Вариант Морита
Просмотров: 4186
Вариант Морита
Комбинационная игра волейболистов прежде всего направлена на решение задачи дезориентировать соперников и вывести своего игрока на завершающий удар без противодействия блокирующих или против одиночного блока. Как этого достигают?
Большинство наших клубных команд и сильнейших зарубежных сборных нападают тремя игроками передней линии, которым передачу для завершающего удара дает связующий, выходящий к сетке из глубины площадки. Соперники вынуждены считаться с каждым из трех бомбардиров и делить между ними свое внимание. Кому последует передача? Кого закрывать блоком?
В свою очередь, каждый из нападающих обязан идти на завершающий удар и при этом не только продемонстрировать свое намерение атаковать через сетку, но и действительно быть готовым воспользоваться пасом связующего. Ведь при хорошо налаженной комбинационной игре во многих случаях связующий лишь в последнюю долю секунды решает, кому из партнеров направить мяч.
Конечно, при нападении с помощью заранее обусловленных и отрепетированных комбинаций бомбардиры знают, кто из них поставит в атаке последнюю точку. Однако двое других игроков передней линии все равно не имеют права снижать активность. Они обязаны отвлекать внимание соперников и для этого решительно выходить к сетке и выпрыгивать, готовясь к нападающему удару. Успех комбинаций во многом зависит от естественности, правдоподобности этих отвлекающих действий.
На фоне общекомандной комбинационной игры легче удаются парные взаимодействия игроков (нападающего и связующего) в сочетании с отвлекающими маневрами. Одно из таких взаимодействий показано на снимках. Его обычно называют «шуткой», а иногда вариантом Морита. По имени знаменитого японского волейболиста, который первым продемонстрировал этот эффективный финт. Морита выбегал к сетке в третьей зоне и, казалось, собирался провести быстрый удар с короткой передачи. Блокирующий выпрыгивал, а Морита немного медлил и, когда блокирующий начинал опускаться, атаковал поверх рук соперника.
Вариант Морита мне впервые довелось увидеть в 1971 году в исполнении волейболистов ЦСКА. А через два года, перейдя из ростовской команды в московскую, я и сам отрепетировал этот финт во взаимодействии с нашим связующим Юрием Старунским.
Идея хитроумными действиями переиграть блокирующего пришлась по душе
нашим нападающим, и вскоре основной вариант Морита оброс множеством дополнительных штрихов — каждый из его исполнителей вносил что-то свое, индивидуальное. Мы со Старунским, к примеру, взаимодействовали следующим образом. Выбежав в третью зону и показав сопернику, что начинаю взлет вверх, я прыгал навстречу связующему, а он давал мне короткую передачу. Блокирующий не успевал уяснить, в каком месте над сеткой будет сделан атакующий удар.
А, скажем, главный бомбардир сборной Болгарии Димитр Златанов успешно применял другой вариант парного взаимодействия. Он начинал разбег со второго номера по направлению к третьей зоне, но затем изменял путь и выходил к сетке за спиной связующего, откуда атаковал с невысокой передачи.
Итак, взгляните на снимки.
Большинство наших клубных команд и сильнейших зарубежных сборных нападают тремя игроками передней линии, которым передачу для завершающего удара дает связующий, выходящий к сетке из глубины площадки. Соперники вынуждены считаться с каждым из трех бомбардиров и делить между ними свое внимание. Кому последует передача? Кого закрывать блоком?
В свою очередь, каждый из нападающих обязан идти на завершающий удар и при этом не только продемонстрировать свое намерение атаковать через сетку, но и действительно быть готовым воспользоваться пасом связующего. Ведь при хорошо налаженной комбинационной игре во многих случаях связующий лишь в последнюю долю секунды решает, кому из партнеров направить мяч.
Конечно, при нападении с помощью заранее обусловленных и отрепетированных комбинаций бомбардиры знают, кто из них поставит в атаке последнюю точку. Однако двое других игроков передней линии все равно не имеют права снижать активность. Они обязаны отвлекать внимание соперников и для этого решительно выходить к сетке и выпрыгивать, готовясь к нападающему удару. Успех комбинаций во многом зависит от естественности, правдоподобности этих отвлекающих действий.
На фоне общекомандной комбинационной игры легче удаются парные взаимодействия игроков (нападающего и связующего) в сочетании с отвлекающими маневрами. Одно из таких взаимодействий показано на снимках. Его обычно называют «шуткой», а иногда вариантом Морита. По имени знаменитого японского волейболиста, который первым продемонстрировал этот эффективный финт. Морита выбегал к сетке в третьей зоне и, казалось, собирался провести быстрый удар с короткой передачи. Блокирующий выпрыгивал, а Морита немного медлил и, когда блокирующий начинал опускаться, атаковал поверх рук соперника.
Вариант Морита мне впервые довелось увидеть в 1971 году в исполнении волейболистов ЦСКА. А через два года, перейдя из ростовской команды в московскую, я и сам отрепетировал этот финт во взаимодействии с нашим связующим Юрием Старунским.
Идея хитроумными действиями переиграть блокирующего пришлась по душе
нашим нападающим, и вскоре основной вариант Морита оброс множеством дополнительных штрихов — каждый из его исполнителей вносил что-то свое, индивидуальное. Мы со Старунским, к примеру, взаимодействовали следующим образом. Выбежав в третью зону и показав сопернику, что начинаю взлет вверх, я прыгал навстречу связующему, а он давал мне короткую передачу. Блокирующий не успевал уяснить, в каком месте над сеткой будет сделан атакующий удар.
А, скажем, главный бомбардир сборной Болгарии Димитр Златанов успешно применял другой вариант парного взаимодействия. Он начинал разбег со второго номера по направлению к третьей зоне, но затем изменял путь и выходил к сетке за спиной связующего, откуда атаковал с невысокой передачи.
Итак, взгляните на снимки.
Начиная разбег (снимок 1), я не скрываю намерения атаковать. Наоборот, даже взглядом показываю сопернику, что внимательно слежу за мячом и готовлюсь к удару.
Продвигаюсь ближе к сетке и начинаю замах руками назад, не спуская глаз с мяча (с н и м о к 2).
Все готово для начала высокого прыжка (с н и м о к 3). Сейчас должны резко распрямиться ноги, широкий мах руками вперед и вверх поможет повыше взлететь над сеткой — пусть соперник думает, что начинается атака, и поднимается в воздух для блокирования. Ведь этого-то я, собственно, и добиваюсь.
Но поверит ли соперник, что я буду решительно атаковать? Думаю, да. Он обязательно выпрыгнет над сеткой для постановки блока. Ведь в начале матча мы со Старунским провели несколько быстрых атак с низких передач. Соперник уже утвердился в мысли: не поставишь блок — проиграешь мяч. К тому же и связующий всем своим видом показывает, что собирается дать мне передачу на завершающий удар туда, где я готовлюсь к прыжку.
Мяч почти касается рук Старунского (с н и м о к 4), и я заканчиваю финт. Моя дальнейшая задача — как можно быстрее приблизиться к партнеру и выполнить удар с невысокого паса.
При начале разбега я выходил к сетке, слегка удаляясь от партнера. Теперь поворачиваюсь к Старунскому и делаю короткий быстрый шаг ему навстречу, уходя от блокирующего. Все повторяется еще раз — сгибаю ноги, делаю замах руками (с н и м о к 5), в общем, готовлюсь к прыжку, но уже для настоящей атаки.
Старунский дает невысокий пас, примерно на метр выше сетки. Я взлетаю в воздух (с н и м о к 6), замахиваюсь для удара (с н и м о к 7) и хлестким движением руки направляю мяч в площадку соперников (снимок 8). Поскольку блокирующий остался в стороне, имею возможность бить резко и круто.
А теперь несколько советов молодым игрокам, которые захотят освоить вариант Морита.
Демонстрируя начало атаки, выходите к сетке стремительно, не оставляйте сопернику времени на раздумье. При вялой нерешительной подготовке соперник упредит ваши действия, как говорится, не клюнет на финт. Умело и четко взаимодействуйте со связующим. Подав ему условный сигнал о варианте парного взаимодействия, решительно выполняйте задуманное. Даже если связующий получит не очень удобную первую передачу, все равно надейтесь, что он сумеет обеспечить вас пасом для атакующего удара.
Если вы относительно невысокого роста, то выпрыгивайте для нападающего удара изо всех сил. А если ваш рост достаточно высок, все усилия сосредоточьте на быстроте действий и атакуйте с низкой передачи.
Максимально резко проводите концовку взаимодействия!
Разучите несколько вариантов атаки с финтом. Тогда соперникам труднее будет разгадывать ваши замыслы и закрывать вас блоком. Мы со Старунским, например, по условленному сигналу — «Морита» — проводим либо финт японского мастера с обыгрыванием соперника по темпу, либо показанную на снимке «шутку» с обыгрыванием блокирующего и по темпу и по месту атаки. В обоих случаях Старунский пасует в одну и ту же точку над сеткой, а я или выхожу сразу на мяч, или после ложной подготовки к прыжку приближаюсь к партнеру и оказываюсь в нужном месте.
Хочу в заключение подчеркнуть, что такие волейбольные маневры скорее принесут успех, если взаимодействующей паре помогают двое других игроков передней линии своими убедительными приготовлениями к атаке. Этим они отвлекают внимание блокирующих соперников.
Владимир КОНДРА,
мастер спорта международного класса
мастер спорта международного класса