Взгляд сквозь сетку

Просмотров: 91
НЕТ НИЧЕГО ОПАСНЕЕ, когда радость победы, даже самой яркой и незабываемой, опьяняет, кружит головы. На Олимпийских играх в Мехико советским^ волейболисткам удалось вернуть звание сильнейших в мире. Титулы чемпионок достались им в нелегкой борьбе с постоянными соперницами последних лет — японками. Однако, по глубокому моему убеждению, было бы ошибкой говорить об окончательном укрощении японского тайфуна, бушевавшего на протяжении семилетия над волейбольными площадками мира. Ведь нам еще встречаться и встречаться с японками, которые теперь, несомненно, живут мечтой о реванше.

ТАЙФУН РАЗРАЗИЛСЯ НЕ СРАЗУ В свое время мы просто-напросто просмотрели рождение новой классной команды. На чемпионате мира I960 года в Рио-де-Жанейро японки, впервые участвуя в официальных соревнованиях, организуемых Международной ^федерацией волейбола, выиграли у всех, кроме нашей сборной. Тогда это было сенсацией. Но когда позже мы стали более пристально знакомиться с жизнью японского волейбола, выяснились весьма примечательные факты. Оказалось, что волейболисты Японии выступают в международных турнирах (преимущественно с участием азиатских стран) с 1913 года! В стране волейболом занимаются около шести миллионов юношей и девушек. Свои' турниры проводят команды гимназий и высших учебных заведений, ассоциации учителей и служащих торговых и промышленных предприятий. Чрезвычайно популярен волейбол среди женщин: недаром мы до сих пор встречаемся в Японии с тремя-четырьмя клубными женскими командами высокого класса и только с одной мужской — национальной сборной.
Впрочем, сведения, поступавшие из Японии, были поначалу скудными и уж, во всяком случае, не вселяющими очень больших опасений. Мы знали, например, что еще перед чемпионатом в Рио-де-Жанейро японки несколько раз встречались с волейболистками КНР и сыграли примерно на равных. А поскольку китаянки явно уступали нам, то беспокоиться вроде бы не было оснований. «Тайфун», о котором заговорили после успеха японок в Рио, их победного турне по европейским странам в 1961 году и, наконец, после ошеломляющей победы на чемпионате мира в Москве, разразился не сразу. Он зарождался исподволь.
В Японии мне неоднократно доводилось видеть игры школьных команд. Девочки, естественно, не умеют еще мощно нападать, ставить надежный блок. Но в их действиях я без труда различал то, что характерно для ведущих взрослых команд: подвижность, самоотверженность, нацеленную подачу, точную вторую передачу. И, что особенно похвально, стремление действовать хитроумно. Вот таких девочек и приглашают в свои- клубы видные тренеры и, работая с ними в течение ряда лет, повышают их мастерство.

КРЕДО ТРЕНЕРА ДАЙМАЦУ
Хирофуми Даймацу, наставник волейболисток текстильной фирмы «Ничибо», был не только большим тренером, но и искусным дипломатом. После того как его команда одержала победу на чемпионате мира 1962 года, оттеснив на второе место неизменных победительниц прежних лет — советских девушек, Даймацу пришлось выдержать немало атак со стороны журналистов. Вынужденный давать пространные интервью, он в то же время всячески охранял самые важные из секретов своей системы.
Даймацу, в частности, утверждал, что он никогда не тренирует игроков индивидуально, что задания всей основной шестерке одинаковы. Однако, как впоследствии выяснилось, Даймацу, как никто другой, много работал именно над развитием индивидуальных качеств игроков. Это было разумно, ведь волейболистки команды отнюдь не отличались выдающимися физическими данными. Японские спортсменки всегда были готовы не только к тактико-технической, но и к атлетической борьбе, хотя их тренер вслух высказывался против общеразвивающих упражнений.
Как бы то ни было, а «Ничибо» стала командой-образцом нового женского волейбола. Здесь играли умные, хладнокровные исполнители, такие, как Миямота, Ханда и особенно Касаи Масаэ, игрок с первым номером на майке, капитан команды.

В нынешнем своем составе «Ничибо» не представляет столь грозной силы, как несколько лет назад: в Японии на первый план выдвинулись другие команды. Но основные тренерские принципы Даймацу взяты на вооружение его последователями, работающими сегодня с новыми лидерами японского волейбола. В своем «волейбольном государстве» Хирофуми Даймацу был безграничным диктатором, заставлял волейболисток проливать семь потов. Вот один из типичных для Даймацу методов воспитания волейбольного, так сказать, характера. Тренер подает мяч за мячом прямо к гимнастической скамейке. Девушки поочередно отбивают мячи. Ты можешь ушибиться о скамейку, пусть даже разбиться, если тебе не хватает ловкости, — неважно, это твое дело, но мяч должен быть принят. Иначе навлечешь на себя гнев тренера. Вот почему для японок, когда они на площадке, не существует безнадежных мячей, они пытаются достать самые, казалось, потерянные, и часто им это удается.

Уже при первом знакомстве с «Ничибо» можно было заметить, что в команде нет игроков, не владеющих второй передачей. Может показаться, что сравнительно слабая первая передача исключает комбинационность. Однако мы видели у «Ничибо» и удары с первой передачи, и откидки: стоило противнику завершить атаку, не очень-то мощным ударом, как японки тут же раскрывали свой технический арсенал. При атаке они стремились, как стремятся и сегодня, непременно задеть блок противника, чтобы затруднить ему контрдействия, помешать розыгрышу мяча, вынудить просто перекинуть его. Естественно, для них самих остается возможность активной контратаки, которая при увеличившейся скорости розыгрыша мяча развивается быстрее.
В этом — рациональность построения игры. В этом — кредо игры японок в нападении.

В организации защитных действий японские волейболистки всегда чувствовали себя особенно уверенно. Даймацу долго изучал основное направление удара — откуда, в какие зоны чаще всего идет мяч,— и выявил определенные закономерности. Команда располагалась на площадке таким . образом, чтобы в зоне вероятного поражения всегда находился игрок. Это отнюдь не исключало быстрых перемещений. У японок очень своеобразная, организованная страховка и своего нападающего, и блокирующих. Нападающего, например, всегда готова выручить плотная, из трех-четырех игроков, группа страхующих, занявшая позиции в 2—3 метрах от него.

Наконец, подача. Далеко не сразу японки освоили ту знаменитую планирующую подачу, которая впоследствии доставила столько неприятностей их соперницам. Помнится, в Рио-де-Жанейро, на чемпионате 1960 года, Мицуе Мацую подавала так мощно, что ее даже прозвали «японским Поярковым», а ведь Пояркова Называли «человеком-катапультой». В то время, пожалуй, лишь у Касаи было что-то похожее на будущую планирующую подачу.
В последующие годы в командах японок «катапульт» уже не было. Подача стала нацеленной и направленной. Причем все игроки исполняли ее по-разному. Впоследствии Даймацу

признался, что его девушки несколько месяцев занимались разучиванием планирующей подачи (кстати, тренер и сам великолепно овладел ею). Поговаривали, что Даймацу специально изучал аэродинамику, баллистические свойства мяча, характер его полета и т. п. Не знаю, верно ли это. Скажу только, что мы в этом смысле шли своим собственным путем, и девушки из сборной СССР изучили планирующую подачу. Из рук японок был выбит основной козырь — комбинационность.
«Ничибо» быстро утвердилась в репутации непобедимой команды. Зачастую противницы проигрывали ей, еще не выходя на площадку. Так было и на Токийской олимпиаде, когда очень сильные и хорошо подготовленные волейболистки, встречаясь с японками, опускали руки и порой не могли выполнить простейших элементов. Еще тогда мы воочию убедились, какое огромное значение имеет психологическая подготовка.

НАСЛЕДНИЦЫ «НИЧИБО»
После олимпийской победы «Ничибо» потеряла лучших игроков: девушки из стартовой шестерки, добыв в качестве приданого золотые медали, вышли замуж, а в Японии это равнозначно прощанию со спортом. Даймацу подал в отставку.
Сила японского волейбола, однако, ничуть не ослабла. Как и прежде, сильнейшие японские команды отличались строгой игровой дисциплиной, подчинением игроков единому тактическому плану. Убежден, что столь высокое мастерство, отлично развитое тактическое мышление — результат продуманной системы подготовки волейболисток, которая начинается с детского возраста.
Многое из того, что мы видели и слышали в Японии, можно найти в программах, методических пособиях и письмах, изданных в нашей стране. Но вот беда: создавая интересные методические построения, основанные на достижениях современной научной мысли, мы не всегда еще умеем правильно ими пользоваться.

Но вернемся к японкам. Уже в 1965 году, вскоре после токийского турнира, «Ничибо», лишившаяся своих знаменитых исполнителей, выехала на игры в Перу. Кого же мы увидели в ее составе? К. Мацумоту (она родилась в 1946 году), Ю. Шинозаки (1945), С. Сазаки (1945), С. Исобе (1944). Эти девушки были нам знакомы: они приезжали еще на чемпионат мира, который проходил в Москве. Правда, весь турнир они провели на скамье запасных. И тут мне хочется сказать об одной особенности японской методики: на школьных соревнованиях тренеры отбирают 15—16-летних девушек. После окончания школы их берут в какую-либо фабричную фирму, имеющую хорошую волейбольную команду. На протяжении нескольких лет девушки живут вместе с прославленными игроками основного состава, тренируются с ними, выезжают с командой в зарубежные турне. В.се это время, они, так сказать, проходят стажировку и затем, когда ветераны оставляют спорт, органически вливаются в основной состав.

В 1965 году японские волейболистки были объединены .в национальную сборную команду. Тогда, как и впоследствии, ее основу составлял базовый клуб — чемпион страны. В сборной-65 из хорошо знакомой нам «Ничибо» осталось лишь два игрока — Шинозаки и Сазаки. Главную ударную силу нового коллектива представляли волейболистки «Яси-ки» — фирмы, изготавливающей оптические приборы. Наши девушки встречались с только что сформированной японской сборной. Было это в Тбилиси. Хотя матч был выигран советскими волейболистками, мы не сомневались, что японки останутся главными фаворитками на очередном мировом чемпионате. Однако на, первенстве мира нам встретиться не довелось. Оно, по существу, было сорвано из-за различных политических махинаций. В январе 1967 года на куцем турнире в Японии, именовавшемся чемпионатом мира, хозяйки площадки одержали легкую победу. Вскоре после этого, в апреле, сборная СССР выехала на игры в Японию. Советские девушки провели семь матчей: у «Хиташи» и студенческой сборной они выиграли, но в трех встречах с «Ничибо» и в двух , с «Ясикой» сумели взять лишь одну партию.

В «Ясике» играли уже знакомые нашим волейболисткам капитан команды Саотоме, а также Кумазака и Мацумота, еще в 1963 году дебютировавшие во второй сборной Японии. Оназава приезжала на турнир в Тбилиси в 1965 году. Стоит ли удивляться тому, что еще недавно малоизвестная команда столь быстро набрала силу? Волейболистки «Ясики» оказались достойными наследницами кудесниц Даймацу. Подвижность, молниеносное тактическое мышление, отличная ориентация в игровой обстановке — все это сохранилось в полной мере. Японки беспрерывно передвигались по площадке, занимая новые позиции, но не сумбурно, а подчиняясь единому тактическому рисунку.

По результативности нападения наши девушки, пожалуй, не уступали японкам. Но мы в основном отыгрывали только свою подачу, они же набирали очки, ибо превосходили нас в защите, в комбинационности и лучше действовали в контратаках. По своим физическим данным японки уступали советским волейболисткам. Может быть, поэтому они вынуждены были искать какие-то обходные пути. Но так или иначе, а соперницы нашей сборной играли разнообразнее. «Ничибо» образца 1964 года была опаснее в смысле атакующей мощи. Зато организация игровых действий у «Ясики» и «Ни-чибо»-67 была выше.

«ХИТАШИ». ОЧАГ ОПАСНОСТИ
Мы были весьма удивлены, узнав, что чемпионом Японии стала не «Ясика» или «Ничибо», а «Хиташи», та самая команда, с которой мы без особого труда расправились в апреле шестьдесят седьмого. По установившейся в Японии традиции команда — чемпион страны получает право на гастрольную поездку по странам Европы и Америки. Зимой олимпийского года я имел возможность наблюдать за игрой «Хиташи» в Праге и Братиславе.
Никогда бы не мог подумать, что рядовая команда за какие-нибудь полгода сделается ансамблем экстра-класса. Но «Хиташи», какой я увидел ее в Чехословакии, была, без сомнения, лучшим клубом Японии, да, пожалуй, и мира. В этом мы очень скоро убедились. В апреле 1968 года сборная СССР побывала в Японии. Наши девушки обыграли и «Ясику», и «Ничибо», и «Канебо», но в трех встречах с «Хиташи» добиться успеха не смогли.
Тренер «Хиташи» — Ямада, несмотря на молодость, человек в волейболе не новый: еще в 1963 году он тренировал молодежную сборную Японии. Как специалист, Ямада тяготеет к комбинационному стилю игры. Несколько раз я был на тренировках его команды и видел, как Ямада даже высокорослую Шишикуру (рост 180 см) нацеливает на более быструю игру, обучая ее завершению атаки с края сетки со скоростных передач.
Девушки «Хиташи» за несколько месяцев заметно прибавили в атлетизме. У тренера есть специальный помощник, который занимается общефизической подготовкой. Волейболистки, которым по 20—23 года, отлично сложены (рост в среднем — 172—174 см, вес — 63 — 64 кг).
Я убедился, что японки сделали качественный скачок прежде всего в индивидуальном мастерстве. Нападение, передачи, подачи — все эти элементы техники выполняются безукоризненно.

«Хиташи» сохранила многое от старого «Ничибо»: строгое распределение функций игроков, дисциплину, трудолюбие, фанатизм, подвижность, ловкость. Но Ямада предложил и нечто новое: необычную трактовку роли связующих. Волейболистки не только создавали идеальные условия для партнеров, завершающих атаку, но и сами постоянно угрожали соперницам. Противник не успевал организовывать групповой блок на флангах, а при единоборстве японские нападающие, как правило, выигрывали.

Такой тренерский замысел не мог быть осуществлен, если бы в команде не было блестящих исполнителей. В «Хиташи» они есть. Сузие Такаяма и Сунае Оинума как раз и составляют ту ось, тот очаг опасности, который постоянно держит соперниц в напряжении. Тонкое игровое мышление, чувство партнера, хорошее видение поля — отличительные черты этих очень агрессивных волейболисток. Такаяма —хитроумнее, более тонко понимает ситуацию, в большей степени, нежели ее партнерша, игрок разыгрывающего плана. Оинума тяготеет к силовому нападению, ее коронный прием — кистевой удар с переводом влево или вправо. Обе волейболистки отлично дополняют друг друга.
Юкио Кадзима отлично предугадывает самые завуалированные замыслы партнеров, которые соперниц обычно застают врасплох.
Я представил тройку наиболее ярких игроков «Хиташи». Своеобразие игры команды (хотя она и действует, конечно, в типично японском ключе) заключается в образцовой рационализации. Волейболистки умело сочетают разнообразное нападение с четкими запланированными атаками. Игровая дисциплина не нарушается, но в то же время спортсменки смело импровизируют.
Я далек от мысли идеализировать японских волейболисток. Советской сборной удалось в конце концов найти противоядие против самых хитроумных уловок своих постоянных соперниц. Но повторяю: противника нужно знать.

* *
*


Подавляющее большинство игроков нынешней японской сборной совсем молоды. Уже по одному этому можно сделать вывод, что многих из них нам, вероятно, придется встретить на чемпионате мира 1970 года.
Мы знаем силу и способности японских волейболисток, знаем упорство и высокую квалификацию их тренеров. Помним, что японки всегда были щедры на сюрпризы. И было бы неразумно недооценивать завтрашних возможностей противника только потому, что он был побежден вчера.
Волейболистки из Японии мечтают отыграться. Наша задача сохранить передовые позиции. Вернуть их было нелегко. Но удержать будет не легче.
Спор не окончен. Важно быть готовым к борьбе.



Олег ЧЕХОВ,

тренер сборной страны по волейболу

Волейбол СССР

  • Обратная связь

Советский волейбол

1927 волейбол, 1935 волейбол, 1937 волейбол, 1957 волейбол, 1958 волейбол, 1964 волейбол, 1968 волейбол, 1975 волейбол, 1976 волейбол, 1978 волейбол, 1982 волейбол, 1988 волейбол, Александр Банов, Александр Белоногов, Александр Ермилов, Александр Кармановский, Александр Маментьев, Александр Портной, Александр Поташник, Александр Русанов, Александр Савин, Александр Таль, Александр Цимлов, Александра Чудина, Александра Шебанова, Алексей АФАНАСЬЕВ, Алексей Якушев, Алиса Галахова, Алиса Крашенинникова, Анастасия Долинская, Анатолий Закржевскии, Анатолий Полищук, Анатолий Седов, Анатолий Чинилин, Анатолий Эйнгорн, Андрей Ивойлов, Анри Ожар, Антонина Моисеева, Антонина Рыжова, Антонина Яшина, БУРЕВЕСТНИК (Алма-Ата), БУРЕВЕСТНИК (Одесса), БУРЕВЕСТНИК (Харьков), Борис ЛЕОНОВ, Борис Ломоносов, Борис Нольде, Борис Терещук, Важа Качарава, Валентин Кравченко, Валентин Полянский, Валентин Салин, Валентин Филиппов, Валентин Хохлов, Валентина Виноградова, Валентина Макарова, Валентина Мишак, Валентина Нилова, Валентина Осколкова, Валентина Свиридова, Валерий Калачихин, Валерий Кравченко, Вацлав Шмидл, Веема Айстере, Виктор Михальчук, Виктор ТЮРИН, Вильям Морган, Вильяр Лоор, Виталий Зенович, Виталий Коваленко, Владимир Андреев, Владимир Артамонов, Владимир Астафьев, Владимир Беляев, Владимир Власов, Владимир Гайлит, Владимир Горбунов, Владимир Иванов, Владимир Китаев, Владимир Кондра, Владимир Мокрушев, Владимир Мокрушов, Владимир Паткин, Владимир Саввин, Владимир Томашевский, Владимир Ульянов, Владимир Чернышев, Владимир Шкурихин, Владимир Шнюков, Владимир Щагин, Владимир Щербаков, Владислав Перцов, Владислав Шамшур, Всесоюзная коллегия судей по волейболу, Всесоюзная секция волейбола, Всесоюзная спартакиада школьников, Всесоюзные юношеские соревнования по волейболу, Вячеслав Зайцев, Вячеслав Платонов, Вячеслав СУЧКОВ, Вячеслав Фокин, Галина Ахматова, Галина Ельницкая, Галина Козлова, Геннадий Гайковой, Геннадий Гончаров, Георгий Гафанович, Георгий Мондзолевский, Георгий Мондзолевский. Семен Щербаков, Герман Смольянинов, Гиви Ахвледиани, Григорий Гранатуров, Григорий Цадыкович, Даймацу Хирофуми, Динамо (Москва), Дмитрий Воскобойников, Евгений АЛЕКСЕЕВ, Евгений Горбачев, Евгений Лапинский, Евгений Яковлев, Евгения Назаренко, Елена Потапова, Елена Чебукина, Ефим Чулак, Жанбек Саурамбаев, Жанбек Сауранбаев, Женская сборная СССР по волейболу, ЗВЕЗДА (Луганск), Зинаида Смольянинова, Золотое правило волейбола, Зоя Козлова, Иван Бугаенков, Иван Тищенко, Игорь Вишмид, Игорь Гуняев, Инна Рыскаль, Ираклий Ахобадзе, Ирина Кириллова, Ирина Колодяжная, Ирина Пархомчук, Ирина Ризен, Ирина Салихова, Йозеф Лабуда, КАЛЕВ (Таллин), Капитолина Федорова, Кира Горбачева, Клавдия Топчиева, Константин Рева, Кубок СССР по волейболу, Кубок европейских чемпионок, ЛОКОМОТИВ (Киев), ЛОКОМОТИВ (Москва), Леонид Тищенко, Леонид Щербаков, Лидия Болдырева, Лидия Логинова, Лидия Охриц, Лидия Сачкова, Лидия Стрельникова, Лилия Каленик, Лирика Иванская, Лия Каленик, Любовь Евтушенко, Любовь Тимофеева, Любовь Тюрина, Людмила Булдакова, Людмила Валентович, Людмила Гуреева, Людмила Мещерякова, Людмила Михайлова, Людмила Перевертова, Людмила Чернышева, Марат Шаблыгин, Марита Катушева, Мария Чичинадзе, Марк Барский, Мелития Кононова, Милития Еремеева, Мирон Винер, Михаил Амалин, Михаил Кочержинский, Михаил Крылов, Михаил Пименов, Михаил Сунгуров, Мужская сборная СССР по волейболу, Надежда Рогозина, Наталья Морозова, Наталья Пшеничникова, Нелли Абрамова, Нелли Щербакова, Нефтяник (Баку), Николай Арунов, Николай Буробин, Николай Герасимов, Николай Карполь, Николай Михеев, Нил Фасахов, Нина Козлова, Нина Мурадян, Нина Смолеева, Ничибо, Октай Агаев, Олег Антропов, Олег ЧЕХОВ, Олимпийский волейбол, Ольга Лещенко, Ольга Соловова, Павел Селиванов, Павел Шенк, Поль Либо, Порфирий Воронин, Радиотехник (Рига), Раиса Кошелева, Регина Моталикова, Роза Салихова, СПАРТАК (Ленинград), Святослав Валицкий, Семен Щербаков, Серафима Кундиренко, Сергей Аракчян, Сергей Буча, Сергей Гаврилов, Сергей Нефедов, Сергей Филиппов, Скайдрите Вегнере, Софья Горбунова, Спартакиада народов РСФСР, Спартакиада народов СССР, Такако Сираи, Тамара Пирогова, Тамара Самбурская, Тамара Тихонина, Татьяна Поняева, Татьяна Родионова, Татьяна Рощина, Татьяна Уткина, Тренажер волейбольный, Уралочка, Федерация волейбола РСФСР, Федерация волейбола СССР, Фуат Косимов, Фукунака Сашине, ЦСК МО, ЦСКА, Чемпионат СССР по волейболу среди мужчин, Эдуард Сибиряков, Эдуард Унгурс, Эллен Леонова, Эмиль Крепкер, Эуген Белов, Юниорская сборная СССР по волейболу, Юрий Арошидзе, Юрий Багон, Юрий Железняк, Юрий КЛЕЩЕВ, Юрий Недолинский, Юрий Поярков, Юрий Савченко, Юрий Соколов, Юрий Сотский, Юрий Старунский, Юрий Фураев, Юрий Худяков, Юрий Чесноков, Юрий Щербаков, Юрис Асс, Японская подача, анализ волейбола, блок волейбол, блокирование в волейболе, игра связующего, история волейбола, капитан команды Антонина Рыжова, кинограмма, команда МАИ, комбинации в волейболе, комбинация Морита, мастер спорта по волейболу, молодежная сборная СССР, одиночное блокирование, пас в волейболе, передача мяча в волейболе, периферическое зрение, планирующая подача, подача в волейболе, правила волейбола, прием мяча в волейболе, сборная РСФСР, сборная СССР по волейболу, связующий игрок, судейство в волейболе, техника волейбола, тренировка волейбол, удар в волейболе, чемпионат СССР по волейболу, чемпионат мира по волейболу, чемпионат ссср по волейболу среди женщин, чехословакии волейбол, эстонский волейбол, юмор волейбол, японский волейбол

Показать все теги

Популярное