Советы молодым волейболистам. Подача

Просмотров: 1704
Советы молодым волейболистам. Подача


Волейбол исключительно требователен к техническому совершенству игроков. Ведь всего тремя касаниями мяча (а иногда и двумя!) надо отбить атаку противника, подготовить свои наступательные действия и произвести удар. Это создает, с одной стороны, высокую динамичность игры и ее зрелищную привлекательность, а с другой — предъявляет большие требования к мастерству игроков. Важно каждое касание мяча: технический брак зачастую ведет к потере мяча или проигрышу очка. Специфика самой игры, ее правила (каждый игрок последовательно проходит все шесть зон площадки) предопределяют технический универсализм игроков. В классной команде не должно быть игроков, умеющих только защищаться или только нападать.

Технических приемов в волейболе не очень много: подача, прием и передача мяча (сюда же можно отнести защитные действия и подстраховку), блокирование, нападающий удар. Однако в совершенстве владеть этими приемами игры, что называется «по последнему слову техники», стать игроком-универсалом очень и очень нелегко. Освоение техники — это во многом умственный процесс. Понять до тонкостей суть технического приема, мысленно представить себе структуру движений во время практических действий с мячом, найти самое рациональное для себя, а затем закрепить навыки многочисленными повторениями — примерно такова схема совершенствования.

К вершинам мастерства волейбола ведут четыре большие ступени: техника и тактика игры, физическая и волевая подготовка игрока. Эти составные части индивидуальной и командной подготовки волейболиста взаимосвязаны. Касаясь, например, связи техники с тактикой, Михаил Амалин, один из ведущих наших тренеров, говорит: «В волейболе тактика и техника настолько тесно переплетаются, что очень трудно отличить, где кончается техника и начинается тактика». И вряд ли правомерен вопрос, который часто задают: какой из этих элементов волейбола наиболее важен для достижения победы. Но, пожалуй, все же стоит сказать: во встречах команд высокого класса решающими факторами оказываются тактическая оснащенность и волевая собранность коллектива в целом. Для команд среднего ранга и тем более для начинающих самое главное — это техника игры и физическая подготовленность.



В 1953 году я впервые попал на тренировку сборной команды страны. Меня считали «перспективным». Лучше всего мне удавалось блокирование. И вот на теоретическом занятии мне предложили рассказать о том, как я блокирую. Я не нашел слов, спутался и ничего не объяснил. Тогда я еще не до конца осознавал свои действия, во многом был «слеп». Впоследствии, совершенствуя какой-либо технический прием или осваивая новый, я стремился сначала всесторонне понять структуру того или иного действия, мысленно без мяча имитировал механизм движения во всех возможных вариантах, нащупывал наиболее подходящее для себя выполнение. И лишь продумав все до тонкостей, приступал к практике. Такая осмысленная, продуманная во всех деталях тренировка обеспечивает наиболее быстрое совершенствование техники и ее стабильность. В этой истине я убедился.
Зачастую игрок уходит с тренировки усталым. Его не упрекнешь в отсутствии трудолюбия, а вот ощутимых сдвигов в его игре нет. Я уверен, что это происходит потому, что игрок тренируется механически, бездумно, не понимая подлинной сущности своих упражнений.


Если в ходе матча игрок допустил техническую ошибку и уяснил ее причину, такая ошибка — еще полбеды. Если же игрок свой технический брак оправдывает тем, что у него сегодня игра «не шла», то это уже беда. Не пойманная ошибка может укорениться, стать навыком. Потом избавиться от вредного навыка будет очень и очень трудно.


У начинающих волейболистов, чьи сердца отданы любимой игре, всегда есть кумиры. Виртуозные удары, скажем, Фасахова, Бугаенкова или Воскобойникова, точнейшие передачи Пояркова и Мондзолевского приобретают для них магическую силу. Новичок пытается слепо подражать избраннику и... терпит неудачу. А потом теряет веру в себя, в свои силы и способности. В его сознании вырастает труднейший психологический барьер. Смотреть за игрой мастеров, учиться у них необходимо. Но при этом остерегайтесь бездумного копирования. Это чрезвычайно вредно. Ведь выдающиеся игроки выполняют свои «коронные» технические приемы в свойственной только им индивидуальной манере. Поэтому пытаться в точности воспроизводить технику асов просто неразумно. Надо брать на свое вооружение только то, что рационально, приемлемо именно для тебя. Поэтому не просто смотрите и восхищайтесь тем, что делает мастер, а осмысливайте все детали его мастерства, с тем чтобы попытаться приспособить их к своим индивидуальным данным.


Ну, а теперь расскажу конкретнее об элементах техники и о том, как их тактически применять.
Начну с подачи. Существуют различные способы подачи: снизу (простая, «свечой»), боковая или «крюком» (силовая, японская), прямая или сверху (крученая, нацеленная, планирующая). В командах высокого класса подача давно уже перестала быть просто способом введения мяча в игру. Там подача — мощное средство атаки.

В 1958 году в матче с динамовцами Москвы команда ЦСКА проигрывала в пятой партии. Счет был 8:13. На подачу вышел Константин Рева — выдающийся мастер советского волейбола. Он сделал серию мощных подач «крюком»: четыре подачи одна за другой достигли цели. Отыграны четыре очка! Две подачи динамовцы с трудом приняли, но так, что мяч уходил на нашу половину площадки, и мы его успешно разыгрывали. А потом пришла и победа — 15:13.
На Олимпийских играх в Токио рекорд Ревы удалось повторить мне. В матче с венграми в третьей партии при счете 9:11 моя планирующая подача дала команде 4 очка, а две другие были такими, что соперники не смогли их точно принять и мяч повисал над сеткой. Два неотразимых удара Воскобойникова — и счет 15:11. Победа!
Какая подача наиболее эффективна? Хорошо, конечно, уметь подавать мяч не одним, а двумя-тремя способами. Но обязательно надо иметь и свою излюбленную, самую надежную подачу, чтобы результативно пустить ее в ход в решающие минуты игры.


Что самое существенное в технике подачи?
Мяч надо подбрасывать вперед-вверх всегда на одну и ту же высоту, а удар по мячу производить в одной и той же точке. Константин Рева, например, тренируя подачу, много времени посвящал простому подбрасыванию мяча по одной линии перед собой и на одну и ту же высоту. Он довел свои движения до автоматизма. До подбрасывания мяча Рева смотрел в глубь площадки, как бы намечая точку прицела, а затем переключал взгляд на мяч. Благодаря этому он точно попадал по мячу кистью и посылал его в нужном направлении. Начинающие же игроки обычно поступают наоборот: сначала
смотрят на мяч, а в момент удара на поле противника. Грубая это ошибка!

Наиболее распространенные способы держания кисти при разных подачах. Вверху: сжатой ладонью бьют по мячу при силовых подачах «крюком» и способом сверху. В середине: основанием ладони действуют при подачах японской, «крюком», планирующей. Внизу: кистью с согнутыми пальцами выгодно осуществлять подачи «щепотку» и японскую.

Наиболее распространенные способы держания кисти при разных подачах. Вверху: сжатой ладонью бьют по мячу при силовых подачах «крюком» и способом сверху. В середине: основанием ладони действуют при подачах японской, «крюком», планирующей. Внизу: кистью с согнутыми пальцами выгодно осуществлять подачи «щепотку» и японскую.


Случается, подающий игрок подбросил мяч слишком низко или, наоборот, закинул излишне высоко. В таких случаях некоторые волейболисты производят удар как-нибудь, лишь бы сделать подачу. Неправильно! Выгоднее подбрасывание повторить. Ведь пяти секунд, которые отводятся правилами на подачу, вполне достаточно.
Способ удара по мячу (кулаком, ребром ладони, всей ладонью, ее основанием) избирается в зависимости от типа подачи. При сильной боковой подаче надо бить по мячу всей кистью, при планирующей прямой подаче — ударять по центру мяча основанием ладони.


За последние годы популярна стала так называемая японская подача. О ней много говорят, но даже опытные игроки далеко не все до конца представляют себе суть этой подачи. Расскажу о ней подробнее.

Снимки из волейбольного учебника японского тренера Маеды. На них запечатлены возможные способы держания кисти при исполнении японской подачи. По мячу волейболист бьет обращенной к читателю частью кисти.

Снимки из волейбольного учебника японского тренера Маеды. На них запечатлены возможные способы держания кисти при исполнении японской подачи. По мячу волейболист бьет обращенной к читателю частью кисти.


Игрок становится боком к площадке. Готовясь к удару, он делает довольно глубокий присед, затем выпрямляется и в этот момент подбрасывает мяч перед собой немного вперед и чуть выше головы. Бьющей рукой он заканчивает глубокий замах (иногда получается вроде кругового движения) и почти в выпрямленном положении основанием ладони или кистью с согнутыми пальцами наносит удар, как бы догоняя мяч. Удар должен быть коротким, но сильным. Важно бить точно по центру мяча (взгляд направлен только на мяч1). Лишь при этих условиях достигается эффект планирования, своеобразного вихляния мяча. Именно это вихляние и затрудняет прием мяча, несмотря на довольно высокую траекторию его полета над сеткой. Лучшие мастера японской подачи начинают ее обычно с дистанции 3—4 метра от лицевой линии.
При подаче не спешите. Даже если удалось подряд выиграть несколько очков и противник растерян. Темп игры этой спешкой не ускорите, а опасность ошибки учащается. Ведь в спешке теряется одно из главных качеств — средоточенность.

Как тренировать подачу? Стабильное мастерство подачи достигается систематическими упражнениями. Надо на тренировках подавать сериями по 8—10 мячей подряд, не ограничиваясь подачами в двусторонней игре. Упражнения становятся более живыми и интересными, если тренировки вести методом соревнования. Например, в трех тыловых зонах (1—6—5) и в одной из передних зон ставятся какие-либо предметы (гимнастический мат, стул). Тренирующимся игрокам предлагается поразить мячом все цели. Побеждает тот, кто затратит на упражнение наименьшее число подач.
Основная тактическая установка при подаче: затруднить противнику прием мяча, усложнить для него организацию атаки. Допустим, в команде противника на передней линии находится результативный нападающий. Конечно же, лучше всего сыграть так, чтобы лишить его возможности делать привычный разбег для удара в прыжке. Для этого достаточно послать мяч прямо в этого игрока.

Ну, а если у противника для распасовки мяча выходит к сетке игрок зоны 6? В этом случае целесообразнее направлять подачу непосредственно в тот коридор, по которому распасовщик идет к сетке. Тогда ему вместо того, чтобы делать передачу на удар, придется самому принимать подачу.
Иногда в командах высокого класса практикуется так называемая подача «все на одного». Каждый из игроков, выходя на подачу, направляет мяч в сторону игрока, плохо принимающего подачу. Это зачастую дает немалый эффект.
Всегда ли при игре на открытых площадках учитываются метеорологические условия? Далеко не всегда. А жаль. Ведь это весьма выигрышный фактор. Например, в солнечную погоду направление подачи надо выбирать такое, чтобы принимающий мяч оказывался против солнца. Солнечные лучи будут слепить ему глаза. С этой же целью выгодно подбивать мяч высоко вверх свечой. При встречном ветре целесообразна сильная подача («крюком», прямая сверху). Когда же команда играет по ветру, то ей выгодна планирующая подача.

Потеря подачи порой решает исход партии. Хорошая команда берет за правило: не терять первой своей подачи. То же самое и при равном счете после «10». Если ошибся при подаче один раз, то дождись своей очереди на подачу и делай все, чтобы ошибка не повторилась. Стремись подать мяч во что бы то ни стало. Если игрок не сумел подать мяч, сменивший его в первой зоне партнер должен постараться подать обязательно. Обязательна стабильная подача и после перерыва (тайм-аута) или замены игрока.

Юрий ЧЕСНОКОВ, заслуженный мастер спорта

Волейбол СССР

  • Обратная связь

Советский волейбол

1927 волейбол, 1935 волейбол, 1937 волейбол, 1957 волейбол, 1958 волейбол, 1964 волейбол, 1968 волейбол, 1975 волейбол, 1976 волейбол, 1978 волейбол, 1982 волейбол, 1988 волейбол, Александр Банов, Александр Белоногов, Александр Ермилов, Александр Кармановский, Александр Маментьев, Александр Портной, Александр Поташник, Александр Русанов, Александр Савин, Александр Таль, Александр Цимлов, Александра Чудина, Александра Шебанова, Алексей АФАНАСЬЕВ, Алексей Якушев, Алиса Галахова, Алиса Крашенинникова, Анастасия Долинская, Анатолий Закржевскии, Анатолий Полищук, Анатолий Седов, Анатолий Чинилин, Анатолий Эйнгорн, Андрей Ивойлов, Анри Ожар, Антонина Моисеева, Антонина Рыжова, Антонина Яшина, БУРЕВЕСТНИК (Алма-Ата), БУРЕВЕСТНИК (Одесса), БУРЕВЕСТНИК (Харьков), Борис ЛЕОНОВ, Борис Ломоносов, Борис Нольде, Борис Терещук, Важа Качарава, Валентин Кравченко, Валентин Полянский, Валентин Салин, Валентин Филиппов, Валентин Хохлов, Валентина Виноградова, Валентина Макарова, Валентина Мишак, Валентина Нилова, Валентина Осколкова, Валентина Свиридова, Валерий Калачихин, Валерий Кравченко, Вацлав Шмидл, Веема Айстере, Виктор Михальчук, Виктор ТЮРИН, Вильям Морган, Вильяр Лоор, Виталий Зенович, Виталий Коваленко, Владимир Андреев, Владимир Артамонов, Владимир Астафьев, Владимир Беляев, Владимир Власов, Владимир Гайлит, Владимир Горбунов, Владимир Иванов, Владимир Китаев, Владимир Кондра, Владимир Мокрушев, Владимир Мокрушов, Владимир Паткин, Владимир Саввин, Владимир Томашевский, Владимир Ульянов, Владимир Чернышев, Владимир Шкурихин, Владимир Шнюков, Владимир Щагин, Владимир Щербаков, Владислав Перцов, Владислав Шамшур, Всесоюзная коллегия судей по волейболу, Всесоюзная секция волейбола, Всесоюзная спартакиада школьников, Всесоюзные юношеские соревнования по волейболу, Вячеслав Зайцев, Вячеслав Платонов, Вячеслав СУЧКОВ, Вячеслав Фокин, Галина Ахматова, Галина Ельницкая, Галина Козлова, Геннадий Гайковой, Геннадий Гончаров, Георгий Гафанович, Георгий Мондзолевский, Георгий Мондзолевский. Семен Щербаков, Герман Смольянинов, Гиви Ахвледиани, Григорий Гранатуров, Григорий Цадыкович, Даймацу Хирофуми, Динамо (Москва), Дмитрий Воскобойников, Евгений АЛЕКСЕЕВ, Евгений Горбачев, Евгений Лапинский, Евгений Яковлев, Евгения Назаренко, Елена Потапова, Елена Чебукина, Ефим Чулак, Жанбек Саурамбаев, Жанбек Сауранбаев, Женская сборная СССР по волейболу, ЗВЕЗДА (Луганск), Зинаида Смольянинова, Золотое правило волейбола, Зоя Козлова, Иван Бугаенков, Иван Тищенко, Игорь Вишмид, Игорь Гуняев, Инна Рыскаль, Ираклий Ахобадзе, Ирина Кириллова, Ирина Колодяжная, Ирина Пархомчук, Ирина Ризен, Ирина Салихова, Йозеф Лабуда, КАЛЕВ (Таллин), Капитолина Федорова, Кира Горбачева, Клавдия Топчиева, Константин Рева, Кубок СССР по волейболу, Кубок европейских чемпионок, ЛОКОМОТИВ (Киев), ЛОКОМОТИВ (Москва), Леонид Тищенко, Леонид Щербаков, Лидия Болдырева, Лидия Логинова, Лидия Охриц, Лидия Сачкова, Лидия Стрельникова, Лилия Каленик, Лирика Иванская, Лия Каленик, Любовь Евтушенко, Любовь Тимофеева, Любовь Тюрина, Людмила Булдакова, Людмила Валентович, Людмила Гуреева, Людмила Мещерякова, Людмила Михайлова, Людмила Перевертова, Людмила Чернышева, Марат Шаблыгин, Марита Катушева, Мария Чичинадзе, Марк Барский, Мелития Кононова, Милития Еремеева, Мирон Винер, Михаил Амалин, Михаил Кочержинский, Михаил Крылов, Михаил Пименов, Михаил Сунгуров, Мужская сборная СССР по волейболу, Надежда Рогозина, Наталья Морозова, Наталья Пшеничникова, Нелли Абрамова, Нелли Щербакова, Нефтяник (Баку), Николай Арунов, Николай Буробин, Николай Герасимов, Николай Карполь, Николай Михеев, Нил Фасахов, Нина Козлова, Нина Мурадян, Нина Смолеева, Ничибо, Октай Агаев, Олег Антропов, Олег ЧЕХОВ, Олимпийский волейбол, Ольга Лещенко, Ольга Соловова, Павел Селиванов, Павел Шенк, Поль Либо, Порфирий Воронин, Радиотехник (Рига), Раиса Кошелева, Регина Моталикова, Роза Салихова, СПАРТАК (Ленинград), Святослав Валицкий, Семен Щербаков, Серафима Кундиренко, Сергей Аракчян, Сергей Буча, Сергей Гаврилов, Сергей Нефедов, Сергей Филиппов, Скайдрите Вегнере, Софья Горбунова, Спартакиада народов РСФСР, Спартакиада народов СССР, Такако Сираи, Тамара Пирогова, Тамара Самбурская, Тамара Тихонина, Татьяна Поняева, Татьяна Родионова, Татьяна Рощина, Татьяна Уткина, Тренажер волейбольный, Уралочка, Федерация волейбола РСФСР, Федерация волейбола СССР, Фуат Косимов, Фукунака Сашине, ЦСК МО, ЦСКА, Чемпионат СССР по волейболу среди мужчин, Эдуард Сибиряков, Эдуард Унгурс, Эллен Леонова, Эмиль Крепкер, Эуген Белов, Юниорская сборная СССР по волейболу, Юрий Арошидзе, Юрий Багон, Юрий Железняк, Юрий КЛЕЩЕВ, Юрий Недолинский, Юрий Поярков, Юрий Савченко, Юрий Соколов, Юрий Сотский, Юрий Старунский, Юрий Фураев, Юрий Худяков, Юрий Чесноков, Юрий Щербаков, Юрис Асс, Японская подача, анализ волейбола, блок волейбол, блокирование в волейболе, игра связующего, история волейбола, капитан команды Антонина Рыжова, кинограмма, команда МАИ, комбинации в волейболе, комбинация Морита, мастер спорта по волейболу, молодежная сборная СССР, одиночное блокирование, пас в волейболе, передача мяча в волейболе, периферическое зрение, планирующая подача, подача в волейболе, правила волейбола, прием мяча в волейболе, сборная РСФСР, сборная СССР по волейболу, связующий игрок, судейство в волейболе, техника волейбола, тренировка волейбол, удар в волейболе, чемпионат СССР по волейболу, чемпионат мира по волейболу, чемпионат ссср по волейболу среди женщин, чехословакии волейбол, эстонский волейбол, юмор волейбол, японский волейбол

Показать все теги

Популярное