Мысль плюс скорость
Просмотров: 1084
Сейчас много говорят о рождении нового волейбола. Дескать, -пришел конец скучной, так называемой «рациональной», игре. Родился более творческий, интересный, смелый волейбол. Что ж, это действительно так. Скорость, острая мысль, импровизация — таков ныне девиз волейболистов. Причем так стремятся играть команды различных рангов. И прославленные чемпионы, и те, кто еще не успел завоевать лавров. Но что интересно. Даже далеко не именитые команды, но стремящиеся играть .по-новому, начинают радовать успехами.
Но, к сожалению, многие подчас ограничиваются декларациями о рождении нового волейбола и мало что делают, чтобы будить творческую мысль, работать в этом направлении^ На мой взгляд, нужны конструктивные предложения,. которые должны помогать развиваться и крепнуть этому виду спорта.
Одна из .центральных проблем современного волейбола— снижение потолка передач. Ведь чем короче передача, тем стремительнее атака. Но как решить эту проблему? Мало сказать о том, что надо атаковать в середине сетки, что зона 3 должна стать местом для генерального наступления .и т. д. Нужны более конкретные рекомендации, знание нюансоз таких осмысленных скоростных атакующих действий.
Мне бы хотелось начать этот -важный для нашего волейбола разговор.
Какие участки сетки наиболее уязвимы и какое оружие атаки лучше .взламывает оборону?
Наша институтская .кафедра, анализируя -многие игры чемпионата страны, получила весьма любопытные данные. Речь идет о характере -вторых передач, о том, -какие из них дают наибольший эффект.
Как видим, количество •передач в зоне 2 почти не уступает передачам в зоне 4, а их результативность даже выше. Естественно, это не дает права утверждать о .полном перемещении точки приложения усилий для атаки, но тем не •менее это весьма знаменательный факт.
Примечательно и то, ■что увеличилась эффективность атак в середине сет-•чи. Есть пи здесь какая-то закономерность? Вспомним, высокая передача в середине сетки сменилась средней, а затем низкой и взвешенной или так называв-
мой на азиата. Значит, идет изменение именно в э.том направлении.
Соперники всячески стремились {и стремятся) сорвать наступательные планы команды, применяя то пушечные, то коварные ■планирующие подачи.
Трудная подача — значит усложняется и прием мяча и как следствие ограничиваются возможности для развития атаки, острых тактических ходов. В ответ стали применять лро-стрельные передачи, в том числе из глубины площадки. Это дало значительный выигрыш во времени. Противник не успевал организовать против нападающего удара групповой блок. Но такая модернизация потребовала безукоризненного взаимодействия пасующего с нападающим, соблюдения строжайшего игрового режима. И, наконец, родилось детище современной атаки — .про-стрельная передача на взлете вдоль сетки, опять же способствующая стремительности нападающих действий. Бомбардир получал возможность вести игру .против одиночного ■блока или вообще атаковать без противодействия блокирующих. Это значительно расширило возможности нападающего в середине сетки. Нападающий уже в меньшей степени стал зависеть в сзоих действиях от 'качества .первой передачи. И еще важный фактор — бомбардир получил .реальную возможность атаковать, как правило, на взлете. А это означает, что он является хозяином над сеткой, имеет возможность реально угрожать соперникам.
Правда, есть одно «но». Внешне сложный рисунок таких атак отпугивает некоторых тренеров, заставляет их отдавать предпочтение более стереотипным методам. А жаль! Такие атаки под силу даже волейболисту и с не очень •высоким прыжком. Тем более что :в большинстве команд значительно улучшилось качество первой передачи, являющейся надежным фундаментом для построения нападающего удара на взлете. После этого уже можно подойти к применению так называемого взлета-прострела.
Для успешного проведения таких ударов подходит любая первоначальная расстановка команды — •и «уступом», и «в линию». Преимущество и в том, что траектория первой .передачи не играет существенной роли. Расстояние же между разыгрывающим и нападающим не превышает трех метров, что позволяет достигнуть лучшего взаимодействия. Разумеется, если нападающие обладают высоким прыжком, это расстояние может быть и узе--личено. (Но что наиболее характерно — увеличение радиуса действий нападающего. Этот радиус примерно в три 'раза больше, чем при атаках со взвешенных передач. И еще одно преимущество. Па первом этапе освоения этого наступательного метода допустимы вторые передачи не очень высокого качества. Ведь при не совсем удовлетворительном пасе можно вместо сильного удара провести обманный.
Л.Слупский,
преподаватель спортивных игр Каменец-Подольского педагогического института, мастер спорта
преподаватель спортивных игр Каменец-Подольского педагогического института, мастер спорта