Вариант Морита

Просмотров: 6235

Вариант Морита

 Комбинационная игра волейболистов прежде всего направлена на решение задачи дезориентировать соперников и вывести своего игрока на завершающий удар без противодействия блокирующих или против одиночного блока. Как этого достигают?

   Большинство наших клубных команд и сильнейших зарубежных сборных нападают тремя игроками передней линии, которым передачу для завершающего удара дает связующий, выходящий к сетке из глубины площадки. Соперники вынуждены считаться с каждым из трех бомбардиров и делить между ними свое внимание. Кому последует передача? Кого закрывать блоком?

   В свою очередь, каждый из нападающих обязан идти на завершающий удар и при этом не только продемонстрировать свое намерение атаковать через сетку, но и действительно быть готовым воспользоваться пасом связующего. Ведь при хорошо налаженной комбинационной игре во многих случаях связующий лишь в последнюю долю секунды решает, кому из партнеров направить мяч.

   Конечно, при нападении с помощью заранее обусловленных и отрепетированных комбинаций бомбардиры знают, кто из них поставит в атаке последнюю точку. Однако двое других игроков передней линии все равно не имеют права снижать активность. Они обязаны отвлекать внимание соперников и для этого решительно выходить к сетке и выпрыгивать, готовясь к нападающему удару. Успех комбинаций во многом зависит от естественности, правдоподобности этих отвлекающих действий.

   На фоне общекомандной комбинационной игры легче удаются парные взаимодействия игроков (нападающего и связующего) в сочетании с отвлекающими маневрами. Одно из таких взаимодействий показано на снимках. Его обычно называют «шуткой», а иногда вариантом Морита. По имени знаменитого японского волейболиста, который первым продемонстрировал этот эффективный финт. Морита выбегал к сетке в третьей зоне и, казалось, собирался провести быстрый удар с короткой передачи. Блокирующий выпрыгивал, а Морита немного медлил и, когда блокирующий начинал опускаться, атаковал поверх рук соперника.

   Вариант Морита мне впервые довелось увидеть в 1971 году в исполнении волейболистов ЦСКА. А через два года, перейдя из ростовской команды в московскую, я и сам отрепетировал этот финт во взаимодействии с нашим связующим Юрием Старунским.

   Идея хитроумными действиями переиграть блокирующего пришлась по душе

   нашим нападающим, и вскоре основной вариант Морита оброс множеством дополнительных штрихов — каждый из его исполнителей вносил что-то свое, индивидуальное. Мы со Старунским, к примеру, взаимодействовали следующим образом. Выбежав в третью зону и показав сопернику, что начинаю взлет вверх, я прыгал навстречу связующему, а он давал мне короткую передачу. Блокирующий не успевал уяснить, в каком месте над сеткой будет сделан атакующий удар.

 А, скажем, главный бомбардир сборной Болгарии Димитр Златанов успешно применял другой вариант парного взаимодействия. Он начинал разбег со второго номера по направлению к третьей зоне, но затем изменял путь и выходил к сетке за спиной связующего, откуда атаковал с невысокой передачи.

   Итак, взгляните на снимки.
 

МоритаМорита



   Начиная разбег (снимок 1), я не скрываю намерения атаковать. Наоборот, даже взглядом показываю сопернику, что внимательно слежу за мячом и готовлюсь к удару.

   Продвигаюсь ближе к сетке и начинаю замах руками назад, не спуская глаз с мяча (с н и м о к 2).

   Все готово для начала высокого прыжка (с н и м о к 3). Сейчас должны резко распрямиться ноги, широкий мах руками вперед и вверх поможет повыше взлететь над сеткой — пусть соперник думает, что начинается атака, и поднимается в воздух для блокирования. Ведь этого-то я, собственно, и добиваюсь.

   Но поверит ли соперник, что я буду решительно атаковать? Думаю, да. Он обязательно выпрыгнет над сеткой для постановки блока. Ведь в начале матча мы со Старунским провели несколько быстрых атак с низких передач. Соперник уже утвердился в мысли: не поставишь блок — проиграешь мяч. К тому же и связующий всем своим видом показывает, что собирается дать мне передачу на завершающий удар туда, где я готовлюсь к прыжку.

   Мяч почти касается рук Старунского (с н и м о к 4), и я заканчиваю финт. Моя дальнейшая задача — как можно быстрее приблизиться к партнеру и выполнить удар с невысокого паса.

   При начале разбега я выходил к сетке, слегка удаляясь от партнера. Теперь поворачиваюсь к Старунскому и делаю короткий быстрый шаг ему навстречу, уходя от блокирующего. Все повторяется еще раз — сгибаю ноги, делаю замах руками (с н и м о к 5), в общем, готовлюсь к прыжку, но уже для настоящей атаки.

   Старунский дает невысокий пас, примерно на метр выше сетки. Я взлетаю в воздух (с н и м о к 6), замахиваюсь для удара (с н и м о к 7) и хлестким движением руки направляю мяч в площадку соперников (снимок 8). Поскольку блокирующий остался в стороне, имею возможность бить резко и круто.

   А теперь несколько советов молодым игрокам, которые захотят освоить вариант Морита.

   Демонстрируя начало атаки, выходите к сетке стремительно, не оставляйте сопернику времени на раздумье. При вялой нерешительной подготовке соперник упредит ваши действия, как говорится, не клюнет на финт. Умело и четко взаимодействуйте со связующим. Подав ему условный сигнал о варианте парного взаимодействия, решительно выполняйте задуманное. Даже если связующий получит не очень удобную первую передачу, все равно надейтесь, что он сумеет обеспечить вас пасом для атакующего удара.

   Если вы относительно невысокого роста, то выпрыгивайте для нападающего удара изо всех сил. А если ваш рост достаточно высок, все усилия сосредоточьте на быстроте действий и атакуйте с низкой передачи.

   Максимально резко проводите концовку взаимодействия!

   Разучите несколько вариантов атаки с финтом. Тогда соперникам труднее будет разгадывать ваши замыслы и закрывать вас блоком. Мы со Старунским, например, по условленному сигналу — «Морита» — проводим либо финт японского мастера с обыгрыванием соперника по темпу, либо показанную на снимке «шутку» с обыгрыванием блокирующего и по темпу и по месту атаки. В обоих случаях Старунский пасует в одну и ту же точку над сеткой, а я или выхожу сразу на мяч, или после ложной подготовки к прыжку приближаюсь к партнеру и оказываюсь в нужном месте.

   Хочу в заключение подчеркнуть, что такие волейбольные маневры скорее принесут успех, если взаимодействующей паре помогают двое других игроков передней линии своими убедительными приготовлениями к атаке. Этим они отвлекают внимание блокирующих соперников.

 
Владимир КОНДРА,
мастер спорта международного класса

Волейбол СССР

  • Обратная связь

Советский волейбол

1927 волейбол, 1935 волейбол, 1937 волейбол, 1957 волейбол, 1958 волейбол, 1964 волейбол, 1968 волейбол, 1973 волейбол, 1975 волейбол, 1976 волейбол, 1978 волейбол, 1982 волейбол, 1988 волейбол, Александр Банов, Александр Белоногов, Александр Ермилов, Александр Кармановский, Александр Маментьев, Александр Портной, Александр Поташник, Александр Русанов, Александр Савин, Александр Таль, Александр Цимлов, Александра Чудина, Александра Шебанова, Алексей АФАНАСЬЕВ, Алексей Якушев, Алиса Галахова, Алиса Крашенинникова, Анастасия Долинская, Анатолий Закржевскии, Анатолий Полищук, Анатолий Седов, Анатолий Чинилин, Анатолий Эйнгорн, Андрей Ивойлов, Анри Ожар, Антонина Моисеева, Антонина Рыжова, Антонина Яшина, БУРЕВЕСТНИК (Алма-Ата), БУРЕВЕСТНИК (Одесса), БУРЕВЕСТНИК (Харьков), Борис ЛЕОНОВ, Борис Ломоносов, Борис Нольде, Борис Сторожевский, Борис Терещук, Важа Качарава, Валентин Кравченко, Валентин Полянский, Валентин Салин, Валентин Филиппов, Валентин Хохлов, Валентина Виноградова, Валентина Макарова, Валентина Мишак, Валентина Нилова, Валентина Осколкова, Валентина Свиридова, Валерий Калачихин, Валерий Кравченко, Вацлав Шмидл, Веема Айстере, Виктор Коровкин, Виктор Михальчук, Виктор ТЮРИН, Вильям Морган, Вильяр Лоор, Виталий Зенович, Виталий Коваленко, Владимир Андреев, Владимир Артамонов, Владимир Астафьев, Владимир Беляев, Владимир Власов, Владимир Гайлит, Владимир Горбунов, Владимир Иванов, Владимир Китаев, Владимир Кондра, Владимир Мокрушев, Владимир Мокрушов, Владимир Паткин, Владимир Рыжов, Владимир Саввин, Владимир Ульянов, Владимир Харитонов, Владимир Хорин, Владимир Чернышев, Владимир Шкурихин, Владимир Шнюков, Владимир Щагин, Владимир Щербаков, Владислав Шамшур, Всесоюзная коллегия судей по волейболу, Всесоюзная секция волейбола, Всесоюзная спартакиада школьников, Всесоюзные юношеские соревнования по волейболу, Вячеслав Зайцев, Вячеслав Платонов, Вячеслав СУЧКОВ, Вячеслав Фокин, ГДР, Галина Димидкова, Галина Ельницкая, Геннадий Гайковой, Георгий Гафанович, Георгий Мондзолевский, Герман Смольянинов, Гиви Ахвледиани, Григорий Гранатуров, Даймацу Хирофуми, Динамо (Москва), Дмитрий Воскобойников, Драгомил Коуделка, Евгений АЛЕКСЕЕВ, Евгений Лапинский, Евгений Северов, Евгений Яковлев, Елена Войт, Елена Потапова, Ефим Чулак, Жанбек Саурамбаев, Женская сборная СССР по волейболу, ЗВЕЗДА (Луганск), Зинаида Смольянинова, Золотое правило волейбола, Зоя Козлова, Иван Бугаенков, Иван Тищенко, Игорь Вишмид, Инна Рыскаль, Ирина Калининская, Ирина Кириллова, Ирина Макагонова, Ирина Пархомчук, Ирина Салихова, Ирина Юрова, Йозеф Смолка, Капитолина Федорова, Кира Горбачева, Константин Рева, Крепление волейбольной сетки, Кубок европейских чемпионок, ЛДО, ЛОКОМОТИВ (Киев), ЛОКОМОТИВ (Москва), Леонид Тищенко, Лидия Болдырева, Лидия Логинова, Лидия Охриц, Лидия Сачкова, Лидия Стрельникова, Лилия Каленик, Лилия Коновалова, Лирика Иванская, Любовь Евтушенко, Любовь Тюрина, Людмила Булдакова, Людмила Валентович, Людмила Гуреева, Людмила Мещерякова, Людмила Михайлова, Людмила Чернышева, Людмила Щетинина, Марат Шаблыгин, Марита Катушева, Мария Чичинадзе, Марк Барский, Мелития Кононова, Милития Еремеева, Мирон Винер, Михаил Амалин, Михаил Кочержинский, Михаил Крылов, Михаил Пименов, Михаил Сунгуров, Мужская сборная СССР по волейболу, Надежда Рагозина, Надежда Радзевич, Наталья Еремина, Наталья Морозова, Нелли Абрамова, Нелли Щербакова, Нефтяник (Баку), Николай Буробин, Николай Вуровин, Николай Герасимов, Николай Карполь, Николай Михеев, Нил Фасахов, Нина Козлова, Нина Смолеева, Нинель Луканина, Ничибо, Октай Агаев, Олег Антропов, Олег Молибога, Олег ЧЕХОВ, Ольга Иванова, Ольга Кривошеева, Ольга Соловова, Павел Селиванов, Павел Шенк, Петр Коп, Поль Либо, Порфирий Воронин, Пээт Райг, Радиотехник (Рига), Регина Моталикова, Роза Салихова, СПАРТАК (Ленинград), Светлана Никишина, Семен Щербаков, Серафима Кундиренко, Сергей Абрамов, Сергей Аракчян, Сергей Гаврилов, Сергей Нефедов, Сергей Филатов, Сергей Филиппов, Софья Горбунова, Спартак (Иркутск), Спартакиада народов РСФСР, Спартакиада народов СССР, Тамара Бубчикова, Тамара Пирогова, Тамара Тихонина, Татьяна Поняева, Татьяна Родионова, Татьяна Сарычева, Татьяна Третьякова, Татьяна Уткина, Тойво Томсон, Тренажер волейбольный, Уралочка, ФИВБ, Федерация волейбола СССР, Фуат Косимов, ЦСК МО, ЦСКА, Чемпионат СССР по волейболу среди мужчин, Эдуард Сибиряков, Эдуард Унгурс, Эллен Леонова, Эуген Белов, Юлия Бутенко, Юрий Арошидзе, Юрий Железняк, Юрий КЛЕЩЕВ, Юрий Поярков, Юрий Савченко, Юрий Соколов, Юрий Старунский, Юрий Фураев, Юрий Худяков, Юрий Чесноков, Юрий Щербаков, Юрис Асс, Ян Лабуцкас, Японская подача, анализ волейбола, блок волейбол, блокирование в волейболе, волейбольные фразы, всесоюзные студеченские игры, защита в волейболе, игра связующего, история волейбола, казахский волейбол, кинограмма, команда МАИ, комбинации в волейболе, комбинация Морита, мастер спорта по волейболу, молодежная сборная СССР, передача мяча в волейболе, периферическое зрение, планирующая подача, подача в волейболе, прием мяча в волейболе, распасовщик в волейболе, сборная РСФСР, сборная СССР по волейболу, сборная волейболистов Украины, связующий игрок, студенческая женская сборная СССР, судейство в волейболе, техника волейбола, тренировка волейбол, удар в волейболе, упражнения для волейбола, чемпионат СССР по волейболу, чемпионат мира по волейболу, чемпионат ссср по волейболу среди женщин, эстонский волейбол, юношеский волейбол, японский волейбол

Показать все теги

Популярное