Выявление потенциала

Просмотров: 221
ПОСЛЕ олимпийского турнира волейболистов, который, как известно, закончился победой нашей команды, стали дебатироваться главным образом два, так сказать, глобальных вопроса. Какова тенденция развития волейбола в свете мексиканского турнира! Какой волейбол перспективнее — европейский или азиатский!

Попытаюсь ответить на эти вопросы и я, но начну не с первого, а со второго.
Подразделение волейбола на европейский и азиатский, на мой взгляд, неправомерно. Есть единый волейбол, единый для всех стран, где культивируется эта игра. Конечно, в стиле команд есть некоторые особенности, своеобразное исполнение технических и тактических приемов. И эти различия заметны в игре не только советских и японских волейболисток, не только между европейскими и азиатскими командами, но и между командами Чехословакии, СССР, ГДР и другими.
По какому пути идет развитие нынешнего волейбола!


В волейболе сегодняшнего дня наблюдается ярко выраженная тенденция к усилению нападения, повышению ударной мощи команды. Вот над чем ломают головы тренеры ведущих коллективов мира.

Как же решается эта проблема! Откуда тренеры черпают новые возможности для увеличения ударной силы своих команд! Я бы отметил четыре главные источника. Первый — увеличение в команде числа нападающих игроков. Второй — усиление комбинационное™ и остроты игры. Третий — повышение скорости выполнения технических приемов. И, наконец, — максимальное использование индивидуальных игровых особенностей нападающих.
Разберемся конкретнее. За счет чего увеличивается число нападающих! Есть два пути: либо тренеры комплектуют команду таким образом, чтобы связующие игроки умели достаточно хорошо нападать, либо (например, в командах Чехословакии, Японии, Болгарии] придерживаются формулы 5 + 1, т. е. на площадку выходят пять нападающих и один распасовщик.

Но, пожалуй, большинство тренеров настойчиво стремятся к тому, чтобы связующие игроки активнее участвовали в нападении.
умели вовремя подключиться в атаку, осваивали разнообразный ассортимент атакующих действий. Если перечислить связующих волейболистов, участвовавших в олимпийском турнире, то лучшие из них в той или иной мере непосредственно участвуют в атаках. Это Поярков, Михальчук, Терещук (СССР], Кимура и Некода (Япония), Голиан, Прохазка, Муеил (Чехословакия), Тусайнт, Кессел Питч, Чарке (ГДР], Каров и Кричмаров (Болгария].
И еще один метод усиления нападения. Выходы связующих из тыловых зон к сетке. Возьмем, к примеру, команду Чехословакии. Обычно связующие этой команды выходят из зон 1 или 6. Но помимо связующих к сетке выдвигаются и нападающие игроки, как правило, из зоны 1 для второй передачи. Таким образом, во всех шести расстановках (это большое достижение) один из волейболистов, находящийся на задней линии — будь то связующий или нападающий,— обязательно выходит вперед для распасовки. Получается, что на протяжении всей игры три спортсмена чехословацкой команды находятся в полной боевой готовности для завершающего УДара.

Несколько по-иному организует выходы игроков к сетке команда Японии. Такой связующий игрок, как Некода, выбегает для распасовки из любой тыловой зоны, в которой бы ни находился. В этом случае японская команда, как и чехословацкая, имеет трех свободных нападающих, всегда готовых для завершения атаки. Ослабевает ли огневая мощь японской команды, когда Некода оказывается на передней линии! На первый взгляд, да. Ведь впереди у японцев остается лишь два «чистых» нападающих. Однако шквал атак японской команды не стихает. Достигается это тем, что волейболисты на ходу перестраиваются, как бы меняют тональность игры. Благодаря искусным и чрезвычайно четким действиям своего разыгрывающего, они взвинчивают темп и скорость, ведут атаки с помощью сложных и хитроумных тактических комбинаций. Ко всему прочему и сам Некода может, если это нужно, провести внезапный нападающий удар. Особенно удачно он атакует с первой передачи. Когда же Некода уходит с передней линии, темп игры вроде бы затихает. Но зато у сетки вновь появляется тройка грозных бомбардиров.

Интересно, что чехословацкая команда на протяжении всего матча использует выходящих игроков примерно на 60 процентов, тогда как японская — на 40 процентов. Однако японцы за счет сложных тактических комбинаций, проводимых на высокой скорости, демонстрируют игру более высокого качества, более результативную.

А за счет чего усиливает свою нападающую мощь наша команда! Мы начинаем матч с двумя связующими игроками. Затем, набрав предельный темп, где-то в середине партии вместо одного из связующих на площадку выходит нападающий. Не меняя ритма и скорости, команда усиливает тем самым свою ударную силу. До конца партии игру продолжает коллектив, скомплектованный из пяти нападающих и одного связующего.
Наши волейболисты сочетают так называемую рациональную тактику с использованием выходящих игроков при системе 5 + 1. На вооружении команды сложные тактические комбинации, которые
сопрягаются с весьма расчетливой, стабильной игрой, в том случае, когда волейболисты попадают в трудные ситуации. Мне думается, такая тактика полностью себя оправдывает. Придерживаясь ее, мы победили на чемпионате Европы (1967 г.) и выиграли олимпийский турнир (1968 г.].
Комбинационная игра. Пожалуй, раньше тренеры не уделяли столько внимания различным хитроумным задумкам. Но происшедшие пять лет назад изменения в правилах волейбола значительно облегчили действия обороняющихся. Поэтому-то тренеры стали, как уже было сказано, изыскивать новые потенциальные возможности для усиления ударной мощи своих нападающих.

Что нужно для упреждения защитных действий противника! Внезапность и скорость — вот что помогает разрушить оборону соперников. На вооружение команд принимаются различные комбинации, которые все время модернизируются, становятся более эффективными. Сложный тактический маневр в сочетании со скоростью как бы маскирует направление главного удара.

Как же должны действовать игроки при такой широкой комбинационной игре! Самые блистательные комбинации могут оказаться пустым звуком, если не будут подкреплены высоким исполнительским мастерством волейболистов, вдохновенной, творческой игрой. Без этого самая остроумная по замыслу комбинация становится ходульной, неестественной. Противник ее легко разгадает и тут же локализует. Современный волейбол достиг такого уровня, что вплотную соприкасается с искусством.

Главная задача атакующей команды — вывести своего игрока на удар без блока. Всем хорошо известна комбинация, при которой игрок, находящийся в зоне 3, имитирует выход на удар с низкой передачи. Разыгрывающий из зоны 2 посылает быструю прострельную передачу в зону 4. Там нападающий. Так вот, чтобы освободить бомбардира от опеки противников, тот, кто изображает «короткую», должен так блестяще сыграть свою роль, чтобы на той стороне ему поверили. Поверили и ринулись блокировать. Не менее трудная роль выпадает и на долю
разыгрывающего. Своими действиями он должен показать сопернику, что намерен дать пас именно своему соседу и непременно короткий пас. Успех придет только в том случае, если волейболисты сумеют разыграть этот маленький спектакль, как большие мастера сцены.
Таким образом, на площадке идет соревнование не только мастерства спортивного, идут и психологические поединки.
Л как решаются вопросы комбинационной игры в ведущих командах мира? Как совершенствуют свою тактику волейболисты ГДР, Японии, Чехословакии)
Команда ГДР к своей обычной игре со сверхвысоких передач добавляет передачи со сниженной траектории и полупрострелы на края сетки, а также низкую в центре.

Японцы, стремясь «прибавить» в скорости разыгрывания комбинаций, усложняют их. Но не отказываются и от простых рациональных действий в доигровках при неудачно м приеме. Кроме этого, японская команда использует ложные атаки волейболистов задней линии.
в то время как на передней остаются два нападающих и розыгрыш мяча идет через связующего волейболиста, находящегося у сетки.
Чехословацкие спортсмены, как я уже говорил, стремятся использовать выходы игроков тыловых зон, в то время как три нападающих постоянно готовы к атаке.

В нашей команде мы, помимо тактического варианта 5 + 1, стараемся как можно полнее и рациональнее использовать всех без исключения игроков. Все волейболистов активно участвуют в борьбе за победу. Это дает возможность правильно распределить силы, внести в игру разнообразие и элемент неожиданности. К слову сказать, «длинная скамейка»— один из важнейших факторов, способствовавших нашему успеху на чемпионате Европы и Олимпийских играх.

Мастерство волейболиста определяется не только его многогранными спортивными навыками. Самое главное — это как спортсмен умеет распорядиться этими навыками. Иными словами, может ли волейболист, используя свой спортивный багаж, свои индиви-
дуальные особенности, успешно решать тактические задачи! Мы, тренеры, больше всего бьемся над тем, чтобы ярче выявить все лучшее, что есть у волейболиста, и как можно полнее использовать в интересах коллектива. И прежде всего в нападающих действиях.
Чем ярче индивидуальность спортсмена, чем полнее раскрываются его лучшие свойства, тем полезнее действия на площадке.
Да, яркое созвездие талантливых игроков с богато выраженными индивидуальными особенностями выступало в Мехико. Эти волейболисты оставили неизгладимое впечатление. И не только безукоризненным общим мастерством, но и своими — это самое главное — коронными приемами, повторить которые другой игрок, хоть и он настоящий мастер, не в состоянии. Едва ли, например, кто другой может так проводить удары с низкой передачи, как японские мастера. Вспоминается игра японских волейболистов Минами и Екота. Предельно филигранная техника, А удары японцев по восходящему мячу в центре сетки! Это настолько стремительная атака, что успеть прыгнуть на блок — поистине сверхискусство. По технике и скорости исполнения «короткой» к Минами и Екота приближаются Морита и Койзуми. Эта великолепная четверка по выполнению удара с низкой передачи не имеет себе равных в мировом волейболе.

У волейболистов Чехословакии свои особенности в технике нападающих ударов. Их удары отличаются пластичностью, изяществом. Особенно кистевые. Как правило, чехословацкие волейболисты не бьют сильно вниз (не ставят так называемый «кол»), а стараются направить удар вдоль площадки. Но если даже кто-либо из спортсменов Чехословакии и бьет по мячу почти под прямым углом, то делает это за счет вытянутой руки и кисти. Такие удары обычно принять весьма трудно. А как бьет поверх блока вдоль линии выдающийся чехословацкий игрок Шенк! В его арсенале — превосходный кистевой удар. Не резкий, как бы вполсилы. А попробуй — прими... Вызывает восхищение удар Свободы из зоны 3. Отталкиваясь одной ногой, он посылает мяч в самом неожиданном направлении. Удары ветерана чехословацкого волейбола Голиана почти всегда поражают самые уязвимые места площадки.
Много поучительного и в игре спортсменов ГДР. Они атакуют со сверхвысоких передач. Казалось бы, это устарелая тактика нападения. Но это не совсем так. Немецкие бомбардиры, используя высокие передачи, действуют весьма успешно. За счет своеобразного мастерства своих ударов. Если, например, внимательно проследить за игрой такого нападающего, как Шульц, то увидим, что примерно половина его нападающих ударов обманные. Соперники ни-
когда не знают, какой сюрприз преподнесет им этот немецкий нападающий: то ли сильный удар, то ли обманный.
Думаю, что меня не упрекнут в нескромности, если я несколько подробнее скажу о команде, которую тренирую. Как отмечала зарубежная пресса, наши волейболисты в большей степени, чем все другие команды,— собрание ярких индивидуальностей. Разве может, например, оставить равнодушным игра Валерия Кравченко!! Невольно восхищаешься его уникальным ударом. Пас идет из глубины площадки как бы в спину нападающему, а он, хотя и не видит мяч, но словно по какой-то удивительной интуиции атакует предельно точно.
Евгения Лапинского отличает удар с низкой передачи в центре или с края сетки. Женя заранее выносит руку, и почти невозможно уследить, в какой момент произойдет удар. Иван Бугаенков безошибочно играет в самых сложных ситуациях и чрезвычайно результативно. Наш Иван, что называется, всегда в ударе.

Владимир Беляев запоминается зрителям не только своей внушительной фигурой атлета, но и сокрушительными, поистине таранными ударами. Но игра Беляева — не просто силовая игра. Это прежде всего скоростная игра, основанная на комбинациях с низких
полупрострельных и прострельных передач.
Часто слышишь такой вопрос: по какому пути пойдут тренеры ведущих команд мира, если, предположим, уже имеющиеся резервы для усиления нападения будут исчерпаны! В каком тогда направлении пойдет дальнейший поиск!
Думаю, что ни один в мире тренер не сможет исчерпать резервы, усиливающие нападающий потенциал. Сейчас у специалистов волейбола первая забота — как следует, с пользой для дела осмыслить олимпийский опыт. Мексиканский волейбольный турнир был, если хотите, своеобразной ярмаркой, где тренеры и спортсмены демонстрировали, что называется, товар лицом. Здесь были показаны новейшие достижения техники и тактики волейбола, над которыми долгое время трудилась, зачастую под покровом тайны, тренеры и волейболисты. Теперь в этом «волейбольном хозяйстве» надо как следует разобраться, что-то принять, что-то, как говорится, списать. Короче говоря, тренерам нужно обобщить все лучшее, что было на Олимпиаде, примерить это лучшее на своей команде и готовиться к новым сражениям. Ну а что касается поиска, поиск будет всегда, всю жизнь.

ЮРИИ КЛЕЩЕВ,

старший тренер мужской команды СССР по волейболу

Волейбол СССР

  • Обратная связь

Советский волейбол

1927 волейбол, 1935 волейбол, 1937 волейбол, 1957 волейбол, 1958 волейбол, 1964 волейбол, 1968 волейбол, 1975 волейбол, 1976 волейбол, 1978 волейбол, 1982 волейбол, 1988 волейбол, Александр Банов, Александр Белоногов, Александр Ермилов, Александр Кармановский, Александр Маментьев, Александр Портной, Александр Поташник, Александр Русанов, Александр Савин, Александр Таль, Александр Цимлов, Александра Чудина, Александра Шебанова, Алексей АФАНАСЬЕВ, Алексей Якушев, Алиса Галахова, Алиса Крашенинникова, Анастасия Долинская, Анатолий Закржевскии, Анатолий Полищук, Анатолий Седов, Анатолий Чинилин, Анатолий Эйнгорн, Андрей Ивойлов, Анри Ожар, Антонина Моисеева, Антонина Рыжова, Антонина Яшина, БУРЕВЕСТНИК (Алма-Ата), БУРЕВЕСТНИК (Одесса), БУРЕВЕСТНИК (Харьков), Борис ЛЕОНОВ, Борис Ломоносов, Борис Нольде, Борис Терещук, Важа Качарава, Валентин Кравченко, Валентин Полянский, Валентин Салин, Валентин Филиппов, Валентин Хохлов, Валентина Виноградова, Валентина Макарова, Валентина Мишак, Валентина Нилова, Валентина Осколкова, Валентина Свиридова, Валерий Калачихин, Валерий Кравченко, Вацлав Шмидл, Веема Айстере, Виктор Михальчук, Виктор ТЮРИН, Вильям Морган, Вильяр Лоор, Виталий Зенович, Виталий Коваленко, Владимир Андреев, Владимир Артамонов, Владимир Астафьев, Владимир Беляев, Владимир Власов, Владимир Гайлит, Владимир Горбунов, Владимир Иванов, Владимир Китаев, Владимир Кондра, Владимир Мокрушев, Владимир Мокрушов, Владимир Паткин, Владимир Саввин, Владимир Томашевский, Владимир Ульянов, Владимир Чернышев, Владимир Шкурихин, Владимир Шнюков, Владимир Щагин, Владимир Щербаков, Владислав Перцов, Владислав Шамшур, Всесоюзная коллегия судей по волейболу, Всесоюзная секция волейбола, Всесоюзная спартакиада школьников, Всесоюзные юношеские соревнования по волейболу, Вячеслав Зайцев, Вячеслав Платонов, Вячеслав СУЧКОВ, Вячеслав Фокин, Галина Ахматова, Галина Ельницкая, Галина Козлова, Геннадий Гайковой, Геннадий Гончаров, Георгий Гафанович, Георгий Мондзолевский, Георгий Мондзолевский. Семен Щербаков, Герман Смольянинов, Гиви Ахвледиани, Григорий Гранатуров, Григорий Цадыкович, Даймацу Хирофуми, Динамо (Москва), Дмитрий Воскобойников, Евгений АЛЕКСЕЕВ, Евгений Горбачев, Евгений Лапинский, Евгений Яковлев, Евгения Назаренко, Елена Потапова, Елена Чебукина, Ефим Чулак, Жанбек Саурамбаев, Жанбек Сауранбаев, Женская сборная СССР по волейболу, ЗВЕЗДА (Луганск), Зинаида Смольянинова, Золотое правило волейбола, Зоя Козлова, Иван Бугаенков, Иван Тищенко, Игорь Вишмид, Игорь Гуняев, Инна Рыскаль, Ираклий Ахобадзе, Ирина Кириллова, Ирина Колодяжная, Ирина Пархомчук, Ирина Ризен, Ирина Салихова, Йозеф Лабуда, КАЛЕВ (Таллин), Капитолина Федорова, Кира Горбачева, Клавдия Топчиева, Константин Рева, Кубок СССР по волейболу, Кубок европейских чемпионок, ЛОКОМОТИВ (Киев), ЛОКОМОТИВ (Москва), Леонид Тищенко, Леонид Щербаков, Лидия Болдырева, Лидия Логинова, Лидия Охриц, Лидия Сачкова, Лидия Стрельникова, Лилия Каленик, Лирика Иванская, Лия Каленик, Любовь Евтушенко, Любовь Тимофеева, Любовь Тюрина, Людмила Булдакова, Людмила Валентович, Людмила Гуреева, Людмила Мещерякова, Людмила Михайлова, Людмила Перевертова, Людмила Чернышева, Марат Шаблыгин, Марита Катушева, Мария Чичинадзе, Марк Барский, Мелития Кононова, Милития Еремеева, Мирон Винер, Михаил Амалин, Михаил Кочержинский, Михаил Крылов, Михаил Пименов, Михаил Сунгуров, Мужская сборная СССР по волейболу, Надежда Рогозина, Наталья Морозова, Наталья Пшеничникова, Нелли Абрамова, Нелли Щербакова, Нефтяник (Баку), Николай Арунов, Николай Буробин, Николай Герасимов, Николай Карполь, Николай Михеев, Нил Фасахов, Нина Козлова, Нина Мурадян, Нина Смолеева, Ничибо, Октай Агаев, Олег Антропов, Олег ЧЕХОВ, Олимпийский волейбол, Ольга Лещенко, Ольга Соловова, Павел Селиванов, Павел Шенк, Поль Либо, Порфирий Воронин, Радиотехник (Рига), Раиса Кошелева, Регина Моталикова, Роза Салихова, СПАРТАК (Ленинград), Святослав Валицкий, Семен Щербаков, Серафима Кундиренко, Сергей Аракчян, Сергей Буча, Сергей Гаврилов, Сергей Нефедов, Сергей Филиппов, Скайдрите Вегнере, Софья Горбунова, Спартакиада народов РСФСР, Спартакиада народов СССР, Такако Сираи, Тамара Пирогова, Тамара Самбурская, Тамара Тихонина, Татьяна Поняева, Татьяна Родионова, Татьяна Рощина, Татьяна Уткина, Тренажер волейбольный, Уралочка, Федерация волейбола РСФСР, Федерация волейбола СССР, Фуат Косимов, Фукунака Сашине, ЦСК МО, ЦСКА, Чемпионат СССР по волейболу среди мужчин, Эдуард Сибиряков, Эдуард Унгурс, Эллен Леонова, Эмиль Крепкер, Эуген Белов, Юниорская сборная СССР по волейболу, Юрий Арошидзе, Юрий Багон, Юрий Железняк, Юрий КЛЕЩЕВ, Юрий Недолинский, Юрий Поярков, Юрий Савченко, Юрий Соколов, Юрий Сотский, Юрий Старунский, Юрий Фураев, Юрий Худяков, Юрий Чесноков, Юрий Щербаков, Юрис Асс, Японская подача, анализ волейбола, блок волейбол, блокирование в волейболе, игра связующего, история волейбола, капитан команды Антонина Рыжова, кинограмма, команда МАИ, комбинации в волейболе, комбинация Морита, мастер спорта по волейболу, молодежная сборная СССР, одиночное блокирование, пас в волейболе, передача мяча в волейболе, периферическое зрение, планирующая подача, подача в волейболе, правила волейбола, прием мяча в волейболе, сборная РСФСР, сборная СССР по волейболу, связующий игрок, судейство в волейболе, техника волейбола, тренировка волейбол, удар в волейболе, чемпионат СССР по волейболу, чемпионат мира по волейболу, чемпионат ссср по волейболу среди женщин, чехословакии волейбол, эстонский волейбол, юмор волейбол, японский волейбол

Показать все теги

Популярное