Об умении видеть и предвидеть

Просмотров: 1028
советский волейбол: Евгений АЛЕКСЕЕВ
Игра без мяча... Такое понятие применительно к волейболу покажется, на первый взгляд, странным. Обычно, говоря о волейболе, прежде всего и главным образом ведут речь о разнообразных действиях игрока с мячом.

Об умении видеть и предвидеть


Когда после волейбольного матча тренеры перечисляют технические погрешности, допущенные игроками, они редко касаются просчетов, произошедших до того момента, как игроки коснулись мяча.

Правильно ли это? Конечно нет. Такой подход к оценке игры волейболиста весьма ограничен. Если тщательно проанализировать действия игрока, то убеждаешься, что именно просчеты, допущенные до соприкосновения с мячом, наложили весьма заметный отпечаток на всю дальнейшую игру.
Вспоминается одна из встреч московских команд ЦСК МО и «Динамо». Подходит к концу пятая партия. Счет 9:13. Подает армеец К. Рева и дважды точно приземляет мяч в пятой зоне соперников. Невольно возникает вопрос: неужели опытный динамовец В. Савкин, находившийся в пятой зоне, не знал, что Рева способен сильной боковой подачей направить мяч именно в его зону? Должен был знать! И, разумеется, правильно оценив обстановку, Савкин мог бы заранее подготовиться к приему подачи. Но не подготовились к ней и другие игроки.
Рева подавал против ветра. Мяч «прижимало» к площадке. Однако ни Г. Смольянинов, ни Ю. Асе, находившиеся в центре площадки, не учли этого, не подтянулись ближе к сетке. И вот три мяча, очень трудные для приема, опустились перед ними. Последовали ошибки. В конечном итоге было потеряно пять очков. Динамовцы проиграли партию и матч.

Другой пример. Н. Буробин (ЦСК МО) зачастую применяет сильную боковую подачу. Зная это, волейболисты команды рижского СКВО расположились в четырех метрах от сетки и приготовились к приему мяча. Но москвич неожиданно применил обманную подачу, и мяч опустился перед игроками. Очко! А разве такой хитрости нельзя было предвидеть? Ведь рижане в других играх не раз были свидетелями того, как Буробин разнообразит способы подачи.
Оба примера показывают: с одной стороны — шаблонный подход некоторых игроков к приему подачи, а с другой — творческое отношение к игре тех, кто подает мяч. Но нередко бывает и наоборот. Далеко не все игроки, подающие мяч, умеют правильно оценить обстановку, гибко сочетать сильные подачи с нацеленными. Часто приходится наблюдать подачи без учета уязвимых мест обороны соперников, без стремления нацелить их на игрока, слабее других владеющего приемом мяча. Надо ли доказывать, что шаблонные, стандартные, подачи суживают игровые возможности волейболистов?!
А о том, каковы эти возможности, напоминает пример венгерского волейболиста Татара. На чемпионате Европы в Праге команды Венгрии и Чехословакии заканчивали пятую партию. Счет был 14:13 в пользу венгерских спортсменов. Подавать должен был Татар. До этого момента он неизменно пользовался мощной боковой подачей. А тут вдруг применил тихую,— и слабый, с большой траекторией полета, мяч медленно перешел сетку и опустился в середине площадки. Подача была столь неожиданной, что волейболисты Чехословакии даже не сделал и попытки ее принять. Так закончилась встреча, в которой чехословацкая сборная впервые за ряд лет потерпела поражение.

Но, пожалуй, в блокировании особенно важно вовремя разгадать замыслы и действия противника: знать излюбленные удары нападающих, применяемые ими комбинации и общий тактический рисунок игры. Волейболисты, участвующие в блокировании, прежде всего должны распознать, как ведутся передачи для удара: широко или узко по сетке, с высоких или темповых передач, в три или в два касания? В зависимости от этих факторов блокирующие должны широко или узко располагаться вдоль сетки, применять одиночный или групповой блок.
Нередко нападающие пользуются откидками. Но всегда ли учитывают это блокирующие? Зачастую бываешь свидетелем того, как групповой блок ставится против... откидывающего игрока. В результате такого промаха атакующие получают возможность играть свободно — против одиночного блока, а то и совсем без него.

Когда на площадке играют в нападении рослые волейболисты, такие, как Э. Либинь или И. Тищенко, тренеры нередко предупреждают блокирующих: «Позднее прыгайте на блок!». Дело в том, что игроки, блокирующие высоких соперников, нередко прыгают в таком же темпе, как и при блокировании нападающих среднего роста. Но при этом они не учитывают, что высокий нападающий затрачивает больше времени на удар и касается мяча выше.
Есть такое выражение: «игрок не видит блока». Его употребляют в том случае, если волейболист систематически посылает мяч в блок. Эта досадная ошибка возникает не только из-за неточности передач и однообразия атакующих действий, но также из-за неумения моментально уяснить: какой игрок, как и где ставит блок. Особенно часто этой ошибкой грешат те молодые волейболисты, которые в погоне за внешним эффектом, за неотразимым ударом, действуют прямолинейно, примитивно, вслепую.

* * *


Предвидеть и правильно оценивать действия противника с мячом особенно важно игрокам шестой зоны, в задачу которых входит не только прием, но и страховка. Вот наглядный пример правильной оценки игровой ситуации (с х е->м а 1), которую продемонстрировали чехословацкие волейболисты на последнем чемпионате Европы.

Об умении видеть и предвидеть


Чехословацкая команда находится на площадке «А», соперники — на площадке «Б».
Игрок зоны 4 (площадка «Б») атакует с близкого расстояния от сетки. Как же располагаются защитники и страхующие чехословацкой команды? Блокирующие 2 и 3 закрывают основную зону атаки. Игрок зоны 4 также готов принять мяч в своей зоне, а в случае обманного удара — подстраховывать пространство, протянувшееся до середины сетки. Игрок зоны 6 перемещается ближе к 5-й зоне, а игрок зоны 5 в свою очередь прикрывает пространство между своей и 4-й зоной. Короче говоря, оба эти игрока, страхуя блокирующих, готовы прикрыть крайние линии сектора атаки противника. Поскольку мяч с близкого расстояния от сетки можно послать, как правило, только круто на площадку противника, игрок зоны 1 подтягивается почти к линии трехметровой зоны, имея главной своей задачей страховку от обманных ударов и мячей, отскакивающих от блока в сектор площади, который на рисунке заштрихован. Как показывает рисунок, наиболее уязвима у чехословацких волейболистов зона 1. Но ведь в эту зону за всю партию обычно попадает всего два-три мяча после сильных атакующих ударов игроков 4-й зоны по линии. Поэтому риск, за счет которого усиливаются главные узлы обороны, оправдывает себя сторицей.

Аналогично расположение волейболистов Чехословакии и во время атаки противника из зоны 2. В этом случае обманные удары страхует игрок зоны 5. Игрок зоны 6 сдвигается ближе к зоне 1, а волейболист зоны 1 занимает место между своей и второй зоной.
Но стоит противнику предпринять атаки с далеких от сетки передач, как система обороны и страховки немедленно изменяется (схема 2). Чехословацкие волейболисты учитывают, что при атаках с дальних расстояний резко уменьшается количество обманных ударов, ибо их точность становится далеко не безукоризненной (путь мяча удлиняется, а следовательно облегчается и его прием). К тому же сильный нападающий удар приходится в тыловую зону площадки.

Об умении видеть и предвидеть


Поэтому линия защиты и страховки несколько отодвигается в глубину, а пространство, которое страхует игрок зоны 1, сужается по фронту.
Говоря об умении видеть и предвидеть, следует заострить внимание и на таком важном элементе волейбола, как передача. При отсутствии квалифицированных первых и вторых передач у всей шестерки волейболистов, немыслимо хорошо организованное нападение команды.
Значение умных, «прозорливых» передач хорошо показывает эпизод, произошедший в 1958 году во время товарищеской встречи сборных команд СССР и Румынии. В последней партии, при счете 12:6 в пользу нашей команды, Шаблыгин пять раз делал передачи из второй зоны в третью уже уставшему Смольянинову, который методически проигрывал мяч за мячом. А ведь у Шаблыгина была возможность ударить самому, а еще лучше — передать мяч в четвертую зону. Он этого не сделал, и его ошибка коренным образом изменила ход игры, приведя нашу команду к поражению. Вот результат неправильной оценки игровой ситуации волейболистом, делающим передачу!

Еще один пример. В женской команде «Нефтяник» (Баку) одно время играли три волейболистки^левши. Сколько неожиданных тактических возможностей открывало это обстоятельство перед командой! Но, странное дело: передачи таким игрокам направлялись не во вторую зону, где весьма удобно действовать левой рукой, а в четвертую. Подобная тактическая недальнозоркость приводила либо к слабым ударам, либо к проигрышу мяча.

Волейболисты, передающие мяч, должны быстро оценивать игровую обстановку, правильно видеть и предвидеть. Только при этом условии можно быть уверенным, что игра приобретет эффективный наступательный характер, будет изобиловать атаками с первой передачи. Глубоко осмысленные передачи позволят наиболее рационально включать в игру своих партнеров, выводить их для атаки против одиночного блока или совсем без блока.
Чтобы научиться видеть и предвидеть, молодому волейболисту не нужны какие-то специальные упражнения. Ему, прежде всего, необходимо выработать способность контролировать свои действия при выполнении каждого технического приема. Далее, нужно пытливо изучать своих соперников, узнавать их плюсы и минусы. И, наконец, наблюдая за действиями лучших мастеров, перенимать у них ценнейшее качество волейболиста — умение быть прозорливым.


Е. АЛЕКСЕЕВ, мастер спорта

Волейбол СССР

  • Обратная связь

Советский волейбол

1927 волейбол, 1935 волейбол, 1937 волейбол, 1957 волейбол, 1958 волейбол, 1964 волейбол, 1968 волейбол, 1975 волейбол, 1976 волейбол, 1978 волейбол, 1982 волейбол, 1988 волейбол, Александр Банов, Александр Белоногов, Александр Ермилов, Александр Кармановский, Александр Маментьев, Александр Портной, Александр Поташник, Александр Русанов, Александр Савин, Александр Таль, Александр Цимлов, Александра Чудина, Александра Шебанова, Алексей АФАНАСЬЕВ, Алексей Якушев, Алиса Галахова, Алиса Крашенинникова, Анастасия Долинская, Анатолий Закржевскии, Анатолий Полищук, Анатолий Седов, Анатолий Чинилин, Анатолий Эйнгорн, Андрей Ивойлов, Анри Ожар, Антонина Моисеева, Антонина Рыжова, Антонина Яшина, БУРЕВЕСТНИК (Алма-Ата), БУРЕВЕСТНИК (Одесса), БУРЕВЕСТНИК (Харьков), Борис ЛЕОНОВ, Борис Ломоносов, Борис Нольде, Борис Терещук, Важа Качарава, Валентин Кравченко, Валентин Полянский, Валентин Салин, Валентин Филиппов, Валентин Хохлов, Валентина Виноградова, Валентина Макарова, Валентина Мишак, Валентина Нилова, Валентина Осколкова, Валентина Свиридова, Валерий Калачихин, Валерий Кравченко, Вацлав Шмидл, Веема Айстере, Виктор Михальчук, Виктор ТЮРИН, Вильям Морган, Вильяр Лоор, Виталий Зенович, Виталий Коваленко, Владимир Андреев, Владимир Артамонов, Владимир Астафьев, Владимир Беляев, Владимир Власов, Владимир Гайлит, Владимир Горбунов, Владимир Иванов, Владимир Китаев, Владимир Кондра, Владимир Мокрушев, Владимир Мокрушов, Владимир Паткин, Владимир Саввин, Владимир Томашевский, Владимир Ульянов, Владимир Чернышев, Владимир Шкурихин, Владимир Шнюков, Владимир Щагин, Владимир Щербаков, Владислав Перцов, Владислав Шамшур, Всесоюзная коллегия судей по волейболу, Всесоюзная секция волейбола, Всесоюзная спартакиада школьников, Всесоюзные юношеские соревнования по волейболу, Вячеслав Зайцев, Вячеслав Платонов, Вячеслав СУЧКОВ, Вячеслав Фокин, Галина Ахматова, Галина Ельницкая, Галина Козлова, Геннадий Гайковой, Геннадий Гончаров, Георгий Гафанович, Георгий Мондзолевский, Георгий Мондзолевский. Семен Щербаков, Герман Смольянинов, Гиви Ахвледиани, Григорий Гранатуров, Григорий Цадыкович, Даймацу Хирофуми, Динамо (Москва), Дмитрий Воскобойников, Евгений АЛЕКСЕЕВ, Евгений Горбачев, Евгений Лапинский, Евгений Яковлев, Евгения Назаренко, Елена Потапова, Елена Чебукина, Ефим Чулак, Жанбек Саурамбаев, Жанбек Сауранбаев, Женская сборная СССР по волейболу, ЗВЕЗДА (Луганск), Зинаида Смольянинова, Золотое правило волейбола, Зоя Козлова, Иван Бугаенков, Иван Тищенко, Игорь Вишмид, Игорь Гуняев, Инна Рыскаль, Ираклий Ахобадзе, Ирина Кириллова, Ирина Колодяжная, Ирина Пархомчук, Ирина Ризен, Ирина Салихова, Йозеф Лабуда, КАЛЕВ (Таллин), Капитолина Федорова, Кира Горбачева, Клавдия Топчиева, Константин Рева, Кубок СССР по волейболу, Кубок европейских чемпионок, ЛОКОМОТИВ (Киев), ЛОКОМОТИВ (Москва), Леонид Тищенко, Леонид Щербаков, Лидия Болдырева, Лидия Логинова, Лидия Охриц, Лидия Сачкова, Лидия Стрельникова, Лилия Каленик, Лирика Иванская, Лия Каленик, Любовь Евтушенко, Любовь Тимофеева, Любовь Тюрина, Людмила Булдакова, Людмила Валентович, Людмила Гуреева, Людмила Мещерякова, Людмила Михайлова, Людмила Перевертова, Людмила Чернышева, Марат Шаблыгин, Марита Катушева, Мария Чичинадзе, Марк Барский, Мелития Кононова, Милития Еремеева, Мирон Винер, Михаил Амалин, Михаил Кочержинский, Михаил Крылов, Михаил Пименов, Михаил Сунгуров, Мужская сборная СССР по волейболу, Надежда Рогозина, Наталья Морозова, Наталья Пшеничникова, Нелли Абрамова, Нелли Щербакова, Нефтяник (Баку), Николай Арунов, Николай Буробин, Николай Герасимов, Николай Карполь, Николай Михеев, Нил Фасахов, Нина Козлова, Нина Мурадян, Нина Смолеева, Ничибо, Октай Агаев, Олег Антропов, Олег ЧЕХОВ, Олимпийский волейбол, Ольга Лещенко, Ольга Соловова, Павел Селиванов, Павел Шенк, Поль Либо, Порфирий Воронин, Радиотехник (Рига), Раиса Кошелева, Регина Моталикова, Роза Салихова, СПАРТАК (Ленинград), Святослав Валицкий, Семен Щербаков, Серафима Кундиренко, Сергей Аракчян, Сергей Буча, Сергей Гаврилов, Сергей Нефедов, Сергей Филиппов, Скайдрите Вегнере, Софья Горбунова, Спартакиада народов РСФСР, Спартакиада народов СССР, Такако Сираи, Тамара Пирогова, Тамара Самбурская, Тамара Тихонина, Татьяна Поняева, Татьяна Родионова, Татьяна Рощина, Татьяна Уткина, Тренажер волейбольный, Уралочка, Федерация волейбола РСФСР, Федерация волейбола СССР, Фуат Косимов, Фукунака Сашине, ЦСК МО, ЦСКА, Чемпионат СССР по волейболу среди мужчин, Эдуард Сибиряков, Эдуард Унгурс, Эллен Леонова, Эмиль Крепкер, Эуген Белов, Юниорская сборная СССР по волейболу, Юрий Арошидзе, Юрий Багон, Юрий Железняк, Юрий КЛЕЩЕВ, Юрий Недолинский, Юрий Поярков, Юрий Савченко, Юрий Соколов, Юрий Сотский, Юрий Старунский, Юрий Фураев, Юрий Худяков, Юрий Чесноков, Юрий Щербаков, Юрис Асс, Японская подача, анализ волейбола, блок волейбол, блокирование в волейболе, игра связующего, история волейбола, капитан команды Антонина Рыжова, кинограмма, команда МАИ, комбинации в волейболе, комбинация Морита, мастер спорта по волейболу, молодежная сборная СССР, одиночное блокирование, пас в волейболе, передача мяча в волейболе, периферическое зрение, планирующая подача, подача в волейболе, правила волейбола, прием мяча в волейболе, сборная РСФСР, сборная СССР по волейболу, связующий игрок, судейство в волейболе, техника волейбола, тренировка волейбол, удар в волейболе, чемпионат СССР по волейболу, чемпионат мира по волейболу, чемпионат ссср по волейболу среди женщин, чехословакии волейбол, эстонский волейбол, юмор волейбол, японский волейбол

Показать все теги

Популярное