игровые упражнения - От сложного до сверхсложного

Просмотров: 1066
советский волейбол: волейбольные фразы
игровые упражнения - От сложного до сверхсложного


ОЧЕНЬ хорошо, что тренеры в последнее время стали совершенствовать технику и тактику волейбола с помощью эмоциональных игровых упражнений. Но в большинстве это так называемые «одиночные действия». Например, один игрок передает мяч для нападающего удара, другой — производит удар, а третий, на противоположной стороне, принимает мяч и т. д.

А ведь упражнения такого рода можно интенсифицировать, сделать их еще эмоциональнее и разнообразнее, а главное — полезнее. Надо, чтобы упражнения максимально приближались к игровым ситуациям. Чтобы мяч переходил через сетку несколько раз. Такие упражнения совершенствуют технику волейболиста, развивают его тактическое мышление. Предположим, игрок принял мяч в падении. После этого ему надо выполнить нападающий
удар. А тут мяч попадает в блок, и. волейболист не может обойтись без само-страховки. Таким образом, упражняясь, игрок выполняет сложную гамму волейбольных действий. Надо ли доказывать, что формирование игровых качеств идет быстрее, а главное — полноценнее?

Чтобы составить такие упражнения, мы вели наблюдения за играми команд мастеров. Стремились подметить наиболее характерные отрезки игры, чтобы затем повторить их во время тренировок. «Отрезки» эти заимствовались из действия игроков с момента подачи до остановки игры из-за допущенной ошибки (кроме ошибки при приеме подачи). Такие отрывочные, но чрезвычайно характерные действия мы условно назвали «волейбольной фразой».
Мы вели записи игр. И постепенно выявляли характер той или иной «волейбольной фразы», ее тональность, длительность, а также в результате каких ошибок она заканчивалась. В зависимости от того, сколько раз мяч neve-ходил от одной команды к другой, и была образована классификация таких действий. Чем больше мяч в игре, тем сложнее действия игроков. Если мяч пересекал сетку два раза (подающая команда проиграла подачу), то такие действия были названы простой «игровой фразой». Если же он пересекал сетку три раза (подающая команда отразила атаку противника, организовала контратаку и выиграла очко), то это классифицировалось как средняя «волейбольная фраза». Сложная «волейбольная фраза» — это когда мяч уже четыре раза перелетал сетку. И, наконец, сверхсложная — если мяч большее число раз курсировал через сетку.
Мы установили, что в среднем за партию насчитывается 40—50 «волейбольных фраз». Из них (в процентах) — 46 простых, 28 средних, 16 сложных и 10 сверхсложных.
Отсюда вывод. Несмотря на большое количество «простых фраз», все же большую часть (54 процента) составляют действия, требующие подготовки игроков к выполнению нескольких логически связанных между собой технических приемов. На основании этих выкладок и были составлены игровые упражнения.
Вот несколько из них.
Упражнение (схема 1), отображающее простые «игровые фразы». Кик видите, при помощи этого упражнения совершенствуется прием мяча от нападающего удара по линии, страховка блокирующих крайним защитником, взятие мячей, коснувшихся блока, а также с подачи. Кроме того, сюда входят вторая передача и разнообразные нападающие удары.
Давайте проследим за ходом упражнения. Игрок 1, находящийся на площадке «А», после подачи должен выйти в поле и принять мяч. Это может быть нападающий удар или обманный, направленный игроком зоны 4 с площадки *В». После приема волейболист перемещается к сетке в зону передачи (эту передачу осуществляет блокирующий зоны 2) для возможной страховки нападающего. Игрок зоны 2 после блокирования должен быстро вернуться в поле и передать мяч, принятый защитником, для нападающего удара в зону 3 или 2.
Для увеличения плотности урока подачи выполняют поочередно два игрока. На площадке одновременно ипражняются две группы, всего 8— 12 человек.
Подобным образом идет совершенствование действий игроков при нападе-
крайнего блокирующего. Мяч, как правило, уходил далеко в сторону, и вернуть его в игру было практически невозможно. Противники пуще самых сокрушительных ударов боялись этого щагинского, как тогда говорили, коронного номера.
Был еще и четвертый мастер нашего волейбола, отличавшийся своим самобытным искусством нападения,— Алексей Якушев. Находясь в третьей зоне, Алексей коротким и резким боковым ударом, напоминавшим шлепок, направлял мяч между двумя соперниками, стоящими в первой и второй зонах. Причем бил Якушев с очень низких и зачастую первых передач, имитируя в прыжке пас партнеру.
Есть ли сейчас игроки, которых можно назвать наследниками Чинилина, Ревы, Якушева и Щагина?
Немало у нас было и есть отличных нападающих. Не буду перечислять фамилии: любители волейбола их знают. Но кое-что из золотых россыпей волейбольного мастерства утеряно.
Многие бомбардиры сейчас ведут нападение мощно, грамотно, уверенно. Но вот нападающих со своим «почерком», коронным приемом,— раз-два, и обчелся.
Представьте себе на минуту, что на наших чемпионатах все играют в... масках. Уверен, что трудно было бы догадаться, под какой маской кто выступает. Большинство наших нападающих похожи друг на друга по своей манере игры как две капли воды. Рослые и широкоплечие, все они просят рас-
пзсовщика накинуть мяч повыше, все прыгают по грудь над сеткой, все стремятся ударить как можно сильнее и в одном направлении.
Нападающие-близнецы — жертвы так называемого «рационального» волейбола. Об этом направлении в игре много уже говорено. Но мне хотелось бы кое-что уточнить. «Рациональный» волейбол пришел .к нам в 50-х годах. Сущность его состоит вовсе не в игре на раз-два-три или приеме подачи снизу, как некоторые думают. Главное в «рациональном» волейболе — строгое разделение игроков на распасовщиков и нападающих. И в этом, на мой взгляд, немало по-настоящему рационального. Упорядочилась игра, стала более осмысленной. Но беда в том, что тренеры детских команд не сумели, исходя из нынешних требований, творчески подойти к обучению своих воспитанников. Забыли о том, что детей нужно сначала научить отлично пасовать и защищаться, а потом уж нападать! "Нападающий прошедший школу разносторонней общей игры, будет изобретательней в своем основном амплуа, он найдет свой самобытный почерк.

А у нас подчас получается так. Если парень высокого роста — его учат только одному — нападать. Если поменьше ростом — нацеливают исключительно на пас. Вот и приходят в команду волейболисты, крайне ограниченные в своем игровом мышлении, без фантазии и полета мысли. Откуда взяться у таких оригинальному игровому почерку.
Я рассказал о выдающихся мастерах волейбола отнюдь не для того, чтобы подчеркнуть: «Вот были люди в наше время...». Прежде всего я ратую за то, чтобы наша молодежь не забывала добрые традиции. Училась на этих традициях. Подходила к волейболу не ремесленнически, а рассматривала игру как большое искусство. В этом юным должны помочь и наши наставники. Тогда у нас появятся новые Чинилины и Ревы, Щагины и Якушевы.
нии из других зон. Упражнение можно усложнить увеличением силы нападающего удара, а также чередованием нападающих ударов с обманными и ударами по блоку.

Второе упражнение (схема 2). Совершенствование страховки нападающего. Опять все начинается с подачи. Игроки зон 5 или 4 принимают мяч. Тот, кто находится в зоне 3, передает мяч для нападающего удара игроку зоны 4. Он, в свою очередь, бьет в блок и по возможности страхует самого себя. В основном же страховку осуществляют пасующий и игрок зоны 5. Этот волейболист заблаговременно перемещается, как это показано на схеме. Мяч, принятый от блока, разыгрывается для нападающего удара. Так до первой ошибки. А потом снова подача. И снова разворачиваются тренировочные действия. Так же совершенствуется страховка при нападении со второй зоны. При передаче за голову задача пасующего — быстро повернуться лицом к нападающему и принять участие в страховке.

Упражнение 3 (схемы 3 и 4) олицетворяет средние «волейбольные фразы.». Задача — добиться согласованности игроков передней и задней линий при переходе от нападения к защите. Делается это так. Игроки команды «А» совершенствуют выход игрока зоны 1 и взаимодействие нападающих зон 3 и 2. Те, кто составляет команду *Б», обороняются и организуют контратаку с помощью игрока, находящегося с мячом в зоне 6. Вот какая при этом соблюдается последовательность. Игрок 1 команды *В» подает и выходит в зону 5. Волейболисты команды «А» разыгрывают мяч с подачи через игрока, который выбегает из зоны 1. Подав мяч для нападающего удара, игроки зоны 1 и 6 подключаются к страховке нападающего. Как только мяч перелетит на площадку команды «Б», блокирующие оттягиваются от сетки. Вспомогательный игрок команды «В» передает находящийся у него второй мяч сраву на удар игроку зоны 4 или 3. Тот, к кому попал мяч, бьет сам или делает откидку. Подстраховывает игрок 1, который для-этого перемещается. В это время игроки команды «А», находящиеся в зонах 3 и 2, организуют блок. Игроки же 1 и 6 возвращаются в свои зоны для приема нападающего удара. Как видим, в этом упражнении осуществляется так называемое целенаправленное нападение. Игроки команды «А* атакуют зону 5, а игроки команды «Б» — зоны 1 и 6

По такому же принципу можно составить и другие упражнения для совершенствования нападения из разных зон с применением различных комбинаций и организации защитных действий.

Так же формируются упражнения, отображающие сложные и сверхсложные волейбольные фразы». При этом одна и та же принципиальная задача: после выполнения какого-либо действия волейболист должен обязательно включаться в продолжение игры, логически вытекающее из создавшейся обстановки.
Может возникнуть вопрос: не проще ли совершенствовать технику и тактику непосредственно в игре?
Не следует забывать, что только многократное воспроизведение и повторение типичных игровых ситуаций дает возможность лучше их усвоить. Непосредственно же в играх эти ситуации возникают хаотически, и это усложняет их усвоение. При выполнении вышеназванных упражнений происходит своеобразная интенсификация, и это, как показывает опыт, дает большой учебный эффект.

Борис ПИЛИПЧУК,
преподаватель кафедры спортивных игр Львовского института физической культуры, мастер спорта

Волейбол СССР

  • Обратная связь

Советский волейбол

1927 волейбол, 1935 волейбол, 1937 волейбол, 1957 волейбол, 1958 волейбол, 1964 волейбол, 1968 волейбол, 1975 волейбол, 1976 волейбол, 1978 волейбол, 1982 волейбол, 1988 волейбол, Александр Банов, Александр Белоногов, Александр Ермилов, Александр Кармановский, Александр Маментьев, Александр Портной, Александр Поташник, Александр Русанов, Александр Савин, Александр Таль, Александр Цимлов, Александра Чудина, Александра Шебанова, Алексей АФАНАСЬЕВ, Алексей Якушев, Алиса Галахова, Алиса Крашенинникова, Алла Тишкевич, Анастасия Долинская, Анатолий Закржевскии, Анатолий Полищук, Анатолий Седов, Анатолий Чинилин, Анатолий Эйнгорн, Андрей Ивойлов, Анри Ожар, Антонина Моисеева, Антонина Рыжова, Антонина Яшина, БУРЕВЕСТНИК (Алма-Ата), БУРЕВЕСТНИК (Одесса), БУРЕВЕСТНИК (Харьков), Борис ЛЕОНОВ, Борис Ломоносов, Борис Нольде, Борис Терещук, Бретислав Хвала, Важа Качарава, Валентин Кравченко, Валентин Полянский, Валентин Салин, Валентин Филиппов, Валентин Хохлов, Валентина Виноградова, Валентина Макарова, Валентина Мишак, Валентина Нилова, Валентина Осколкова, Валентина Свиридова, Валерий Калачихин, Валерий Кравченко, Вацлав Шмидл, Веема Айстере, Виктор Михальчук, Виктор ПРАВДИН, Виктор ТЮРИН, Вильям Морган, Вильяр Лоор, Виталий Зенович, Виталий Коваленко, Владимир Андреев, Владимир Артамонов, Владимир Астафьев, Владимир Беляев, Владимир Власов, Владимир Гайлит, Владимир Горбунов, Владимир Иванов, Владимир Китаев, Владимир Кондра, Владимир Мокрушев, Владимир Мокрушов, Владимир Паткин, Владимир Рыжов, Владимир Саввин, Владимир Ульянов, Владимир Хорин, Владимир Чернышев, Владимир Шкурихин, Владимир Шнюков, Владимир Щагин, Владимир Щербаков, Владислав Шамшур, Всесоюзная коллегия судей по волейболу, Всесоюзная секция волейбола, Всесоюзная спартакиада школьников, Всесоюзные юношеские соревнования по волейболу, Вячеслав Зайцев, Вячеслав Платонов, Вячеслав СУЧКОВ, Вячеслав Фокин, ГДР, Галина Димидкова, Галина Ельницкая, Геннадий Гайковой, Георгий Гафанович, Георгий Мондзолевский, Георгий Мондзолевский. Семен Щербаков, Герман Смольянинов, Гиви Ахвледиани, Григорий Гранатуров, Даймацу Хирофуми, Динамо (Москва), Дмитрий Воскобойников, Драгомил Коуделка, Евгений АЛЕКСЕЕВ, Евгений Лапинский, Евгений Северов, Евгений Яковлев, Елена Войт, Елена Потапова, Ефим Чулак, Жанбек Саурамбаев, Женская сборная СССР по волейболу, ЗВЕЗДА (Луганск), Зинаида Смольянинова, Золотое правило волейбола, Зоя Козлова, Иван Бугаенков, Иван Тищенко, Игорь Вишмид, Инна Рыскаль, Ирина Калининская, Ирина Кириллова, Ирина Макагонова, Ирина Пархомчук, Ирина Салихова, Ирина Юрова, КАЛЕВ (Таллин), Капитолина Федорова, Кира Горбачева, Константин Рева, Крепление волейбольной сетки, Кубок европейских чемпионок, ЛДО, ЛОКОМОТИВ (Киев), ЛОКОМОТИВ (Москва), Леонид Тищенко, Лидия Болдырева, Лидия Логинова, Лидия Охриц, Лидия Сачкова, Лидия Стрельникова, Лилия Каленик, Лилия Коновалова, Лирика Иванская, Любовь Евтушенко, Любовь Тимофеева, Любовь Тюрина, Людмила Булдакова, Людмила Валентович, Людмила Гуреева, Людмила Мещерякова, Людмила Михайлова, Людмила Чернышева, Людмила Щетинина, Марат Шаблыгин, Марита Катушева, Мария Чичинадзе, Марк Барский, Мелития Кононова, Милития Еремеева, Мирон Винер, Михаил Амалин, Михаил Кочержинский, Михаил Крылов, Михаил Пименов, Михаил Сунгуров, Мужская сборная СССР по волейболу, Надежда Радзевич, Надежда Рогозина, Наталья Еремина, Наталья Морозова, Нелли Абрамова, Нелли Щербакова, Нефтяник (Баку), Николай Буробин, Николай Вуровин, Николай Герасимов, Николай Карполь, Николай Михеев, Нил Фасахов, Нина Козлова, Нина Смолеева, Нинель Луканина, Ничибо, Октай Агаев, Олег Антропов, Олег Молибога, Олег ЧЕХОВ, Ольга Кривошеева, Ольга Лещенко, Ольга Соловова, Павел Селиванов, Павел Шенк, Петр Коп, Поль Либо, Порфирий Воронин, Пээт Райг, Радиотехник (Рига), Регина Моталикова, Роза Салихова, СПАРТАК (Ленинград), Святослав Валицкий, Семен Щербаков, Серафима Кундиренко, Сергей Абрамов, Сергей Аракчян, Сергей Гаврилов, Сергей Нефедов, Сергей Филатов, Сергей Филиппов, Софья Горбунова, Спартак (Иркутск), Спартакиада народов РСФСР, Спартакиада народов СССР, Тамара Бубчикова, Тамара Пирогова, Тамара Тихонина, Татьяна Поняева, Татьяна Родионова, Татьяна Третьякова, Тойво Томсон, Тренажер волейбольный, Уралочка, ФИВБ, Федерация волейбола СССР, Фуат Косимов, ЦСК МО, ЦСКА, Чемпионат СССР по волейболу среди мужчин, Эдуард Сибиряков, Эдуард Унгурс, Эллен Леонова, Эуген Белов, Юлия Бутенко, Юрий Арошидзе, Юрий Железняк, Юрий КЛЕЩЕВ, Юрий Поярков, Юрий Савченко, Юрий Соколов, Юрий Старунский, Юрий Фураев, Юрий Худяков, Юрий Чесноков, Юрий Щербаков, Юрис Асс, Ян Лабуцкас, Японская подача, анализ волейбола, блок волейбол, блокирование в волейболе, волейбольные фразы, всесоюзные студеченские игры, защита в волейболе, игра связующего, история волейбола, казахский волейбол, кинограмма, команда МАИ, комбинации в волейболе, комбинация Морита, мастер спорта по волейболу, молодежная сборная СССР, передача мяча в волейболе, периферическое зрение, планирующая подача, подача в волейболе, прием мяча в волейболе, распасовщик в волейболе, сборная РСФСР, сборная СССР по волейболу, сборная волейболистов Украины, связующий игрок, студенческая женская сборная СССР, судейство в волейболе, техника волейбола, тренировка волейбол, удар в волейболе, упражнения для волейбола, чемпионат СССР по волейболу, чемпионат мира по волейболу, чемпионат ссср по волейболу среди женщин, эстонский волейбол, юмор волейбол, юношеский волейбол, японский волейбол

Показать все теги