Особенности приема и передачи мяча в волейболе

Просмотров: 212
Линия Мондзолевского
«Верхняя передача мяча двумя руками — основной технический прием волейбола. Не овладев верхней передачей в совершенстве, невозможно добиться сколько-нибудь значительных успехов в волейболе», — пишет в своей книге «120 уроков по волейболу» кандидат педагогических наук Ю. Железняк. Да, это совершенно правильно. Не случайно игроков-распасовщиков, умеющих искусно передавать мяч, называют «мозгом» команды.

Мне довелось играть с выдающимися распасовщиками, инициаторами комбинационной игры в нападении, с такими, как Владимир Гайлит, Семен Щербаков, Георгий Мондзолевский и Юрий Поярков. У каждого из них свой почерк, свое мастерство- паса, превосходное тактическое чутье, излюбленная комбинация. Но всех этих замечательных мастеров объединяет одна черта— безграничная преданность игре, горячая влюбленность в свое амплуа разыгрывающего. Вспоминаю, как Гайлит часами вычерчивал схемы новых вариантов атаки, а затем неустанно их наигрывал вместе с нападающим.

Имя Георгия Мондзолевского не вычеркнешь из истории отечественного и мирового волейбола. В команде ЦСКА и в сборной страны говорили о «линии Мондзолевского». Да, это была результативная линия. Кроме Мондзолевского, в тройку, составляющую эту линию, входили такие виртуозы атаки, как Нил Фасахов и Виталий Коваленко. Атаки строились на точной и неожиданной для блокирующих игроков команды противника передаче Мондзолевского. «Пас — душа атаки», — говорили у нас в команде. И, конечно, тогда перед мысленным взором каждого из нас вставал Мондзолевский.
Я стремился вникнуть в сущность мастерства Мондзолевского, наблюдал за его тренировкой. На одной из тренировок Мондзолевский сделал 617 передач у стенки, баскетбольного щита, просто над собой, в паре с партнером, у сетки, в комбинациях, в игре. Сосчитал это я сам.

Наблюдения за выдающимися мастерами паса и совместная игра с ними позволили мне яснее увидеть особенности мастерства передачи и сделать некоторые обобщения.
1. Выходить под приближающийся мяч надо с таким расчетом, чтобы своевременно занять позицию, из которой наилучшим образом можно сделать пас. Без скоростных рывков вперед, назад и в стороны здесь не обойтись. Приобретая эти качества, Мондзолевский включал в свою разминку перед тренировкой скоростной бег-рывок на 10—12 метров. Георгий имитировал передачу мяча после 2—3 резких шагов в сторону, бежал спйной от сетки к лицевой линии.
2. Передавать мяч удобнее всего в статичном положении, в средней или высокой стойке, стоя лицом по направлению намечаемой передачи. Делать пас в движении не рекомендуется. По моим наблюдениям, тот же Мондзолевский, едва успевая переместиться к далеко уходящему мячу, все же выкраивает доли секунды, чтобы на мгновенье замереть перед мячом и именно в этот момент выполнить пас.
3. При передаче мяча пальцы рук должны быть широко разведены и слегка согнуты. Некоторые мастера волейбола и тренеры считают, что пальцами нужно плотно обхватывать мяч, другие специалисты рекомендуют касаться мяча только кончиками пальцев. А что думает на этот счет Мондзолевский? Мяча, как правило, касаются первые две фаланги 3—4 пальцев каждой руки, — советует Мондзолевский, — Исключаются, соответственно, безымянный и мизинец. Кисти на мяче в момент передачи симметричны.
4. Руки в локтях следует сгибать, но весьма незначительно. При этом зрительный контроль мяча получается более четким.
5. Посыл мяча обеспечивается плавным выпрямлением ног, туловища, мягким разгибанием рук в локтевых и лучезапястных суставах.
6. При передаче в прыжке и откид-ке мяча у сетки разгибать руки в локтевых суставах следует с большой амплитудой. Активно участвуют в передачах кисти. К кистевым передачам прибегают зачастую и после обманных движений корпусом, дезориентирующих блокирующих.
7. Иногда целесообразно дать пас способом сверху своему нападающему или партнеру после атаки противника — прямо с подачи или после удара.
Техника передачи таких мячей, летящих с большой скоростью, в принципе такая же, как и при других передачах, Но необходимо сильнее напрягать пальцы и почти полностью выпрямлять руки. Это так называемый жесткий прием-передача мяча. Чтобы избежать двойного касания, некоторые игроки (например, заслуженный мастер спорта Геннадий Гайковой) фронтально сводят обе кисти пальцами несколько внутрь, как бы пряча ладони от мяча.
8. О тактике нападения со вторых передач написано немало. Можно поручать распасовку мяча игроку, выходящему из тыловой зоны, можно просто посылать мяч нападающему на удар и играть комбинационно. Практикуют также короткие скоростные передачи и так называемые взвешенные мячи. Выбор тактики зависит от подбора игроков в команде, от их исполнительского мастерства.


Передача — это маневр по фронту с целью создать максимально удобные условия для нападения. Это основа комбинационной игры у сетки.
Пас должен быть точным и по возможности неожиданным. Не следует слишком увлекаться внезапными передачами, такими, которые, могут дезориентировать овоих же партнеров.. Из трудных положений пасовать следует ближайшему нападающему. Такой пас получается более точным. Пасующий игрок должен сравнительно равномерно распределять мячи между нападающими, даже если один из них играет более удачно. Лучшему нападающему надо, как правило, доверять завершение атак в конце партии. Преимуществом обладает тот нападающий, против которого играет слабейший блокирующий из команды противника. Вот этому нападающему и следует чаще адресовать мяч.

Из глубины площадки посылать мяч рекомендуется не Прямо к нападающему, а несколько перед ним, чтобы он успел разбежаться и выбрать способ удара и его направление. Мяч пасуется так, чтобы к моменту удара нападающего он оказался не ближе 50—60 см от сетки, иначе блокирующие соперники смогут легко накрыть его.
Выполнив передачу, волейболист не должен выключаться из игры, как довольно часто поступают неопытные игроки. После передачи активная подстраховка своего нападающего — прямая обязанность пасовавшего игрока.

ДВУМЯ РУКАМИ снизу Георгий Мондзолевский принимает далекий мяч и возвращает его на площадку. Прием исполнен прямо-таки классически! Руки Мондзолевского совершенно выпрямлены, предплечья развернуты внутрь (это увеличивает площадь соприкосновения с мячом), взгляд словно прикован к мячу.



Теперь о приеме мяча снизу- Этот способ приема мяча стал основным при сложных подачах и сильных нападающих ударах.
При подачах мяч летит со скоростью примерно 10—15 м/сек., а при нападающих ударах скорость полета достигает 45 м/сек. Значит, игрок обороняющейся команды располагает всего лишь секундой или даже ее долями для ответных действий. Чтобы всегда быть в предельной готовности, волейболист принимает низкую стойку, немного наклоняется вперед, руки опускает и выносит вперед.
Интересную и, думается, правильную рекомендацию стойки волейболиста, принимающего трудный мяч, дал мастер спорта из Львова Борис Пилипчук в мартовском номере «Спортивных игр». «Как только нападающий сделает замах на удар, — пишет тов. Пилипчук, — защитник приподнимается на носки и начинает быстро перебирать ногами на месте. При этом он отрывает носки примерно на 1—2 сантиметра от земли. Таким образом, защитник все время находится в движении, и ему легче среагировать на неожиданный мяч».
Игрок поступает разумно, если непрерывно, вплоть до момента касания, следит за мячом. Перед Олимпийскими играми 1964 года наша мужская сборная усиленно тренировала прием подачи. Нападающего Дмитрия Воскобойникова мяч никак не слушался. Принятый Дмитрием, он не летел по адресу, а отскакивал в сторону. Объяснялось это просто. Дмитрий не следил до конца за полетом мяча, и мяч часто срывался с рук. Воскобойникову объяснили природу его ошибки, и через два-три дня он уже стал принимать мяч более точно.

Требование до последнего момеНта смотреть на мяч безусловно логично? В этом я убедился, играя в теннис. Там это требование — непреложный закон.
Принимать мяч надо предплечьями сведенных вместе рук, чуть повыше запястья. Кисти образуют своеобразный замок, и принимать ими мяч ни в коем случае нельзя. Не случайно прием мяча способом снизу называют «приемом на манжеты».
Волейболисту, принимающему мяч снизу, рекомендуется руки совершенно
выпрямить в локтях и подставить их под мяч как можно дальше от туловища. При этом защитник лучше зрительно контролирует мяч, да и диапазон его действий увеличивается.
Если мяч приближается стремительно, не следует делать встречного движения руками. Вернее всего здесь лишь выставить предплечья на пути мяча и в момент касания чуть отвести руки назад-вниз, амортизируя удар.
Подстраховывая нападающего, которому противодействует блок, или принимая мяч, отскочивший от сетки, волейболисты часто играют снизу одной рукой. В этом случае особо нужен острый зрительный контроль за мячом. Такие мячи, как правило, волейболист поднимает вверх над площадкой тыльной стороной ладони или кулаком, оттянув кисть на себя.
Тактику игры с подачи или с игры, тактику защитных действий на задней линии, способ подстраховки — все это каждая команда избирает в зависимости от технического умения своих игроков и стиля игры соперников. Я ограничусь только советом игрокам тыловых зон: при нападающем ударе соперника не бросайтесь опрометчиво навстречу мячу,
как часто поступают неопытные защитники. Хороший игрок стремится заранее определить направление удара, выходит в зону, где предполагает принять мяч, и в этой зоне действует максимально активно.
В заключение еще раз повторю: передача мяча —основа мастерства в волейболе. Не скупитесь, не жалейте труда на изучение искусства паса. Без этого невозможно стать настоящим мастером волейбола. Нередко бывает так: молодой игрок с хорошими физическими данными начинает довольно сильно играть в нападении. Завершающий удар становится для него главным и, пожалуй, единственным оружием в игре, всепоглощающим элементом в тренировке. Все остальное он считает для себя второстепенным. Такой однобокий игрок, если даже он весьма результативен в нападении, никогда не станет большим мастером в современном волейболе. Стоит ему неудачно сыграть у сетки (ни на что другое он не способен), и от этого бомбардира команда отказывается, заменяя его более разносторонним игроком.

Юрий ЧЕСНОКОВ, заслуженный мастер спорта

Волейбол СССР

  • Обратная связь

Советский волейбол

1927 волейбол, 1935 волейбол, 1937 волейбол, 1957 волейбол, 1958 волейбол, 1964 волейбол, 1968 волейбол, 1975 волейбол, 1976 волейбол, 1978 волейбол, 1982 волейбол, 1988 волейбол, Александр Банов, Александр Белоногов, Александр Ермилов, Александр Кармановский, Александр Маментьев, Александр Портной, Александр Поташник, Александр Русанов, Александр Савин, Александр Таль, Александр Цимлов, Александра Чудина, Александра Шебанова, Алексей АФАНАСЬЕВ, Алексей Якушев, Алиса Галахова, Алиса Крашенинникова, Анастасия Долинская, Анатолий Закржевскии, Анатолий Полищук, Анатолий Седов, Анатолий Чинилин, Анатолий Эйнгорн, Андрей Ивойлов, Анри Ожар, Антонина Моисеева, Антонина Рыжова, Антонина Яшина, БУРЕВЕСТНИК (Алма-Ата), БУРЕВЕСТНИК (Одесса), БУРЕВЕСТНИК (Харьков), Борис ЛЕОНОВ, Борис Ломоносов, Борис Нольде, Борис Терещук, Важа Качарава, Валентин Кравченко, Валентин Полянский, Валентин Салин, Валентин Филиппов, Валентин Хохлов, Валентина Виноградова, Валентина Макарова, Валентина Мишак, Валентина Нилова, Валентина Осколкова, Валентина Свиридова, Валерий Калачихин, Валерий Кравченко, Вацлав Шмидл, Веема Айстере, Виктор Михальчук, Виктор ТЮРИН, Вильям Морган, Вильяр Лоор, Виталий Зенович, Виталий Коваленко, Владимир Андреев, Владимир Артамонов, Владимир Астафьев, Владимир Беляев, Владимир Власов, Владимир Гайлит, Владимир Горбунов, Владимир Иванов, Владимир Китаев, Владимир Кондра, Владимир Мокрушев, Владимир Мокрушов, Владимир Паткин, Владимир Саввин, Владимир Томашевский, Владимир Ульянов, Владимир Чернышев, Владимир Шкурихин, Владимир Шнюков, Владимир Щагин, Владимир Щербаков, Владислав Перцов, Владислав Шамшур, Всесоюзная коллегия судей по волейболу, Всесоюзная секция волейбола, Всесоюзная спартакиада школьников, Всесоюзные юношеские соревнования по волейболу, Вячеслав Зайцев, Вячеслав Платонов, Вячеслав СУЧКОВ, Вячеслав Фокин, Галина Ахматова, Галина Ельницкая, Галина Козлова, Геннадий Гайковой, Геннадий Гончаров, Георгий Гафанович, Георгий Мондзолевский, Георгий Мондзолевский. Семен Щербаков, Герман Смольянинов, Гиви Ахвледиани, Григорий Гранатуров, Григорий Цадыкович, Даймацу Хирофуми, Динамо (Москва), Дмитрий Воскобойников, Евгений АЛЕКСЕЕВ, Евгений Горбачев, Евгений Лапинский, Евгений Яковлев, Евгения Назаренко, Елена Потапова, Елена Чебукина, Ефим Чулак, Жанбек Саурамбаев, Жанбек Сауранбаев, Женская сборная СССР по волейболу, ЗВЕЗДА (Луганск), Зинаида Смольянинова, Золотое правило волейбола, Зоя Козлова, Иван Бугаенков, Иван Тищенко, Игорь Вишмид, Игорь Гуняев, Инна Рыскаль, Ираклий Ахобадзе, Ирина Кириллова, Ирина Колодяжная, Ирина Пархомчук, Ирина Ризен, Ирина Салихова, Йозеф Лабуда, КАЛЕВ (Таллин), Капитолина Федорова, Кира Горбачева, Клавдия Топчиева, Константин Рева, Кубок СССР по волейболу, Кубок европейских чемпионок, ЛОКОМОТИВ (Киев), ЛОКОМОТИВ (Москва), Леонид Тищенко, Леонид Щербаков, Лидия Болдырева, Лидия Логинова, Лидия Охриц, Лидия Сачкова, Лидия Стрельникова, Лилия Каленик, Лирика Иванская, Лия Каленик, Любовь Евтушенко, Любовь Тимофеева, Любовь Тюрина, Людмила Булдакова, Людмила Валентович, Людмила Гуреева, Людмила Мещерякова, Людмила Михайлова, Людмила Перевертова, Людмила Чернышева, Марат Шаблыгин, Марита Катушева, Мария Чичинадзе, Марк Барский, Мелития Кононова, Милития Еремеева, Мирон Винер, Михаил Амалин, Михаил Кочержинский, Михаил Крылов, Михаил Пименов, Михаил Сунгуров, Мужская сборная СССР по волейболу, Надежда Рогозина, Наталья Морозова, Наталья Пшеничникова, Нелли Абрамова, Нелли Щербакова, Нефтяник (Баку), Николай Арунов, Николай Буробин, Николай Герасимов, Николай Карполь, Николай Михеев, Нил Фасахов, Нина Козлова, Нина Мурадян, Нина Смолеева, Ничибо, Октай Агаев, Олег Антропов, Олег ЧЕХОВ, Олимпийский волейбол, Ольга Лещенко, Ольга Соловова, Павел Селиванов, Павел Шенк, Поль Либо, Порфирий Воронин, Радиотехник (Рига), Раиса Кошелева, Регина Моталикова, Роза Салихова, СПАРТАК (Ленинград), Святослав Валицкий, Семен Щербаков, Серафима Кундиренко, Сергей Аракчян, Сергей Буча, Сергей Гаврилов, Сергей Нефедов, Сергей Филиппов, Скайдрите Вегнере, Софья Горбунова, Спартакиада народов РСФСР, Спартакиада народов СССР, Такако Сираи, Тамара Пирогова, Тамара Самбурская, Тамара Тихонина, Татьяна Поняева, Татьяна Родионова, Татьяна Рощина, Татьяна Уткина, Тренажер волейбольный, Уралочка, Федерация волейбола РСФСР, Федерация волейбола СССР, Фуат Косимов, Фукунака Сашине, ЦСК МО, ЦСКА, Чемпионат СССР по волейболу среди мужчин, Эдуард Сибиряков, Эдуард Унгурс, Эллен Леонова, Эмиль Крепкер, Эуген Белов, Юниорская сборная СССР по волейболу, Юрий Арошидзе, Юрий Багон, Юрий Железняк, Юрий КЛЕЩЕВ, Юрий Недолинский, Юрий Поярков, Юрий Савченко, Юрий Соколов, Юрий Сотский, Юрий Старунский, Юрий Фураев, Юрий Худяков, Юрий Чесноков, Юрий Щербаков, Юрис Асс, Японская подача, анализ волейбола, блок волейбол, блокирование в волейболе, игра связующего, история волейбола, капитан команды Антонина Рыжова, кинограмма, команда МАИ, комбинации в волейболе, комбинация Морита, мастер спорта по волейболу, молодежная сборная СССР, одиночное блокирование, пас в волейболе, передача мяча в волейболе, периферическое зрение, планирующая подача, подача в волейболе, правила волейбола, прием мяча в волейболе, сборная РСФСР, сборная СССР по волейболу, связующий игрок, судейство в волейболе, техника волейбола, тренировка волейбол, удар в волейболе, чемпионат СССР по волейболу, чемпионат мира по волейболу, чемпионат ссср по волейболу среди женщин, чехословакии волейбол, эстонский волейбол, юмор волейбол, японский волейбол

Показать все теги

Популярное