Широкие крылья

Просмотров: 270
.
ПРЯМОЙ НАВОДКОЙ
Такое, очевидно, знакомо каждому, кто хоть раз .побывал на играх большого волейбольного турнира: мяч принят, отпасован партнеру.
— Раз! — гулко вздыхают трибуны.
Теперь туда, к передней линии, летит мяч. И в рядах зрителей гремит:
— ДваИ
В мощном прыжке взмыв над сеткой, нападающий наносит сокрушительный удар. И, заглушая звон мяча, грохочет зал:
— Три!!!
«Раз, два, три!», в редких случаях — «раз, два» — это, в общем-то, суть волейбола. [Большего ему не надо. Однако— лишь в самой форме игры. Что же касается ее содержания, технического исполнения передач и ударов, то здесь возможности огромны, многообразие тактических приемов неисчерпаемо.
«Раз, два, три!» —пусть на других языках, непривычно для нашего слуха — гремело и в мексиканском зале. Но вот одна из примечательных сторон олимпийского турнира — привыкнув к ритму волейбола прежних лет, зрители не всегда успевали считать. Протяжное «раз» у них еще получалось, а вот к «двум-трем» опаздывали набрать воздуха в легкие.
Не по навесной, долгой, траектории, а стремительно, так сказать, прямой наводкой, мяч — будто снаряд — шел от игрока к игроку и мгновенно оказывался на той стороне сетки. Где, разумеется, тоже не всегда успевали приготовиться к его приему.
Скорость в волейболе значительно возросла. Это не означает, конечно, что только так, в исключительно высоком темпе, идет ныне вся игра — от первого до последнего удара по мячу. Но теперь появилась дополнительная возможность варьировать ее характер—то навязывать соперникам стремительный темп, то, напротив, сбивать его, не прибегая к тайм-аутам.

Образно говоря, тренер команды, сама команда как бы настраивают свою игру по своеобразному метроному, определяя ритм его ударов в зависимости от складывающейся ситуаций, сил, возможностей соперников и т. д.
Возросший темп игры требует высокой точности в передачах. Поясню примером: поднятый высоко мяч может принять тот игрок, которому он адресован, но и другой поспеет к нему, если передача сделана не совсем точно.
При стремительных .пасах даже небольшая ошибка ведет к промаху. Определение это для волейбола, пожалуй, новое и, может быть, не совсем удачное, но сейчас я еще не знаю, как выразиться лучше.

С ЛЮБОЙ ПОЗИЦИИ
Я снова обращаюсь к вашей памяти, читатель. Вы, конечно, помните: на четвертый номер вышел сильный игрок нападения. Последовательно, с переменой подач, он проходит переднюю линию, а как только оказывается на задней, в обороне, его меняют.
Так и получилось, что были волейболистки и волейболисты с раз и навсегда установленными игровыми функциями.
Нарушителями спокойствия в этой системе у женщин оказались спортсменки Японии. Цепко играя в защите, очень точные в передачах, они успевали либо поставить блок перед таранным ударом, либо «вытащить» почти безнадежный мяч. А сами, умело комбинируя, находили бреши в обороне соперниц, и эта задача облегчалась как раз тем, что противники делились на только защитников и только нападающих.
Сейчас в женском волейболе значительно повысился темп игры. Это "обстоятельство привело к тому, что нападающая сторона уже не всегда может создать наивыгоднейшие условия для завершающего удара своему лидеру атак (мяч принять, передать распасовывающему, а тот выложит его, так сказать, уже на блюдечке — пожалуйста, только стукни посильнее).

Стремительные, короткие передачи не в зону, а на игрока, находящегося в наиболее выгодной позиции, повлекли за собой повышение требований ко всем игрокам. Атаковать с любой позиции должен уметь каждый.
Универсализация волейболистов? Об этом говорят часто, но я все-таки воздержался бы от такого определения. Мне кажется это просто невозможным— требовать от спортсмена, тем более от спортсменки — всегда более восприимчивой, эмоциональной — одинакового отношения, я бы даже сказал— любви к выполнению тех или иных приемов.
В конце-то концов люди занимаются спортом не для того, чтобы с механической точностью проделать ряд заданных упражнений и победить, тем самым завоевав турнирное очко. И в волейбол, в принципе, играют потому, что хотят играть! А в зависимости от характера, от темперамента, физических данных игроков мы всегда будем иметь дело с людьми, из которых один -стремится так стукнуть по мячу, чтоб аж гул пошел, а другой в немыслимом
броске будет стараться принимать эти пушечные удары.
И от своей концепции мы не отказались. Лидеры атаки, лидеры защиты у нас остаются. Принципу «от каждого ■— по способностям» мы верны по-прежнему. Но огромное значение приобретает быстрота мышления 'игроков, их умение выполнять любые игровые функции. Пусть не с идеальной точностью, но каждый должен уметь хорошо принять мяч. Пусть не с той же силой, что и мощнейший бомбардир, но каждый должен уметь в нужный, удобный момент нанести завершающий УДар.

Здесь я позволю себе сказать так: команда — это боевая единица, С крепкими узлами обороны, мощными редутами. Но и стенобитные тараны в ней есть. А постольку поскольку я тренер все же не мужской, а женской команды, то обращаться к словам «сокрушительно, могуче» как-то неловко — вы только посмотрите, что за чудные девушки в сборной СССР! И здесь я поэтому прибегну к другому сравнению: команда — горная гряда. Но белоснежные, яркие, неповторимо прекрасные пики образуют ее.
Это — в идеале. К этому мы стремились — сильно играть в любой зоне, атаковать с любой позиции. И первых определенных успехов добились.

ВИТОК СПИРАЛИ
Любители спорта старшего поколения, наверно, помнят, как в первые послевоенные годы газеты с восхищением писали о том, что наши волейболисты — назывались имена Китаева, Якушева, Щагина и других — удивили Париж двойным блоком.
Он был откровением.
Тех, кто помоложе, кто знает волейбол наших дней, уже не удивишь и тройным блоком. Да и чему же тут удивляться? Растет мощь нападающих, крепнут защитные рубежи. Это общеизвестная теория «щита и меча» в действии.
Но любой логически рассуждающий человек скажет, что невозможно до бесконечности наращивать взрывную силу снаряда, толщина брони где-то должна иметь предел. А что же дальше? Застой?
Нет, конечно. Тогда изыскиваются уже не количественно, а качественно новые средства, новые тактические варианты ведения игры.
Повторяюсь: скорость волейбола, его темп резко возросли. Теперь атаки можно ждать из любой зоны передней линии. И если раньше внимание защитников было приковано к какому-то одному, наиболее опасному нападающему соперников, то ныне уделить ему все свое внимание они уже не могут. Иными словами — не то что тройной, даже двойной блок уже не успеешь поставить.
...Мы всерьез, кропотливо стали отрабатывать одиночный блок. Это не просто, как кажется с первого взгляда. Ведь одно дело прыгнуть вместе с товарищами, подсознательно, в глубине души надеясь, что если ты и замешкаешься, ошибешься — тебя подстрахуют, а другое — взять всю ответственность на себя.
Еще недавно блокирование в значительной мере было чисто механическим
приемом, выполняемым почти бездумно: прыгнул за сеткой соперник, немедленно взлетай в воздух, подняв руки, и ты.
Теперь нужно действовать ■ куда осмотрительней, осмысленней. Нужно хорошо знать манеру игры каждого соперника, его «коронные» приемы, хитроумные обводящие удары, переводы мяча и т. д. Ведь ты же в данный момент один, ошибку твою партнеры исправить не успеют.
Итак: начинали мы с одиночного блока. Затем пришли к двойному и тройному. Теперь опять вернулись к одиночному. Но это не повторение пройденных этапов, не замкнутый круг. Волейбол развивается как бы по спирали. Сейчас сделан новый виток, игра поднялась на более высокий уровень. Как же будет развиваться волейбол дальше? Логически рассуждая, мы можем предвидеть, что со временем еще более повысится скорость игры, и тогда, вероятно, найдутся такие мастера, которые в условиях стремительного, темпового матча овладеют и двойным блоком. Но это все-таки будет нечто иное, это дело будущего.

И ПРОЩЕ И ТРУДНЕЕ
В тактике волейбола, как мы видим, появилось немало нового. А в технике? Естественно, что к игрокам предъявляются повышенные требования. Любое действие надо выполнять чище, точнее. Однако каких-то доселе незнакомых приемов пока не появилось. И все же игра стала разнообразнее, содержательнее и с технической стороны.
Тут надо сказать о судействе. Оно стало менее консервативным, формальным. Еще не так давно прием мяча сверху немедленно наказывался. В любом случае. Иными словами, арбитры осуждали не исполнение приема, а прием сам по себе (ну, как, например, «руку» в футболе). И, естественно, игроки к нему уже не прибегали, им не овладевали.
Теперь, когда волейбол стал олимпийским видом спорта, связь игроков, тренеров, судей упрочилась. Даже не на специальных технических конференциях, а просто в дружеских беседах выработалась единая точка зрения на допустимое и запретное в игре.
Свободнее, проще стало играть и блокирующим игрокам.
Говоря иначе — я не хочу сказать — легче. Больше творческих возможностей, богаче арсенал технических приемов— вот что мы видим ныне. И если уж приходится говорить о новом в технике— то лишь как о возрождении хорошо забытого старого. Однако, поверьте, и этого не так уж мало!
И еще одно примечательное явление: в свое время освоив «планирующую» подачу, японские спортсменки считали ее настолько сильным оружием, что не заботились о направлении удара. «На той стороне все равно мяч не примут, в какой бы точке площадки он ни приземлялся».
Теперь этого уже недостаточно. Спортсменки выбирают цель: незащищенное место, соперницу послабее и т. д. Так что и здесь, хотя принципиально нового и не появилось, но дополнительные возможности разнообразить
игру налицо, совершенствовать мастерство необходимо: волейбол становится активнее и творчески содержательнее.

ЧУТЬ-ЧУТЬ...
Наша женская команда впервые завоевала золотые олимпийские медали, вернула себе звание сильнейших в мире. Но означает ли. это, что она сейчас на голову выше всех других, как это было некогда? Нет, этого сказать нельзя.
По-прежнему сильны японки (к разбору .игры сборной Японии мы еще обратимся в дальнейшем). Очень хорошие волейболистки, и прежде всего — Павлина Стеффкова, Вера Грабкова — в команде Чехословакии. Лучше стали играть американки. На Олимпиаде мы увидели совершенно неизвестный раньше, но интересный, крепко спаянный коллектив волейболисток Перу.
И вот что характерно: даже молодые команды уже знакомы со всем лучшим, что достигнуто современным волейболом, придерживаются тех же игровых принципов, что и лидеры.
Шире стали контакты спортсменов. (Ведущие тренеры одной страны едут обучать молодежь в другую. Так, например, мексиканок готовил польский тренер Станислав Лобурка, перуанок — японский специалист Акито Като.
Именно поэтому ныне стираются грани между так называемым «европейским» и «азиатским» волейболом. Игра переживает эпоху расцвета.
И я не вправе сказать, что все те новинки, о которых шла речь выше,— изобретение и достояние исключительно нашей команды. Мы используем и опыт соперниц — но преломляем в интересах наших волейболисток с таким расчетом, чтобы они могли показать все лучшее, «а что способны.
Чуть-чуть быстрее. Чуть-чуть точнее. Чуть-чуть напористей. Чуть-чуть стойче — вот что я бы мог сказать о советских волейболистках. Но это немало — сумма вот таких «чутьчуть».
Отмечать же кого-то в отдельности? Не хочу этого делать. Каждая из олимпийских чемпионок достойна самой высокой похвалы.

ЗАГЛЯДЫВАЯ В БУДУЩЕЕ
Стремителен стал волейбол. Спортсменка должна уметь делать гораздо больше того, чем требовалось еще недавно. Так что же — нужно искать каких-то особых, награжденных природой феноменальными данными девушек?
Ничуть нe бывало! Ныне в волейбол играть — и хорошо играть!—может любая.
Конечно, я как тренер хотел бы иметь в команде высоких спортсменок. Но рост в волейболе — это сейчас совсем не основное. Главное — это быстрота мышления, творческая активность, желание и умение совершенствовать свое мастерство.
Уметь хорошо все — но что-то превосходно. Вот какие задачи мы должны ставить перед воспитанницами наших спортивных школ, секций физкультурных коллективов.

А это означает, что привлекать в секцию можно и нужно высоких и невысоких, физически сильных и послабее. Пусть учатся хорошему волейболу. А сильные стороны каждый сумеет открыть в себе сам

Олег Сергеевич Чехов
тренер женской сборной команды СССР

Волейбол СССР

  • Обратная связь

Советский волейбол

1927 волейбол, 1935 волейбол, 1937 волейбол, 1957 волейбол, 1958 волейбол, 1964 волейбол, 1968 волейбол, 1975 волейбол, 1976 волейбол, 1978 волейбол, 1982 волейбол, 1988 волейбол, Александр Банов, Александр Белоногов, Александр Ермилов, Александр Кармановский, Александр Маментьев, Александр Портной, Александр Поташник, Александр Русанов, Александр Савин, Александр Таль, Александр Цимлов, Александра Чудина, Александра Шебанова, Алексей АФАНАСЬЕВ, Алексей Якушев, Алиса Галахова, Алиса Крашенинникова, Анастасия Долинская, Анатолий Закржевскии, Анатолий Полищук, Анатолий Седов, Анатолий Чинилин, Анатолий Эйнгорн, Андрей Ивойлов, Анри Ожар, Антонина Моисеева, Антонина Рыжова, Антонина Яшина, БУРЕВЕСТНИК (Алма-Ата), БУРЕВЕСТНИК (Одесса), БУРЕВЕСТНИК (Харьков), Борис ЛЕОНОВ, Борис Ломоносов, Борис Нольде, Борис Терещук, Важа Качарава, Валентин Кравченко, Валентин Полянский, Валентин Салин, Валентин Филиппов, Валентин Хохлов, Валентина Виноградова, Валентина Макарова, Валентина Мишак, Валентина Нилова, Валентина Осколкова, Валентина Свиридова, Валерий Калачихин, Валерий Кравченко, Вацлав Шмидл, Веема Айстере, Виктор Михальчук, Виктор ТЮРИН, Вильям Морган, Вильяр Лоор, Виталий Зенович, Виталий Коваленко, Владимир Андреев, Владимир Артамонов, Владимир Астафьев, Владимир Беляев, Владимир Власов, Владимир Гайлит, Владимир Горбунов, Владимир Иванов, Владимир Китаев, Владимир Кондра, Владимир Мокрушев, Владимир Мокрушов, Владимир Паткин, Владимир Саввин, Владимир Томашевский, Владимир Ульянов, Владимир Чернышев, Владимир Шкурихин, Владимир Шнюков, Владимир Щагин, Владимир Щербаков, Владислав Перцов, Владислав Шамшур, Всесоюзная коллегия судей по волейболу, Всесоюзная секция волейбола, Всесоюзная спартакиада школьников, Всесоюзные юношеские соревнования по волейболу, Вячеслав Зайцев, Вячеслав Платонов, Вячеслав СУЧКОВ, Вячеслав Фокин, Галина Ахматова, Галина Ельницкая, Галина Козлова, Геннадий Гайковой, Геннадий Гончаров, Георгий Гафанович, Георгий Мондзолевский, Георгий Мондзолевский. Семен Щербаков, Герман Смольянинов, Гиви Ахвледиани, Григорий Гранатуров, Григорий Цадыкович, Даймацу Хирофуми, Динамо (Москва), Дмитрий Воскобойников, Евгений АЛЕКСЕЕВ, Евгений Горбачев, Евгений Лапинский, Евгений Яковлев, Евгения Назаренко, Елена Потапова, Елена Чебукина, Ефим Чулак, Жанбек Саурамбаев, Жанбек Сауранбаев, Женская сборная СССР по волейболу, ЗВЕЗДА (Луганск), Зинаида Смольянинова, Золотое правило волейбола, Зоя Козлова, Иван Бугаенков, Иван Тищенко, Игорь Вишмид, Игорь Гуняев, Инна Рыскаль, Ираклий Ахобадзе, Ирина Кириллова, Ирина Колодяжная, Ирина Пархомчук, Ирина Ризен, Ирина Салихова, Йозеф Лабуда, КАЛЕВ (Таллин), Капитолина Федорова, Кира Горбачева, Клавдия Топчиева, Константин Рева, Кубок СССР по волейболу, Кубок европейских чемпионок, ЛОКОМОТИВ (Киев), ЛОКОМОТИВ (Москва), Леонид Тищенко, Леонид Щербаков, Лидия Болдырева, Лидия Логинова, Лидия Охриц, Лидия Сачкова, Лидия Стрельникова, Лилия Каленик, Лирика Иванская, Лия Каленик, Любовь Евтушенко, Любовь Тимофеева, Любовь Тюрина, Людмила Булдакова, Людмила Валентович, Людмила Гуреева, Людмила Мещерякова, Людмила Михайлова, Людмила Перевертова, Людмила Чернышева, Марат Шаблыгин, Марита Катушева, Мария Чичинадзе, Марк Барский, Мелития Кононова, Милития Еремеева, Мирон Винер, Михаил Амалин, Михаил Кочержинский, Михаил Крылов, Михаил Пименов, Михаил Сунгуров, Мужская сборная СССР по волейболу, Надежда Рогозина, Наталья Морозова, Наталья Пшеничникова, Нелли Абрамова, Нелли Щербакова, Нефтяник (Баку), Николай Арунов, Николай Буробин, Николай Герасимов, Николай Карполь, Николай Михеев, Нил Фасахов, Нина Козлова, Нина Мурадян, Нина Смолеева, Ничибо, Октай Агаев, Олег Антропов, Олег ЧЕХОВ, Олимпийский волейбол, Ольга Лещенко, Ольга Соловова, Павел Селиванов, Павел Шенк, Поль Либо, Порфирий Воронин, Радиотехник (Рига), Раиса Кошелева, Регина Моталикова, Роза Салихова, СПАРТАК (Ленинград), Святослав Валицкий, Семен Щербаков, Серафима Кундиренко, Сергей Аракчян, Сергей Буча, Сергей Гаврилов, Сергей Нефедов, Сергей Филиппов, Скайдрите Вегнере, Софья Горбунова, Спартакиада народов РСФСР, Спартакиада народов СССР, Такако Сираи, Тамара Пирогова, Тамара Самбурская, Тамара Тихонина, Татьяна Поняева, Татьяна Родионова, Татьяна Рощина, Татьяна Уткина, Тренажер волейбольный, Уралочка, Федерация волейбола РСФСР, Федерация волейбола СССР, Фуат Косимов, Фукунака Сашине, ЦСК МО, ЦСКА, Чемпионат СССР по волейболу среди мужчин, Эдуард Сибиряков, Эдуард Унгурс, Эллен Леонова, Эмиль Крепкер, Эуген Белов, Юниорская сборная СССР по волейболу, Юрий Арошидзе, Юрий Багон, Юрий Железняк, Юрий КЛЕЩЕВ, Юрий Недолинский, Юрий Поярков, Юрий Савченко, Юрий Соколов, Юрий Сотский, Юрий Старунский, Юрий Фураев, Юрий Худяков, Юрий Чесноков, Юрий Щербаков, Юрис Асс, Японская подача, анализ волейбола, блок волейбол, блокирование в волейболе, игра связующего, история волейбола, капитан команды Антонина Рыжова, кинограмма, команда МАИ, комбинации в волейболе, комбинация Морита, мастер спорта по волейболу, молодежная сборная СССР, одиночное блокирование, пас в волейболе, передача мяча в волейболе, периферическое зрение, планирующая подача, подача в волейболе, правила волейбола, прием мяча в волейболе, сборная РСФСР, сборная СССР по волейболу, связующий игрок, судейство в волейболе, техника волейбола, тренировка волейбол, удар в волейболе, чемпионат СССР по волейболу, чемпионат мира по волейболу, чемпионат ссср по волейболу среди женщин, чехословакии волейбол, эстонский волейбол, юмор волейбол, японский волейбол

Показать все теги

Популярное