особенно блокирования.
О некоторых особенностях постановки блока.
Основная цель одиночного и группового блокирования — преградить путь мячу на свою площадку после удара противника, прикрыть наиболее уязвимые места площадки, либо смягчить удар, ослабив скорость полета мяча, чтобы облегчить его дальнейший прием. К сожалению, блокирующие нередко допускают ошибки. Наиболее типичные из них: перенос рук через сетку, наклон ладоней вперед, слишком широкий просвет (так называемое ок-
но) между руками. При групповом блокировании окна иногда образуются и между ладонями соседних игроков. Эта ошибка ведет к образованию брешей в блоке и, разумеется, снижает его эффективность.
Освоить технику блокирования сравнительно несложно. Гораздо сложнее изучить и претворить в практику тактические особенности этого важного приема. Ведь чаще всего ошибки блокирующих игроков носят характер тактических промахов. Ставя блок, игроки далеко не всегда учитывают тактику нападения противника.
По своему характеру блокирование бывает зонным и подвижным. В первом случае закрывается от удара противника заранее обусловленное направление, независимо от того, куда в данный момент в действительности посылается мяч. Применяя подвижной блок, волейболист закрывает то направление, в котором по его мнению полетит мяч после удара.
Существуют различные тактические варианты организации блокирования.
Если противник атакует с первой передачи, перемежая это с откидкой мяча партнеру, то далеко не во всех случаях удается организовать групповой блок. Следовательно, игроки обороняющейся команды должны в каждом случае мгновенно решать, ставить ли им одиночный блок или групповой.

Как показывает опыт, после первой передачи групповой блок ставится чаще всего в следующих случаях:
а) если соперники адресовали передачу своему сильнейшему нападающему;
б) если передача адресована игроку, который сам атакует часто, а от-кидку мяча на удар партнеру выполняет редко, или же когда этот игрок плохо владеет откидкой;
в) если мяч передан нападающему так, что ему удобно выполнить сильный нападающий удар.
В остальных случаях, действуя против игрока получающего мяч на удар с первой передачи, целесообразнее ставить одиночный блок.

На схеме 1 показано начальное расположение игроков, участвующих в блокировании. Каждый из них находится против соответствующего нападающего, причем крайние блокирующие расположены ближе к середине площадки, чем игроки нападения.

Нападающему, прыгнувшему в зоне 2, для удара с первой передачи, поставлен двойной блок (схема 2). Если игрок вместо удара сделает откидку в зону 3, то и здесь может быть организовано групповое блокирование В нем должны участвовать игрок зоны 2, не участвовавший в первом блокировании, и центральный блокирующий При откидке же мяча в зону 4 ставится одиночный блок.

Обороняющиеся противопоставили удару с первой передачи из зоны 2 одиночный блок (схема 3). При откидке в зону 3 групповой блок ставят центральный блокирующий и тот из его партнеров, который находится ближе к месту атаки. Если же мяч откидывается в зону 4, на блок выходят оба игрока, не принимавшие участия в противодействии ожидавшемуся удару с первой передачи.
Как организуется блокирование при атаках со второй передачи, когда противник не применяет выхода игрока задней линии к сетке для распасовки мяча?
Приведу два примера.

Первая передача направлена в зону 2 игроку, подтянувшемуся к сетке (схема 4). По всему видно, что этот игрок бить не будет. Поэтому левый крайний блокирующий располагается значительно ближе к центральному блокирующему, чем обычно при ударах с первой передачи. В этом случае, если мяч второй передачей будет послан в зону 3, то обороняющиеся ставят тройной блок, а если в зону 4 — двойной.

Другой вариант. Мяч для выполнения второй передачи (схема 5) направляется игроку, подтянувшемуся к сетке в зоне 3. Крайние блокирующие в этом случае располагаются так же, как при атаках с. первой передачи, а центральный блокирующий, как только выяснится направление второй передачи, передвигается к тому из них, кто будет участвовать в блокировании. Таким образом удары из зоны 2 или 4 встретят двойной блок.

По-иному строится блокирование при атаках с применением выхода игрока задней линии для выполнения второй передачи. Этот вариант показан на с х е м е 6. Первая передача направляется вышедшему вперед игроку, а каждый нападающий находится в своей зоне. В этом случае, если вторая передача делается высокой, то блок организуется так же, как и при ударе с обычной второй передачи, то есть удары из зоны 3 встречаются тройным блоком, а из зон 2 и 4 — двойным. Если же нападение ведется с низких быстрых передач, то организуется персональный одиночный блок.

На с х е м е 7 показана атакующая комбинация со скрестным перемещением игроков. В этом случае игроку зоны 3 блок ставит левый крайний блокирующий, игроку зоны 2 — центральный блокирующий, а игроку зоны 4 — правый крайний блокирующий. Конечно, когда направление второй передачи в ту или иную зону нападения ясно, то следует стремиться организовать там групповой блок.

При нападении, ведущемуся без скрестного перемещения игроков (с х е-м а 8), блок игроку зоны 2 ставит левый крайний блокирующий, игроку зоны 3 — центральный блокирующий, а игроку зоны 4 — правый крайний блокирующий. И здесь надо использовать малейшую возможность для того, чтобы организовать групповой блок.
Таковы некоторые тактические варианты организации блокирования. Конечно, приведенные примеры не исчерпывают всех игровых возможностей. Игра — творчество. Разучивая и используя накопленные нашим волейболом приемы блокирования, наши команды могут в дальнейшем их творчески разнообразить в зависимости от возникающей ситуации на площадке.
М. АМАЛИН, мастер спорта
Рига
Мяч взлетел над сеткой. Через мгновение сильнейший нападающий волейбольной команды московских динамовцев Смольянинов проведет свой «коронный» боковой удар.
Прыжок.. Удар... Казалось бы мяч неотразим. Но по ту сторону сетки в воздух взвились трое ленинградских спартаковцев, и три пары ладоней создали стенку. Мяч ударился об эту стенку и отскочил обратно.
Новый удар Смольянинова. На этот раз мяч, задев руки блокирующих, меняет направление и летит в сторону. Раздаются дружные рукоплескания зрителей: спартаковец Цимлов в великолепном броске достал этот труднейший мяч и перебросил его обратно через сетку на площадку динамовцев.
Шла вторая партия одной из центральных встреч ленинградского тура чемпионата СССР по волейболу.
Чемпион страны 1957 года ленинградский "Спартак" встречался с лидерами соревнований московскими динамовцами. Первую партию выиграли спартаковцы. Во второй партии динамовцы, казалось, добились перелома в ходе борьбы. Проведя ряд сильных ударов, они вели со счетом 13:5. И вот тут-то спартаковцы убедительно показали, какой замечательный эффект может дать хорошо организованная оборона, четкое блокирование. Команда выиграла десять очков подряд и одержала победу (15:13). Это по существу определило исход встречи.
О чем говорит этот пример? Прежде всего о том, что в современном волейболе умелые оборонительные действия играют не менее важную роль, чем нападающая мощь команды.
Неудачи наших команд в ряде крупных международных волейбольных соревнований последних лет во многом объясняются снижением класса игры в защите.
В чем причины несовершенства тактики и техники защиты в наших командах? Основная причина, на мой взгляд, заключается в том, что игроки недостаточно правильно взаимодействуют при блокировании и не всегда умело действуют на площадке, осуществляя различные тактические варианты защиты. Техника приема сильно летящих мячей однообразна. Групповое блокирование и подстраховка блокирующих организуются недостаточно удовлетворительно.
Зрителям порой кажется, что играть в нападении труднее, нежели в защите. Так ли это? Нет, далеко не так. Каждый волейболист, не колеблясь, скажет, что играть в защите гораздо труднее. Ведь волейболисты атакующей команды, с момента приема мяча, становятся хозяевами положения. Они выбирают место, направление и силу удара, определяют, будет ли он сделан вторым или третьим касанием. Словом, они имеют возможность играть с наибольшей выгодой для себя. Обороняющаяся же команда вынуждена строить защитные действия в зависимости от действий противника. Кто будет бить, с какой передачи, куда и как будет направлен удар — все это непрерывно волнует игроков, находящихся в обороне.
Защитные действия — сложные действия. И каждый волейболист должен приложить максимум усилий и старания, чтобы в совершенстве освоить технику и тактику обороны, особенно блокирования.
О некоторых особенностях постановки блока.
Основная цель одиночного и группового блокирования — преградить путь мячу на свою площадку после удара противника, прикрыть наиболее уязвимые места площадки, либо смягчить удар, ослабив скорость полета мяча, чтобы облегчить его дальнейший прием. К сожалению, блокирующие нередко допускают ошибки. Наиболее типичные из них: перенос рук через сетку, наклон ладоней вперед, слишком широкий просвет (так называемое ок-
но) между руками. При групповом блокировании окна иногда образуются и между ладонями соседних игроков. Эта ошибка ведет к образованию брешей в блоке и, разумеется, снижает его эффективность.
Освоить технику блокирования сравнительно несложно. Гораздо сложнее изучить и претворить в практику тактические особенности этого важного приема. Ведь чаще всего ошибки блокирующих игроков носят характер тактических промахов. Ставя блок, игроки далеко не всегда учитывают тактику нападения противника.
По своему характеру блокирование бывает зонным и подвижным. В первом случае закрывается от удара противника заранее обусловленное направление, независимо от того, куда в данный момент в действительности посылается мяч. Применяя подвижной блок, волейболист закрывает то направление, в котором по его мнению полетит мяч после удара.
Существуют различные тактические варианты организации блокирования.
Если противник атакует с первой передачи, перемежая это с откидкой мяча партнеру, то далеко не во всех случаях удается организовать групповой блок. Следовательно, игроки обороняющейся команды должны в каждом случае мгновенно решать, ставить ли им одиночный блок или групповой.

Как показывает опыт, после первой передачи групповой блок ставится чаще всего в следующих случаях:
а) если соперники адресовали передачу своему сильнейшему нападающему;
б) если передача адресована игроку, который сам атакует часто, а от-кидку мяча на удар партнеру выполняет редко, или же когда этот игрок плохо владеет откидкой;
в) если мяч передан нападающему так, что ему удобно выполнить сильный нападающий удар.
В остальных случаях, действуя против игрока получающего мяч на удар с первой передачи, целесообразнее ставить одиночный блок.

На схеме 1 показано начальное расположение игроков, участвующих в блокировании. Каждый из них находится против соответствующего нападающего, причем крайние блокирующие расположены ближе к середине площадки, чем игроки нападения.

Нападающему, прыгнувшему в зоне 2, для удара с первой передачи, поставлен двойной блок (схема 2). Если игрок вместо удара сделает откидку в зону 3, то и здесь может быть организовано групповое блокирование В нем должны участвовать игрок зоны 2, не участвовавший в первом блокировании, и центральный блокирующий При откидке же мяча в зону 4 ставится одиночный блок.

Обороняющиеся противопоставили удару с первой передачи из зоны 2 одиночный блок (схема 3). При откидке в зону 3 групповой блок ставят центральный блокирующий и тот из его партнеров, который находится ближе к месту атаки. Если же мяч откидывается в зону 4, на блок выходят оба игрока, не принимавшие участия в противодействии ожидавшемуся удару с первой передачи.
Как организуется блокирование при атаках со второй передачи, когда противник не применяет выхода игрока задней линии к сетке для распасовки мяча?
Приведу два примера.

Первая передача направлена в зону 2 игроку, подтянувшемуся к сетке (схема 4). По всему видно, что этот игрок бить не будет. Поэтому левый крайний блокирующий располагается значительно ближе к центральному блокирующему, чем обычно при ударах с первой передачи. В этом случае, если мяч второй передачей будет послан в зону 3, то обороняющиеся ставят тройной блок, а если в зону 4 — двойной.

Другой вариант. Мяч для выполнения второй передачи (схема 5) направляется игроку, подтянувшемуся к сетке в зоне 3. Крайние блокирующие в этом случае располагаются так же, как при атаках с. первой передачи, а центральный блокирующий, как только выяснится направление второй передачи, передвигается к тому из них, кто будет участвовать в блокировании. Таким образом удары из зоны 2 или 4 встретят двойной блок.

По-иному строится блокирование при атаках с применением выхода игрока задней линии для выполнения второй передачи. Этот вариант показан на с х е м е 6. Первая передача направляется вышедшему вперед игроку, а каждый нападающий находится в своей зоне. В этом случае, если вторая передача делается высокой, то блок организуется так же, как и при ударе с обычной второй передачи, то есть удары из зоны 3 встречаются тройным блоком, а из зон 2 и 4 — двойным. Если же нападение ведется с низких быстрых передач, то организуется персональный одиночный блок.

На с х е м е 7 показана атакующая комбинация со скрестным перемещением игроков. В этом случае игроку зоны 3 блок ставит левый крайний блокирующий, игроку зоны 2 — центральный блокирующий, а игроку зоны 4 — правый крайний блокирующий. Конечно, когда направление второй передачи в ту или иную зону нападения ясно, то следует стремиться организовать там групповой блок.

При нападении, ведущемуся без скрестного перемещения игроков (с х е-м а 8), блок игроку зоны 2 ставит левый крайний блокирующий, игроку зоны 3 — центральный блокирующий, а игроку зоны 4 — правый крайний блокирующий. И здесь надо использовать малейшую возможность для того, чтобы организовать групповой блок.
* * *
Таковы некоторые тактические варианты организации блокирования. Конечно, приведенные примеры не исчерпывают всех игровых возможностей. Игра — творчество. Разучивая и используя накопленные нашим волейболом приемы блокирования, наши команды могут в дальнейшем их творчески разнообразить в зависимости от возникающей ситуации на площадке.
М. АМАЛИН, мастер спорта
Рига