ОБОРОНА НАД СЕТКОЙ

Просмотров: 75

«Сборная ГДР в матче с командой Японии продемонстрировала превосходнейший блок. Массированная оборона над сеткой была настолько крепкой, что вся изобретательность японских игроков нередко шла впустую —дорогу мячу неизменно преграждал блок».
Это цитаты из репортажей с волейбольного чемпионата мира 1966 года. В них весьма красноречиво характеризуется блок как важнейший оборонительный рубеж. Оборону команды можно представить, как сумму трех слагаемых: блокирование, защитные действия игроков задней линии и подстраховка партнеров. Конечно, блокированию по его значимости в игре следует отвести главную роль в обороне.
Удельный вес блока в комплексе оборонных действий возрос еще больше после того, как правилами волейбола игрокам было разрешено переносить руки через сетку при блокировании. На чемпионате мира в Праге команды впер-
вые играли по измененным правилам. Сборная СССР в четырех матчах финального турнира выиграла 57 очков только за счет эффективного блокирования. Почти четыре партии!

Судя по письмам наших читателей, многим волейболистам не ясны некоторые детали игры над сеткой. Отвечая читателям, прежде всего дам несколько разъяснений. Любое действие нападающего (игрока передней линии), касающегося мяча в момент, когда он находится выше верхнего края сетки, расценивается как атака. Блокирующие, отражая эту атаку, вправе перенести руки за сетку. Однако касаться мяча им. разрешается только после того, как это сделает нападающий.
В хорошо подготовленных командах, как правило, противопоставляют удару нападающего заслон из двух, а иногда и трех пар рук над сеткой. Это и есть групповое блокирование. И каким бы ни было оно по своему тактическому замыслу, в основе его лежит техника индивидуального блока.
Каковы же основные принципы постановки одиночного блока? Поясню это на примерах из моей игровой практики.

Несколько лет назад сборная СССР готовилась к матчу с командой Румынии, нападение которой возглавлял Роман, один из сильнейших в мире бомбардиров.Мне предстояло организовать блокирование при атаках, завершаемых этим большим мастером. Мы всей командой отправились смотреть игру румынских волейболистов. В автобусе я сидел рядом с мастером спорта Мироном Винером. Он уже не раз лицом к лицу встречался с Романом у сетки, и я попросил его рассказать о манере игры румынского лидера.
— Прежде всего следи за «десяткой»!
— ?!—мое удивление было неподдельным. Я хорошо помнил, что Роман
играет под шестым номером, а десятый — это его партнер Керебециу, рас-пасовщик, которому очень редко поручается завершение атак.
— Это же пасующий! — воскликнул я.
— Именно поэтому и не спускай с него глаз.
Винер, мой старший товарищ по команде, детально раскрывал передо мной суть одной из важнейших заповедей блокирования.
— Прежде всего внимательно наблюдай за игроком, делающим передачу на удар. Быстро оцени взаимное расположение мяча, пасующего игрока и нападающих, определи по игровой ситуации возможности развития атаки соперниками. Удалось разведать направление паса, разгадать, кто из нападающих будет атаковать,— занимай место в центре предполагаемой зоны удара. Блок получается выше качеством чаще всего тогда, когда для заслона над сеткой игрок прыгает с места. Перемещайся вдоль сетки приставными шагами.

По личному опыту блокирующего могу сказать, что за опоздание с перемещением в эпицентр атаки защитник почти всегда расплачивается проигрышем дуэли с нападающим. Ведь когда ставя блок прыгаешь с ходу, противник получает возможность в облегченных условиях преодолеть так называемый неорганизованный блок.
Блокирующий вышел на исходную позицию для прыжка. И здесь он продолжает анализировать то, что происходит на поле противника. Затем все внимание сосредоточивает на том нападающем сопернике, который начал разбег перед прыжком для удара.
А как блокирующему выбрать наиболее рациональную позицию? Попытайтесь быстро и точно определить направление разбега нападающего и мысленно продолжите эту линию разбега. Блокирующему выгодно оказаться на этой линии или сместиться чуть в сторону — в ту, где он может прикрыть большую часть собственной площадки. Так будет легче парировать удары «по ходу», весьма распространенные в волейболе и обычно очень сильные.
Но вот блокирующий, находясь во фронтальном положении к сетке, приготовился к прыжку. Его ноги полусог-нуты, руки — у груди, взгляд обращен на нападающего соперника. По положению туловища и изготовке атакующего можно определить направление удара и момент его выполнения. Новички все свое внимание обычно сосредоточивают на мяче. Это приводит к досадной ошибке. Нападающий, скажем, не в состоянии сделать удар из-за того, что опоздал разбежаться или получил плохую передачу. Он даже не прыгает вверх. А блокирующий, не видящий ничего, кроме мяча, прыгает впустую. Бывает и так. У сетки прыгает вышедший на распасовку игрок задней линии, имитируя атаку. Невнимательный блокирующий поддается на уловку и прыгает вверх, не успевая сообразить, что удар игрока задней линии исключен правилами.
Определить момент прыжка для блокирования не так-то просто. Опоздаешь прыгнуть—нападающий успеет сделать удар. Прыгнешь рано — удар последует поверх опускающегося, блока. Опыт подсказывает: если нападающий пытается послать мяч поверх блока или делает удар «крюком», надо прыгать для блокирования позже нападающего. Если же атака ведется с так называемых взвешенных передач средней высоты (их еще именуют стандартными или нормальными передачами), то прыгать на блок выгоднее чуть позже нападающего, а высоким волейболистам одновременно с ним. При ударах со скоростных передач (их волейболисты называют короткими или прострелами) для постановки блока следует подниматься чуть раньше атакующего соперника, а в крайнем случае прыгать одновременно с ним.
Почему, определяя направление удара, надо смотреть именно на нападающего? Куда смотреть блокирующему, когда он уже в воздухе?
Специалисты отвечают на эти вопросы по-разному. Вот, например, мнение заслуженного тренера СССР Анатолия Эйнгорна: «Неписанное правило игры гласит: взор игрока все время должен быть направлен на мяч. Есть только одно исключение из этого правила: во время удара блокирующий должен в прыжке следить за действиями нападающего.
А вот что пишет об этом кандидат педагогических наук Юрий Железняк в своей книжке «120 уроков по волейболу»: «Определив направление второй передачи, надо посмотреть на нападающего с целью определить направление разбега и возможное направление удара. В момент прыжка надо снова смотреть на мяч».
Первая точка зрения кажется мне предпочтительней, хотя она и высказана до введения правил, разрешающих переносить руки через сетку. Сам я придерживался именно тех положений, о которых говорит Эйнгорн.
Всякий раз после удачной игры на блоке я с благодарностью вспоминал своего первого тренера мастера спорта Александра Логинова, ныне кандидата технических наук. Всю премудрость определения направления удара нападающего он изложил мне в очень образной и несколько юмористической форме: «Все время следи за носом нападающего. Куда направлен нос, туда и последует удар!» Звучит это довольно забавно, но, как я убедился на практике, есть смысл, постигая блокирование, последовать на первых порах этому совету. А потом уже, совершенствуя свое мастерство, следует переключать взгляд на позу атакующего в прыжке игрока и следить за его бьющей рукой.

Довольно часто в игре блокирующий не только решает те задачи, которые ставит перед ним нападающий, но и сам навязывает бомбардиру те или иные действия. Скажем, игрок передней линии команды соперников, получив первую передачу хорошего качества, решается на удар. Противоборствующий ему блокирующий в нужный момент выносит вверх обе руки. Он как бы показывает, что выходит на блок, имитирует защиту над сеткой, хотя сам и остается на земле. Если нападающий поверит этим ложным действиям и откинет мяч для удара партнеру, то, можно сказать, хитрость удалась. Блокирующий теперь легко примет откинутый- мяч.

Обороняясь у сетки или над сеткой, умелый волейболист своими действиями побуждает нападающего сделать удар, который легче парировать. Известный чехословацкий тренер Франтишек Сти-биц в своей книге «Волейбол», изданной в нашей стране, дает даже специальные
рецепты борьбы с атакующим. Этой интересной теме посвящены главы «Обман при блоке» и «Обман видимым блоком». Вот что пишет Франтишек Стибиц: «Один способ обмана при блоке — намеренное растягивание рук, чтобы нападающий стремился ударом послать мяч между ними. Мгновенно стянув плечи и сблизив руки, игрок блокирует нападающий удар». Есть в книге совет и на тот случай, когда волейболист разгадывает намерение соперника послать мяч прямо в блок, в расчете, что он отскочит в аут. Стибиц рекомендует: «Блокирующий игрок имитирует блок и тут же быстро оттягивает плечи и руки таким образом, что мяч после удара нападающего улетает в аут, не коснувшись соперников».

Не раз я слышал мнение, будто разрешение переносить руки через сетку при блокировании предопределяет исход борьбы над сеткой в пользу обороняющихся. Это, конечно, далеко не так. Перенос рук за сетку сам по себе как самоцель не страшен для атакующего. Блокирующие, которые видят только мяч и изо всех сил тянутся к нему, не страшны бомбардиру. Опасен целенаправленный перенос рук, при котором нападающий не выпадает из поля зрения блокирующих. Вот в этом случае у блокирующего появляются большие козыри в обороне над сеткой. Переводить в прыжке взгляд с игрока на мяч и накрывать его можно только тогда, когда соперники послали мяч неудобно для атаки (низко по высоте и близко к сетке) и нападающий, уже не атакуя по-настоящему, всего лишь жестом отчаяния пытается перебросить мяч на сторону противника.
Парируя удар, блокирующие выносят руки вверх и несколько вперед, преграждая предполагаемое направление полета мяча. Порой даже они переносят руки за сетку, раздвигая пальцы веером и расставляя кисти рук, чтобы между ладонями не мог проскочить мяч. Правда, за сеткой касаться мяча, прежде чем по нему ударит нападающий, нельзя. Но, если сделать кистями короткое встречное движение, мяч круто отскочит на площадку противника. Это и есть блок-контратака.

Умелый блокирующий, парировав удар, не выключается из игры. Он может, например, осуществить самостраховку Ведь ему разрешено вторичное касание мяча после первого касания на блоке.

Итак, умение определить направление полета мяча и выбрать оптимальный момент прыжка в сочетании с правильной постановкой рук составляет основу одиночного блокирования. Любой волейболист при желании может постичь эту технику. И тогда ему легко будет играть в команде по любой тактической схеме группового блокирования. На первых порах вряд ли оправдан весьма распространенный метод тренировки, когда один игрок старается ударить по мячу, а другой — противопоставить этому удару блок. Получается нечто вроде охоты за двумя зайцами. Много полезнее, когда при изучении и тренировке блокирования нападающий посылает ударами мяч по заранее указанному направлению. В этих условиях блокирующий лучше осознает правильность выбираемой позиции, чувствует темп прыжка, точнее выбирает момент для выноса рук.

Юрий ЧЕСНОКОВ, заслуженный мастер спорта

Волейбол СССР

  • Обратная связь

Советский волейбол

1927 волейбол, 1935 волейбол, 1937 волейбол, 1957 волейбол, 1958 волейбол, 1964 волейбол, 1968 волейбол, 1975 волейбол, 1976 волейбол, 1978 волейбол, 1982 волейбол, 1988 волейбол, Александр Банов, Александр Белоногов, Александр Ермилов, Александр Кармановский, Александр Маментьев, Александр Портной, Александр Поташник, Александр Русанов, Александр Савин, Александр Таль, Александр Цимлов, Александра Чудина, Александра Шебанова, Алексей АФАНАСЬЕВ, Алексей Якушев, Алиса Галахова, Алиса Крашенинникова, Анастасия Долинская, Анатолий Закржевскии, Анатолий Полищук, Анатолий Седов, Анатолий Чинилин, Анатолий Эйнгорн, Андрей Ивойлов, Анри Ожар, Антонина Моисеева, Антонина Рыжова, Антонина Яшина, БУРЕВЕСТНИК (Алма-Ата), БУРЕВЕСТНИК (Одесса), БУРЕВЕСТНИК (Харьков), Борис ЛЕОНОВ, Борис Ломоносов, Борис Нольде, Борис Терещук, Важа Качарава, Валентин Кравченко, Валентин Полянский, Валентин Салин, Валентин Филиппов, Валентин Хохлов, Валентина Виноградова, Валентина Макарова, Валентина Мишак, Валентина Нилова, Валентина Осколкова, Валентина Свиридова, Валерий Калачихин, Валерий Кравченко, Вацлав Шмидл, Веема Айстере, Виктор Михальчук, Виктор ТЮРИН, Вильям Морган, Вильяр Лоор, Виталий Зенович, Виталий Коваленко, Владимир Андреев, Владимир Артамонов, Владимир Астафьев, Владимир Беляев, Владимир Власов, Владимир Гайлит, Владимир Горбунов, Владимир Иванов, Владимир Китаев, Владимир Кондра, Владимир Мокрушев, Владимир Мокрушов, Владимир Паткин, Владимир Саввин, Владимир Томашевский, Владимир Ульянов, Владимир Чернышев, Владимир Шкурихин, Владимир Шнюков, Владимир Щагин, Владимир Щербаков, Владислав Перцов, Владислав Шамшур, Всесоюзная коллегия судей по волейболу, Всесоюзная секция волейбола, Всесоюзная спартакиада школьников, Всесоюзные юношеские соревнования по волейболу, Вячеслав Зайцев, Вячеслав Платонов, Вячеслав СУЧКОВ, Вячеслав Фокин, Галина Ахматова, Галина Ельницкая, Галина Козлова, Геннадий Гайковой, Геннадий Гончаров, Георгий Гафанович, Георгий Мондзолевский, Георгий Мондзолевский. Семен Щербаков, Герман Смольянинов, Гиви Ахвледиани, Григорий Гранатуров, Григорий Цадыкович, Даймацу Хирофуми, Динамо (Москва), Дмитрий Воскобойников, Евгений АЛЕКСЕЕВ, Евгений Горбачев, Евгений Лапинский, Евгений Яковлев, Евгения Назаренко, Елена Потапова, Елена Чебукина, Ефим Чулак, Жанбек Саурамбаев, Жанбек Сауранбаев, Женская сборная СССР по волейболу, ЗВЕЗДА (Луганск), Зинаида Смольянинова, Золотое правило волейбола, Зоя Козлова, Иван Бугаенков, Иван Тищенко, Игорь Вишмид, Игорь Гуняев, Инна Рыскаль, Ираклий Ахобадзе, Ирина Кириллова, Ирина Колодяжная, Ирина Пархомчук, Ирина Ризен, Ирина Салихова, Йозеф Лабуда, КАЛЕВ (Таллин), Капитолина Федорова, Кира Горбачева, Клавдия Топчиева, Константин Рева, Кубок СССР по волейболу, Кубок европейских чемпионок, ЛОКОМОТИВ (Киев), ЛОКОМОТИВ (Москва), Леонид Тищенко, Леонид Щербаков, Лидия Болдырева, Лидия Логинова, Лидия Охриц, Лидия Сачкова, Лидия Стрельникова, Лилия Каленик, Лирика Иванская, Лия Каленик, Любовь Евтушенко, Любовь Тимофеева, Любовь Тюрина, Людмила Булдакова, Людмила Валентович, Людмила Гуреева, Людмила Мещерякова, Людмила Михайлова, Людмила Перевертова, Людмила Чернышева, Марат Шаблыгин, Марита Катушева, Мария Чичинадзе, Марк Барский, Мелития Кононова, Милития Еремеева, Мирон Винер, Михаил Амалин, Михаил Кочержинский, Михаил Крылов, Михаил Пименов, Михаил Сунгуров, Мужская сборная СССР по волейболу, Надежда Рогозина, Наталья Морозова, Наталья Пшеничникова, Нелли Абрамова, Нелли Щербакова, Нефтяник (Баку), Николай Арунов, Николай Буробин, Николай Герасимов, Николай Карполь, Николай Михеев, Нил Фасахов, Нина Козлова, Нина Мурадян, Нина Смолеева, Ничибо, Октай Агаев, Олег Антропов, Олег ЧЕХОВ, Олимпийский волейбол, Ольга Лещенко, Ольга Соловова, Павел Селиванов, Павел Шенк, Поль Либо, Порфирий Воронин, Радиотехник (Рига), Раиса Кошелева, Регина Моталикова, Роза Салихова, СПАРТАК (Ленинград), Святослав Валицкий, Семен Щербаков, Серафима Кундиренко, Сергей Аракчян, Сергей Буча, Сергей Гаврилов, Сергей Нефедов, Сергей Филиппов, Скайдрите Вегнере, Софья Горбунова, Спартакиада народов РСФСР, Спартакиада народов СССР, Такако Сираи, Тамара Пирогова, Тамара Самбурская, Тамара Тихонина, Татьяна Поняева, Татьяна Родионова, Татьяна Рощина, Татьяна Уткина, Тренажер волейбольный, Уралочка, Федерация волейбола РСФСР, Федерация волейбола СССР, Фуат Косимов, Фукунака Сашине, ЦСК МО, ЦСКА, Чемпионат СССР по волейболу среди мужчин, Эдуард Сибиряков, Эдуард Унгурс, Эллен Леонова, Эмиль Крепкер, Эуген Белов, Юниорская сборная СССР по волейболу, Юрий Арошидзе, Юрий Багон, Юрий Железняк, Юрий КЛЕЩЕВ, Юрий Недолинский, Юрий Поярков, Юрий Савченко, Юрий Соколов, Юрий Сотский, Юрий Старунский, Юрий Фураев, Юрий Худяков, Юрий Чесноков, Юрий Щербаков, Юрис Асс, Японская подача, анализ волейбола, блок волейбол, блокирование в волейболе, игра связующего, история волейбола, капитан команды Антонина Рыжова, кинограмма, команда МАИ, комбинации в волейболе, комбинация Морита, мастер спорта по волейболу, молодежная сборная СССР, одиночное блокирование, пас в волейболе, передача мяча в волейболе, периферическое зрение, планирующая подача, подача в волейболе, правила волейбола, прием мяча в волейболе, сборная РСФСР, сборная СССР по волейболу, связующий игрок, судейство в волейболе, техника волейбола, тренировка волейбол, удар в волейболе, чемпионат СССР по волейболу, чемпионат мира по волейболу, чемпионат ссср по волейболу среди женщин, чехословакии волейбол, эстонский волейбол, юмор волейбол, японский волейбол

Показать все теги

Популярное