Свой почерк
Просмотров: 930
советский волейбол: Владимир Щагин, Анатолий Чинилин, Константин Рева, Алексей Якушев, Евгений АЛЕКСЕЕВ
ВНИМАНИЕ, подача!
Мяч принят,- передан—распасовщику. Вторая передача. Она может быть высокой или заниженной, но цель одна — вывести кого-либо из партнеров на завершающий удар. И вот мяч над сеткой. Слово за нападающим. Разбег, прыжок, резкий замах. Удар!
Как это все знакомо. Типичная картина. Она повторяется в каждом отдельном эпизоде любого волейбольного матча. Возможны различия внешние. Например, в траектории полета мяча. Но содержание одинаково: первая передача — вторая — нападающий удар. Три кита, на которых держится волейбол. И все же удар — завершающая фаза — имеет решающее значение. Он приносит победу.
...Давайте мысленно вернемся на два-три десятка лет назад. 30-е годы. Анатолий Чинилин. Нападающий, вызывавший всеобщее восхищение. Ему удавались буквально все приемы нападения. Чинилин играл чрезвычайно мягко, отлично прыгал. Но он имел, как говорят волейболисты, свою «коронку». Коронным у Чинилина был так называемый удар «с. четвертого по четвертому». Удар из четвертой зоны в четвертую. Этот удар напоминал взмах хлыста. Поворачиваясь в воздухе, Анатолий обманывал блокирующих. Удар получался чрезвычайно крутой. Мяч опускался всего в 2—3 метрах от сетки. В то время было немало надежных защитников. Но отразить «чинилинские» мячи редко кому удавалось.
...Константин Рева тоже обладал широким диапазоном нападающих средств. Но и у Ревы, как и у Чинилина, был свой коронный удар. Великолепный в своей неотразимости. Удар по восходящему мячу. Сотни волейболистов пользуются этим приемом, но никто •— ни раньше, ни теперь — не бьет так, как бил Рева. Константин бил почти без замаха, кисть руки не поднималась выше головы, в то время как взрывной гтрыжок выносил замечательного волейболиста по грудь над сеткой! И все это легко и непринужденно, а ведь бил Рева с такой силой, что мяча в полете не было видно.
И еще одно имя. Владимир Щагин. Ростом невелик. И в ударе не было мощи, как у Чинилина или Ревы. Казалось бы, какой уж там нападающий. Но тонкий мастер паса Щагин был в то же время и виртуозным мастером атаки. Со своим почерком и своим коронным ударом. Слегка поворачивая кисть справа налево, Владимир направлял мяч по ладоням крайнего блокирующего. Мяч, как правило, уходил далеко в сторону, и вернуть его в игру было практически невозможно. Противники пуще самых сокрушительных ударов боялись этого щагинского, как тогда говорили, коронного номера.
Был еще и четвертый мастер нашего волейбола, отличавшийся своим самобытным искусством нападения,— Алексей Якушев. Находясь в третьей зоне, Алексей коротким и резким боковым ударом, напоминавшим шлепок, направлял мяч между двумя соперниками, стоящими в первой и второй зонах. Причем бил Якушев с очень низких и зачастую первых передач, имитируя в прыжке пас партнеру.
Есть ли сейчас игроки, которых можно назвать наследниками Чинилина, Ревы, Якушева и Щагина?
Немало у нас было и есть отличных нападающих. Не буду перечислять фамилии: любители волейбола их знают. Но кое-что из золотых россыпей волейбольного мастерства утеряно.
Многие бомбардиры сейчас ведут нападение мощно, грамотно, уверенно. Но вот нападающих со своим «почерком», коронным приемом,— раз-два, и обчелся.
Представьте себе на минуту, что на наших чемпионатах все играют в... масках. Уверен, что трудно было бы догадаться, под какой маской кто выступает. Большинство наших нападающих похожи друг на друга по своей манере игры как две капли воды. Рослые и широкоплечие, все они просят распасовщика накинуть мяч повыше, все прыгают по грудь над сеткой, все стремятся ударить как можно сильнее и в одном направлении.
Нападающие-близнецы — жертвы так называемого «рационального» волейбола. Об этом направлении в игре много уже говорено. Но мне хотелось бы кое-что уточнить. «Рациональный» волейбол пришел к нам в 50-х годах. Сущность его состоит вовсе не в игре на раз-два-три или приеме подачи снизу, как некоторые думают. Главное в «рациональном» волейболе — строгое разделение игроков на распасовщиков и нападающих. И в этом, на мой взгляд, немало по-настоящему рационального. Упорядочилась игра, стала более осмысленной. Но беда в том, что тренеры детских команд не сумели, исходя из нынешних требований, творчески подойти к обучению своих воспитанников. Забыли о том, что детей нужно сначала научить отлично пасовать и защищаться, а потом уж нападать! "Нападающий прошедший школу разносторонней общей игры, будет изобретательней в своем основном амплуа, он найдет свой самобытный почерк.
А у нас подчас получается так. Если парень высокого роста — его учат только одному — нападать. Если поменьше ростом — нацеливают исключительно на пас. Вот и приходят в команду волейболисты, крайне ограниченные в своем игровом мышлении, без фантазии и полета мысли. Откуда взяться у таких оригинальному игровому почерку.
Я рассказал о выдающихся мастерах волейбола отнюдь не для того, чтобы подчеркнуть: «Вот были люди в наше время...». Прежде всего я ратую за то, чтобы наша молодежь не забывала добрые традиции. Училась на этих традициях. Подходила к волейболу не ремесленнически, а рассматривала игру как большое искусство. В этом юным должны помочь и наши наставники. Тогда у нас появятся новые Чинилины и Ревы, Щагины и Якушевы.
Мяч принят,- передан—распасовщику. Вторая передача. Она может быть высокой или заниженной, но цель одна — вывести кого-либо из партнеров на завершающий удар. И вот мяч над сеткой. Слово за нападающим. Разбег, прыжок, резкий замах. Удар!
Как это все знакомо. Типичная картина. Она повторяется в каждом отдельном эпизоде любого волейбольного матча. Возможны различия внешние. Например, в траектории полета мяча. Но содержание одинаково: первая передача — вторая — нападающий удар. Три кита, на которых держится волейбол. И все же удар — завершающая фаза — имеет решающее значение. Он приносит победу.
...Давайте мысленно вернемся на два-три десятка лет назад. 30-е годы. Анатолий Чинилин. Нападающий, вызывавший всеобщее восхищение. Ему удавались буквально все приемы нападения. Чинилин играл чрезвычайно мягко, отлично прыгал. Но он имел, как говорят волейболисты, свою «коронку». Коронным у Чинилина был так называемый удар «с. четвертого по четвертому». Удар из четвертой зоны в четвертую. Этот удар напоминал взмах хлыста. Поворачиваясь в воздухе, Анатолий обманывал блокирующих. Удар получался чрезвычайно крутой. Мяч опускался всего в 2—3 метрах от сетки. В то время было немало надежных защитников. Но отразить «чинилинские» мячи редко кому удавалось.
...Константин Рева тоже обладал широким диапазоном нападающих средств. Но и у Ревы, как и у Чинилина, был свой коронный удар. Великолепный в своей неотразимости. Удар по восходящему мячу. Сотни волейболистов пользуются этим приемом, но никто •— ни раньше, ни теперь — не бьет так, как бил Рева. Константин бил почти без замаха, кисть руки не поднималась выше головы, в то время как взрывной гтрыжок выносил замечательного волейболиста по грудь над сеткой! И все это легко и непринужденно, а ведь бил Рева с такой силой, что мяча в полете не было видно.
И еще одно имя. Владимир Щагин. Ростом невелик. И в ударе не было мощи, как у Чинилина или Ревы. Казалось бы, какой уж там нападающий. Но тонкий мастер паса Щагин был в то же время и виртуозным мастером атаки. Со своим почерком и своим коронным ударом. Слегка поворачивая кисть справа налево, Владимир направлял мяч по ладоням крайнего блокирующего. Мяч, как правило, уходил далеко в сторону, и вернуть его в игру было практически невозможно. Противники пуще самых сокрушительных ударов боялись этого щагинского, как тогда говорили, коронного номера.
Был еще и четвертый мастер нашего волейбола, отличавшийся своим самобытным искусством нападения,— Алексей Якушев. Находясь в третьей зоне, Алексей коротким и резким боковым ударом, напоминавшим шлепок, направлял мяч между двумя соперниками, стоящими в первой и второй зонах. Причем бил Якушев с очень низких и зачастую первых передач, имитируя в прыжке пас партнеру.
Есть ли сейчас игроки, которых можно назвать наследниками Чинилина, Ревы, Якушева и Щагина?
Немало у нас было и есть отличных нападающих. Не буду перечислять фамилии: любители волейбола их знают. Но кое-что из золотых россыпей волейбольного мастерства утеряно.
Многие бомбардиры сейчас ведут нападение мощно, грамотно, уверенно. Но вот нападающих со своим «почерком», коронным приемом,— раз-два, и обчелся.
Представьте себе на минуту, что на наших чемпионатах все играют в... масках. Уверен, что трудно было бы догадаться, под какой маской кто выступает. Большинство наших нападающих похожи друг на друга по своей манере игры как две капли воды. Рослые и широкоплечие, все они просят распасовщика накинуть мяч повыше, все прыгают по грудь над сеткой, все стремятся ударить как можно сильнее и в одном направлении.
Нападающие-близнецы — жертвы так называемого «рационального» волейбола. Об этом направлении в игре много уже говорено. Но мне хотелось бы кое-что уточнить. «Рациональный» волейбол пришел к нам в 50-х годах. Сущность его состоит вовсе не в игре на раз-два-три или приеме подачи снизу, как некоторые думают. Главное в «рациональном» волейболе — строгое разделение игроков на распасовщиков и нападающих. И в этом, на мой взгляд, немало по-настоящему рационального. Упорядочилась игра, стала более осмысленной. Но беда в том, что тренеры детских команд не сумели, исходя из нынешних требований, творчески подойти к обучению своих воспитанников. Забыли о том, что детей нужно сначала научить отлично пасовать и защищаться, а потом уж нападать! "Нападающий прошедший школу разносторонней общей игры, будет изобретательней в своем основном амплуа, он найдет свой самобытный почерк.
А у нас подчас получается так. Если парень высокого роста — его учат только одному — нападать. Если поменьше ростом — нацеливают исключительно на пас. Вот и приходят в команду волейболисты, крайне ограниченные в своем игровом мышлении, без фантазии и полета мысли. Откуда взяться у таких оригинальному игровому почерку.
Я рассказал о выдающихся мастерах волейбола отнюдь не для того, чтобы подчеркнуть: «Вот были люди в наше время...». Прежде всего я ратую за то, чтобы наша молодежь не забывала добрые традиции. Училась на этих традициях. Подходила к волейболу не ремесленнически, а рассматривала игру как большое искусство. В этом юным должны помочь и наши наставники. Тогда у нас появятся новые Чинилины и Ревы, Щагины и Якушевы.
Евгений АЛЕКСЕЕВ, заслуженный тренер СССР