Желанный эталон

Просмотров: 2576

 Желанный эталон

 

 Ефим Чулак и Владимир Кондра. Нападающий и пасующий. Четкое взаимодействие дуэта — залог успеха. Фото Ю.Соколова


        Было время, когда в каждой волейбольной команде существовал главный забойщик, который со всех номеров выбегал к сетке и лихо «гасил» мяч. Остальные пять членов команды лишь подыгрывали лидеру.
        Затем нападающие встали через одного, и на поле осталось уже трое пасующих. Потом двое. Сегодня нити всех комбинаций сходятся в руках одного связующего.


  Нынешний  связующий  представляется мне таким. Это игрок солидного роста — 185—190 сантиметров, но обладающий высокой стартовой скоростью. А чтобы успешно действовать на блоке и в нападении, связующий должен быть прыгучим, уметь обрабатывать мяч в прыжке с разбега на высоте примерно трех с половиной метров.


        Сегодня, когда скорости полета мяча, особенно после нападающего удара или подачи, поистине стали «космическими», пасующий должен быстро ориентироваться во всех сложных ситуациях. Мгновенно уяснить, что предпримет соперник в тот или иной момент, оценить действия его блокирующих. И, разумеется, досконально знать все особенности игры партнеров, специфику их нападающих ударов. И все это на основе гибкого тактического мышления.

        Разыгрывающий должен быть ловким, сноровистым, уверенно (и я бы даже сказал виртуозно) обращаться с мячом. Каким быстрым и сложным не был полет мяча, связующий должен противопоставить этому высокую технику паса. Особенно важно в совершенстве овладеть передачей сверху. Всегда видеть мяч перед глазами.

        Пас пасом (это основное оружие связующего), но необходимо инициативно решать и другие важные задачи. Атаковать одинаково остро и правой и левой рукой. Тем самым пасующий постоянно отвлекает одного блокирующего соперника на себя, «разрывает» блок и выводит своих бомбардиров на оперативный простор. Если же разводящий, находясь на передней линии, старается пасовать в прыжке с имитацией атаки, варьируя при этом передачу по высоте и направлению, то это прекрасно. Более благоприятных условий для завершения партнерами ата-^ кующих действий придумать трудно. Ведь тогда соперникам не удается выстроить плотный заслон над сеткой. А против одиночного или «разорванного» блока нападающему добиться успеха много проще.

        И еще об одном. В арсенале пасующего, как уже было сказано, должны преобладать верхние передачи. Но без приема на «манжеты» тоже не обойдешься, и такой способ обработки мяча надо довести до совершенства.

        Если сопоставить задачи разводящего в командных действиях, я классифицировал бы их следующим образом.


 Главной заботой связующего была и есть подготовка атаки. Затем четкое взаимодействие с партнерами на блоке.

   Руки разводящего не должны, так сказать, выпадать из общей обоймы блока. Встретив монолитную преграду над сеткой в каждой зоне передней линии, противник вынужден перестраивать свою тактику на ходу, а это всегда связано с потерей инициативы.

   Пасующий — это организатор игры, зачинатель всех действий команды. И дело здесь не только в виртуозном обращении с мячом. Тренер не может все время подсказывать игрокам, как действовать, а в тридцатисекундные таймауты мало что скажешь. Прямая обязанность связующего следить за пульсом команды, давать скрытные сигналы партнерам, когда применять тот или иной финт, определить, кто будет играть сейчас. Он внимательно наблюдает за действиями соперников и предупреждает товарищей об изменениях в тактике противника.

   Скажем, в команде разладился прием, то и дело в блоке появляются бреши, не помогают и замены. А соперник тем временем набирает и набирает очки. Важно, чтобы в этом опасном положении связующий не опускал руки, а дирижировал игрой, предпринимал усилия, чтобы переломить ход состязания, завладеть инициативой.

   Помимо всего прочего разводящий должен быть и хорошим психологом, ежеминутно ощущать настрой партнеров. Знать, на кого можно воздействовать более резко, а кого окрылить дружеской похвалой.

   На вопрос, по скольку пасующих, одного или двух вместе выводить на поле, однозначно ответить нельзя. Ведь каждая тактическая схема — и 5 + 1, и 4 + 2 имеет свои преимущества и свои недостатки.

   Когда тренер выбирает тактическую концепцию для своей команды, он прежде всего смотрит, какими игроками он располагает. Если в команде двое разыгрывающих отвечают всем требованиям своего амплуа, то это наилучший вариант. Есть возможность строить нападающие действия разнообразно, включать в игру десятки финтов, сигналов, комбинаций. Постоянно угрожать в зонах атаки максимальным количеством волейболистов. Резко повысить надежность выполнения вторых передач взаимоподстраховкой разводящих.

   Система 5 + 1 предпочтительнее для игроков-универсалов, у которых налажен стабильный прием мяча, умеющих дать точный пас, владеющих мастерством так называемой общей игры. Иначе при неточной доводке мяча в зону розыгрыша «связке» придется метаться из конца в конец площадки, а затем сверхвысокой, совсем не замаскированной для соперников передачей выводить нападающего на удар. Соперники, естественно, уже успели организовать прочный блок. Комбинация рушится, можно сказать, в самом зародыше.

   Если разводящий умеет подготовить атаку после хорошего приема, то это средний игрок. Если он способен дать

   ему прекрасный пас в далеко не идеальных условиях, то это настоящий мастер.

   Таких мастеров паса было в то время, когда я играл, не так уж много. Это прежде всего двукратный олимпийский чемпион Георгий Мондзолевский (СССР), Йозеф Мусил (Чехословакия), Збигнев Ру-сек (Польша), Аурел Дрэган (Румыния). Они оставили неизгладимый след в мировом волейболе, на их опыте учатся и поныне.

   Волейбол не стоит на месте. Он непрерывно развивается. Модернизируется техника, растет атлетизм. Пасующие это теперь, как правило, волейболисты внушительного роста. Теперь Мондзолевскому, Мусилу, Русеку, Дрэгану и мне, не отличавшимся большим ростом, трудно было бы играть на блоке против нынешних «Гулливеров». Но думаю в остальных компонентах волейбола мы могли бы на равных потягаться с теми, кто сегодня выходит на поле. Ведь в свое время даже в атаке связующие-виртуозы демонстрировали незаурядную технику, к примеру, «крутили» мяч кистью от блока в аут. Если же руки блокирующих перекрывали основные направления для атакующего удара, широко пользовались неожиданными «обманами».

   Сейчас, к сожалению, мало ярких индивидуальностей связующих, которые умели бы подготовить атаку с любого приема мяча, с любой точки площадки. Нет той цепкости в защите, которой отличался Мондзолевский и названные его коллеги по амплуа. Нашим молодым связующим надо учиться не только по нотам разыгрывать мяч в более или менее благополучных ситуациях, но уверенно, самоотверженно, бесстрашно вести игру, когда команде приходится туго и она находится на грани поражения.

   К сожалению, претендентов на титул, пусть и символический, «идеального разводящего 1976 года» немного. Один из них капитан сборной Японии, обладатель полного комплекта олимпийских наград, «бронзы» (Токио), «серебра» (Мехико) и «золота" (Мюнхен) Кацутоси Некода из клуба «Сенбай Хиросима». Но несравненный виртуоз паса Некода слаб непосредственно в атаке, ему не хватает роста. Есть много достоинств у московского армейца Юрия Старунского, однако он недостаточно тверд в нападении и на блоке.

   Близок к эталону разводящего и Александр Тренев, игрок сборной Болгарии. Это настоящий боец, обладающий остротой и трезвостью мышления. Он не только «питает» нападающих полноценными передачами, но и грозен в атаке. Когда Тренев выходит на переднюю линию, соперники прикрепляют к нему специального «сторожа». Обидно, что талантливому игроку не придется испытать свои силы в монреальских баталиях — команда Болгарии не сумела преодолеть барьер квалификационного отборочного турнира.

   Я искренне верю, что на Олимпиаде в Монреале мы увидим связующих, которые по-настоящему порадуют своей игрой, приблизятся к самым первоклассным эталонам.

 

Волейбол СССР

  • Обратная связь

Советский волейбол

1927 волейбол, 1937 волейбол, 1957 волейбол, 1958 волейбол, 1964 волейбол, 1968 волейбол, 1973 волейбол, 1975 волейбол, 1976 волейбол, 1978 волейбол, 1979 волейбол, 1982 волейбол, 1988 волейбол, АДК, Александр Ермилов, Александр Кармановский, Александр Портной, Александр Поташник, Александр Савин, Александр Степанов, Александр Таль, Александр Цимлов, Александра Чудина, Александра Шебанова, Алексей АФАНАСЬЕВ, Алексей Якушев, Алиса Галахова, Анастасия Долинская, Анатолий Макогонов, Анатолий Полищук, Анатолий Седов, Анатолий Чинилин, Анатолий Эйнгорн, Ангел Барзашки, Андрей Ивойлов, Антонина Моисеева, Антонина Рыжова, Антонина Яшина, БУРЕВЕСТНИК (Алма-Ата), БУРЕВЕСТНИК (Москва), БУРЕВЕСТНИК (Одесса), БУРЕВЕСТНИК (Харьков), Белане Шалай, Борис ЛЕОНОВ, Борис Ломоносов, Борис Старжевский, Борис Сторожевский, Борис Терещук, Вадим Поликарпов, Вадим Чебаевский, Важа Качарава, Валентин Лобанов, Валентин Полянский, Валентин Салин, Валентин Филиппов, Валентин Хохлов, Валентина Виноградова, Валентина Мишак, Валентина Нилова, Валентина Осколкова, Валентина Свиридова, Валерий Калачихин, Валерий Кравченко, Василиус Матушевас, Вацлав Шмидл, Вера Озерова, Виктор Коровкин, Виктор Михальчук, Виктор Скворцов, Виктор ТЮРИН, Вильяр Лоор, Виталий Зенович, Виталий Коваленко, Владимир Андреев, Владимир Астафьев, Владимир Беляев, Владимир Власов, Владимир Гайлит, Владимир Горбунов, Владимир Иванов, Владимир Кондра, Владимир Маликов, Владимир Мокрушев, Владимир Паткин, Владимир Питанов, Владимир Рыжов, Владимир Саввин, Владимир Ульянов, Владимир Харитонов, Владимир Чернышев, Владимир Шкурихин, Владимир Шнюков, Владимир Щагин, Владислав Шамшур, Волейбол на снегу, Всесоюзная секция волейбола, Всесоюзная спартакиада школьников, Всесоюзные юношеские соревнования по волейболу, Вячеслав Зайцев, Вячеслав Платонов, Вячеслав СУЧКОВ, Галина Волкова, Галина Димидкова, Галина Ельницкая, Галина Мячина, Геннадий Гайковой, Геннадий Паршин, Георгий Гафанович, Георгий Мондзолевский, Герман Смольянинов, Гиви Ахвледиани, Григорий Гранатуров, Гуннар Блумс, Даймацу Хирофуми, Динамо (Москва), Дмитрий Воскобойников, Дмитрий Носов, Драгомил Коуделка, Евгений АЛЕКСЕЕВ, Евгений Лапинский, Евгений Яковлев, Евира Михайлова-Герасименко, Елена Войт, Елизавета Никитичева, Ефим Чулак, Жанбек Саурамбаев, Женская сборная Белоруссии, Женская сборная СССР по волейболу, ЗВЕЗДА (Луганск), Зинаида Кузькина, Зинаида Смольянинова, Зоя Козлова, Иван Бугаенков, Иван Пряхин, Иван Тищенко, Игорь Шмидт, Инна Рыскаль, Ирина Беспалова, Ирина Кукушкина, Ирина Макагонова, Ирина Салихова, Ирина Седова, Ирина Юрова, Йозеф Мусил, Йозеф Смолка, Капитолина Федорова, Кодзимо Юкио, Константин Рева, Константин Травин, Крепление волейбольной сетки, ЛОКОМОТИВ (Киев), ЛОКОМОТИВ (Москва), Лариса Петренко, Лидия Болдырева, Лидия Логинова, Лидия Сачкова, Лидия Стрельникова, Лилия Каленик, Лилия Коновалова, Лирика Иванская, Любовь Евтушенко, Любовь Тюрина, Людмила Бокова, Людмила Булдакова, Людмила Гуреева, Людмила Макаркина, Людмила Макарова, Людмила Мещерякова, Людмила Чернышева, Людмила Щетинина, Марат Шаблыгин, Марита Катушева, Мария Чичинадзе, Марк Барский, Мелития Кононова, Милития Еремеева, Мирон Винер, Михаил Амалин, Михаил Крылов, Михаил Пименов, Михаил Сунгуров, Мужская сборная СССР по волейболу, Надежда Рагозина, Наталия Барсукова, Наталья Еремина, Наталья Разумова, Нелли Абрамова, Нелли Щербакова, Нефтяник (Баку), Николай Буробин, Николай Вуровин, Николай Карполь, Николай Михеев, Николай Триандофилиди, Нил Фасахов, Нина Смолеева, Нинель Луканина, Ничибо, Октай Агаев, Олег Антропов, Олег Молибога, Олег ЧЕХОВ, Ольга Вербова, Ольга Иванова, Ольга Соловова, Павел Романов, Павел Селиванов, Поль Либо, Радиотехник (Рига), Раймонд Вилде, Роза Салихова, Ростислав Калюжный, СПАРТАК (Ленинград), Светлана Лихолетова, Светлана Никишина, Семен Щербаков, Серафима Кундиренко, Сергей Абрамов, Сергей Аракчян, Сергей Гаврилов, Сергей Нефедов, Софья Горбунова, Спартак (Иркутск), Спартакиада народов РСФСР, Спартакиада народов СССР, Степан Спандарян, Тамара Азорская, Тамара Бубчикова, Тамара Пирогова, Тамара Тихонина, Татьяна Гонобоблева, Татьяна Поняева, Татьяна Родионова, Татьяна Савченко, Татьяна Сарычева, Тойво Томсон, Уралочка, ФИВБ, Федерация волейбола СССР, ЦДСА, ЦСК МО, ЦСКА, Эдуард Сибиряков, Эдуард Унгурс, Эллен Леонова, Эуген Белов, Юрий Арошидзе, Юрий Вейскоп, Юрий Венгеровский, Юрий Железняк, Юрий КЛЕЩЕВ, Юрий Поярков, Юрий Савченко, Юрий Соколов, Юрий Старунский, Юрий Фураев, Юрий Худяков, Юрий Чесноков, Юрий Щербаков, Юрис Асс, Ян Лабуцкас, Японская подача, азербайджанский волейбол, анализ волейбола, блок волейбол, блокирование в волейболе, всесоюзные студеченские игры, групповое блокирование, игра связующего, история волейбола, кинограмма, команда МАИ, комбинации в волейболе, комбинация Морита, мастер спорта по волейболу, навесной мяч, передача мяча в волейболе, периферическое зрение, планирующая подача, подача в волейболе, подводящие упражнения в волейболе, прием мяча в волейболе, приспособление волейбол, распасовщик в волейболе, сборная РСФСР, сборная СССР по волейболу, связующий игрок, судейство в волейболе, техника волейбола, техника передач мяча, тренировка волейбол, удар в волейболе, украинский волейбол, чемпионат СССР по волейболу, чемпионат мира по волейболу, чемпионат ссср по волейболу среди женщин, эстонский волейбол, юношеская комиссия Федерации волейбола СССР, юношеский волейбол, японский волейбол

Показать все теги

Популярное