Японская подача - Точно по цели
Просмотров: 1227
советский волейбол: Евгений АЛЕКСЕЕВ, Японская подача, японский волейбол, Ничибо, Кодзимо Юкио, Фукунака Сашине
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ японская подача столь грозное оружие? Да, в руках волейболисток «Ничибо» это бы-ло оружие большой разрушительной силы.
Но копия всегда бледнее оригинала. Скажем, в исполнении японской команды «Хиташи», выступавшей минувшим летом в нашей стране, это уже далеко не такое опасное оружие. Наши же волейболистки, несмотря на многочисленные попытки, японской подаче, по существу, так и не научились.
После чемпионата мира 1960 года в Бразилии наши спортсменки почти ежегодно встречались с японками. Советские волейболистки постепенно научились принимать действенные контрмеры против игры японских волейболисток. Но далеко не все постигли специфику этой подачи. Большинство только внешне скопировали ее форму, а фактически стали направлять в стан своих соперниц чрезвычайно легкую для приема подачу, хотя и именовали ее планирующей. По своей силе она значительно уступает и боковой, и сильной прямой, и крученой подаче нашего отечественного «производства».
Думается, есть смысл вновь присмотреться н подаче в исполнении японских спортсменок.
Взгляните на снимки. Крупным планом японские волейболистки — исполнительницы планирующей подачи. Подают paзные спортсменки, а действия их почти синхронны, однотипны. Значит, есть определенная школа, в существе которой надо разобраться.
Оинума Суние (снимок 1) только что подбросила мяч примерно на метр выше головы. Одновременно японка сделала глубокий замах. Такой замах нужен 'не только для придания скорости мячу, чтобы он покрыл расстояние 22 — 26 метров (японки при подаче отходят от лицевой линии на 6—8 метров). Замах нужен и для мягкости удара, придающего плавность полету мяча. Суние слегка согнула ноги и повернулась боком к линии полета мяча.
А вот (снимок 2) Фукунака Сашине. Мяч уже опускается к точке, в которой должен быть произведен удар. Однако руки Сашине еще не видно из-за туловища. Только плечи ее разворачиваются влево-вперед.
Довольно резким поворотом правого плеча снизу вверх-вперед (снимок 3) Кодзимо Юкио плавно вынесла прямую РУку для удара по мячу. Обратите внимание, что плечо вначале опережает руку, образуя как бы подобие лука. Примерно так метают диск. Левое плечо теперь движется влево-вниз-назад.
Оинума Суние (снимок 4) бьет по мячу. Рука прямая, корпус еще больше развернут вперед, левое плечо сильно опущено, а плечо бьющей руки все еще впереди кисти.
На снимках 5 и 6 снова Кодзимо Юкио. Удар не ребром ладони со стороны большого и указательного пальцев, как это делали ранее большинство волейболисток команды «Ничибо», а нижней частью ладони. Видимо, этим достигается большая точность подачи. Ведь при таком способе увеличивается площадь соприкосновения с мячом.
Так выглядит (с н и м о к 6) начальная стадия полета мяча. Рука и корпус Юкио продолжают мягкое движение за мячом.
Мяч в полете (снимок 7), а корпус Фукунака Сашике все еще движется вперед. Этим обеспечивается плавность полета мяча.
Теперь еще раз последовательно посмотрите на снимки с первого до последнего. Обратите внимание, как внимательно волейболистки Японии на всех этапах исполнения подачи смотрят на мяч. Это важнейшее условие для избежания ошибки. У японок при подачах не бывает сбоев. Не помню такого случая, чтобы мяч, направленный японскими волейболистками, миновал площадку или коснулся сетки.
Главное же искусство японок — это умение придать мячу планирующий полет (без вращения мяча). Благодаря некоторому смещению центра тяжести мяча происходит зигзагообразное поступательное движение. Для этого мяч подбрасывают так, чтобы он не вращался вонруг своей оси, а удар производят точно в центр боковой части.
Но копия всегда бледнее оригинала. Скажем, в исполнении японской команды «Хиташи», выступавшей минувшим летом в нашей стране, это уже далеко не такое опасное оружие. Наши же волейболистки, несмотря на многочисленные попытки, японской подаче, по существу, так и не научились.
После чемпионата мира 1960 года в Бразилии наши спортсменки почти ежегодно встречались с японками. Советские волейболистки постепенно научились принимать действенные контрмеры против игры японских волейболисток. Но далеко не все постигли специфику этой подачи. Большинство только внешне скопировали ее форму, а фактически стали направлять в стан своих соперниц чрезвычайно легкую для приема подачу, хотя и именовали ее планирующей. По своей силе она значительно уступает и боковой, и сильной прямой, и крученой подаче нашего отечественного «производства».
Думается, есть смысл вновь присмотреться н подаче в исполнении японских спортсменок.
Взгляните на снимки. Крупным планом японские волейболистки — исполнительницы планирующей подачи. Подают paзные спортсменки, а действия их почти синхронны, однотипны. Значит, есть определенная школа, в существе которой надо разобраться.
Оинума Суние (снимок 1) только что подбросила мяч примерно на метр выше головы. Одновременно японка сделала глубокий замах. Такой замах нужен 'не только для придания скорости мячу, чтобы он покрыл расстояние 22 — 26 метров (японки при подаче отходят от лицевой линии на 6—8 метров). Замах нужен и для мягкости удара, придающего плавность полету мяча. Суние слегка согнула ноги и повернулась боком к линии полета мяча.
А вот (снимок 2) Фукунака Сашине. Мяч уже опускается к точке, в которой должен быть произведен удар. Однако руки Сашине еще не видно из-за туловища. Только плечи ее разворачиваются влево-вперед.
Довольно резким поворотом правого плеча снизу вверх-вперед (снимок 3) Кодзимо Юкио плавно вынесла прямую РУку для удара по мячу. Обратите внимание, что плечо вначале опережает руку, образуя как бы подобие лука. Примерно так метают диск. Левое плечо теперь движется влево-вниз-назад.
Оинума Суние (снимок 4) бьет по мячу. Рука прямая, корпус еще больше развернут вперед, левое плечо сильно опущено, а плечо бьющей руки все еще впереди кисти.
На снимках 5 и 6 снова Кодзимо Юкио. Удар не ребром ладони со стороны большого и указательного пальцев, как это делали ранее большинство волейболисток команды «Ничибо», а нижней частью ладони. Видимо, этим достигается большая точность подачи. Ведь при таком способе увеличивается площадь соприкосновения с мячом.
Так выглядит (с н и м о к 6) начальная стадия полета мяча. Рука и корпус Юкио продолжают мягкое движение за мячом.
Мяч в полете (снимок 7), а корпус Фукунака Сашике все еще движется вперед. Этим обеспечивается плавность полета мяча.
Теперь еще раз последовательно посмотрите на снимки с первого до последнего. Обратите внимание, как внимательно волейболистки Японии на всех этапах исполнения подачи смотрят на мяч. Это важнейшее условие для избежания ошибки. У японок при подачах не бывает сбоев. Не помню такого случая, чтобы мяч, направленный японскими волейболистками, миновал площадку или коснулся сетки.
Главное же искусство японок — это умение придать мячу планирующий полет (без вращения мяча). Благодаря некоторому смещению центра тяжести мяча происходит зигзагообразное поступательное движение. Для этого мяч подбрасывают так, чтобы он не вращался вонруг своей оси, а удар производят точно в центр боковой части.
Евгений АЛЕКСЕЕВ, заслуженный тренер СССР, мастер спорта
Фото Владимира ГРЕБНЕВА
Фото Владимира ГРЕБНЕВА