Вариант Морита

Просмотров: 3236

Вариант Морита

 Комбинационная игра волейболистов прежде всего направлена на решение задачи дезориентировать соперников и вывести своего игрока на завершающий удар без противодействия блокирующих или против одиночного блока. Как этого достигают?

   Большинство наших клубных команд и сильнейших зарубежных сборных нападают тремя игроками передней линии, которым передачу для завершающего удара дает связующий, выходящий к сетке из глубины площадки. Соперники вынуждены считаться с каждым из трех бомбардиров и делить между ними свое внимание. Кому последует передача? Кого закрывать блоком?

   В свою очередь, каждый из нападающих обязан идти на завершающий удар и при этом не только продемонстрировать свое намерение атаковать через сетку, но и действительно быть готовым воспользоваться пасом связующего. Ведь при хорошо налаженной комбинационной игре во многих случаях связующий лишь в последнюю долю секунды решает, кому из партнеров направить мяч.

   Конечно, при нападении с помощью заранее обусловленных и отрепетированных комбинаций бомбардиры знают, кто из них поставит в атаке последнюю точку. Однако двое других игроков передней линии все равно не имеют права снижать активность. Они обязаны отвлекать внимание соперников и для этого решительно выходить к сетке и выпрыгивать, готовясь к нападающему удару. Успех комбинаций во многом зависит от естественности, правдоподобности этих отвлекающих действий.

   На фоне общекомандной комбинационной игры легче удаются парные взаимодействия игроков (нападающего и связующего) в сочетании с отвлекающими маневрами. Одно из таких взаимодействий показано на снимках. Его обычно называют «шуткой», а иногда вариантом Морита. По имени знаменитого японского волейболиста, который первым продемонстрировал этот эффективный финт. Морита выбегал к сетке в третьей зоне и, казалось, собирался провести быстрый удар с короткой передачи. Блокирующий выпрыгивал, а Морита немного медлил и, когда блокирующий начинал опускаться, атаковал поверх рук соперника.

   Вариант Морита мне впервые довелось увидеть в 1971 году в исполнении волейболистов ЦСКА. А через два года, перейдя из ростовской команды в московскую, я и сам отрепетировал этот финт во взаимодействии с нашим связующим Юрием Старунским.

   Идея хитроумными действиями переиграть блокирующего пришлась по душе

   нашим нападающим, и вскоре основной вариант Морита оброс множеством дополнительных штрихов — каждый из его исполнителей вносил что-то свое, индивидуальное. Мы со Старунским, к примеру, взаимодействовали следующим образом. Выбежав в третью зону и показав сопернику, что начинаю взлет вверх, я прыгал навстречу связующему, а он давал мне короткую передачу. Блокирующий не успевал уяснить, в каком месте над сеткой будет сделан атакующий удар.

 А, скажем, главный бомбардир сборной Болгарии Димитр Златанов успешно применял другой вариант парного взаимодействия. Он начинал разбег со второго номера по направлению к третьей зоне, но затем изменял путь и выходил к сетке за спиной связующего, откуда атаковал с невысокой передачи.

   Итак, взгляните на снимки.
 

МоритаМорита



   Начиная разбег (снимок 1), я не скрываю намерения атаковать. Наоборот, даже взглядом показываю сопернику, что внимательно слежу за мячом и готовлюсь к удару.

   Продвигаюсь ближе к сетке и начинаю замах руками назад, не спуская глаз с мяча (с н и м о к 2).

   Все готово для начала высокого прыжка (с н и м о к 3). Сейчас должны резко распрямиться ноги, широкий мах руками вперед и вверх поможет повыше взлететь над сеткой — пусть соперник думает, что начинается атака, и поднимается в воздух для блокирования. Ведь этого-то я, собственно, и добиваюсь.

   Но поверит ли соперник, что я буду решительно атаковать? Думаю, да. Он обязательно выпрыгнет над сеткой для постановки блока. Ведь в начале матча мы со Старунским провели несколько быстрых атак с низких передач. Соперник уже утвердился в мысли: не поставишь блок — проиграешь мяч. К тому же и связующий всем своим видом показывает, что собирается дать мне передачу на завершающий удар туда, где я готовлюсь к прыжку.

   Мяч почти касается рук Старунского (с н и м о к 4), и я заканчиваю финт. Моя дальнейшая задача — как можно быстрее приблизиться к партнеру и выполнить удар с невысокого паса.

   При начале разбега я выходил к сетке, слегка удаляясь от партнера. Теперь поворачиваюсь к Старунскому и делаю короткий быстрый шаг ему навстречу, уходя от блокирующего. Все повторяется еще раз — сгибаю ноги, делаю замах руками (с н и м о к 5), в общем, готовлюсь к прыжку, но уже для настоящей атаки.

   Старунский дает невысокий пас, примерно на метр выше сетки. Я взлетаю в воздух (с н и м о к 6), замахиваюсь для удара (с н и м о к 7) и хлестким движением руки направляю мяч в площадку соперников (снимок 8). Поскольку блокирующий остался в стороне, имею возможность бить резко и круто.

   А теперь несколько советов молодым игрокам, которые захотят освоить вариант Морита.

   Демонстрируя начало атаки, выходите к сетке стремительно, не оставляйте сопернику времени на раздумье. При вялой нерешительной подготовке соперник упредит ваши действия, как говорится, не клюнет на финт. Умело и четко взаимодействуйте со связующим. Подав ему условный сигнал о варианте парного взаимодействия, решительно выполняйте задуманное. Даже если связующий получит не очень удобную первую передачу, все равно надейтесь, что он сумеет обеспечить вас пасом для атакующего удара.

   Если вы относительно невысокого роста, то выпрыгивайте для нападающего удара изо всех сил. А если ваш рост достаточно высок, все усилия сосредоточьте на быстроте действий и атакуйте с низкой передачи.

   Максимально резко проводите концовку взаимодействия!

   Разучите несколько вариантов атаки с финтом. Тогда соперникам труднее будет разгадывать ваши замыслы и закрывать вас блоком. Мы со Старунским, например, по условленному сигналу — «Морита» — проводим либо финт японского мастера с обыгрыванием соперника по темпу, либо показанную на снимке «шутку» с обыгрыванием блокирующего и по темпу и по месту атаки. В обоих случаях Старунский пасует в одну и ту же точку над сеткой, а я или выхожу сразу на мяч, или после ложной подготовки к прыжку приближаюсь к партнеру и оказываюсь в нужном месте.

   Хочу в заключение подчеркнуть, что такие волейбольные маневры скорее принесут успех, если взаимодействующей паре помогают двое других игроков передней линии своими убедительными приготовлениями к атаке. Этим они отвлекают внимание блокирующих соперников.

 
Владимир КОНДРА,
мастер спорта международного класса

Волейбол СССР

  • Обратная связь

Советский волейбол

1927 волейбол, 1935 волейбол, 1937 волейбол, 1957 волейбол, 1958 волейбол, 1964 волейбол, 1968 волейбол, 1975 волейбол, 1976 волейбол, 1978 волейбол, 1982 волейбол, 1988 волейбол, Александр Банов, Александр Белоногов, Александр Ермилов, Александр Кармановский, Александр Маментьев, Александр Портной, Александр Поташник, Александр Русанов, Александр Савин, Александр Таль, Александр Цимлов, Александра Чудина, Александра Шебанова, Алексей АФАНАСЬЕВ, Алексей Якушев, Алиса Галахова, Алиса Крашенинникова, Анастасия Долинская, Анатолий Закржевскии, Анатолий Полищук, Анатолий Седов, Анатолий Чинилин, Анатолий Эйнгорн, Андрей Ивойлов, Анри Ожар, Антонина Моисеева, Антонина Рыжова, Антонина Яшина, БУРЕВЕСТНИК (Алма-Ата), БУРЕВЕСТНИК (Одесса), БУРЕВЕСТНИК (Харьков), Борис ЛЕОНОВ, Борис Ломоносов, Борис Нольде, Борис Терещук, Важа Качарава, Валентин Кравченко, Валентин Полянский, Валентин Салин, Валентин Филиппов, Валентин Хохлов, Валентина Виноградова, Валентина Макарова, Валентина Мишак, Валентина Нилова, Валентина Осколкова, Валентина Свиридова, Валерий Калачихин, Валерий Кравченко, Вацлав Шмидл, Веема Айстере, Виктор Михальчук, Виктор ТЮРИН, Вильям Морган, Вильяр Лоор, Виталий Зенович, Виталий Коваленко, Владимир Андреев, Владимир Артамонов, Владимир Астафьев, Владимир Беляев, Владимир Власов, Владимир Гайлит, Владимир Горбунов, Владимир Иванов, Владимир Китаев, Владимир Кондра, Владимир Мокрушев, Владимир Мокрушов, Владимир Паткин, Владимир Саввин, Владимир Томашевский, Владимир Ульянов, Владимир Чернышев, Владимир Шкурихин, Владимир Шнюков, Владимир Щагин, Владимир Щербаков, Владислав Перцов, Владислав Шамшур, Всесоюзная коллегия судей по волейболу, Всесоюзная секция волейбола, Всесоюзная спартакиада школьников, Всесоюзные юношеские соревнования по волейболу, Вячеслав Зайцев, Вячеслав Платонов, Вячеслав СУЧКОВ, Вячеслав Фокин, Галина Ахматова, Галина Ельницкая, Галина Козлова, Геннадий Гайковой, Геннадий Гончаров, Георгий Гафанович, Георгий Мондзолевский, Георгий Мондзолевский. Семен Щербаков, Герман Смольянинов, Гиви Ахвледиани, Григорий Гранатуров, Григорий Цадыкович, Даймацу Хирофуми, Динамо (Москва), Дмитрий Воскобойников, Евгений АЛЕКСЕЕВ, Евгений Горбачев, Евгений Лапинский, Евгений Яковлев, Евгения Назаренко, Елена Потапова, Елена Чебукина, Ефим Чулак, Жанбек Саурамбаев, Жанбек Сауранбаев, Женская сборная СССР по волейболу, ЗВЕЗДА (Луганск), Зинаида Смольянинова, Золотое правило волейбола, Зоя Козлова, Иван Бугаенков, Иван Тищенко, Игорь Вишмид, Игорь Гуняев, Инна Рыскаль, Ираклий Ахобадзе, Ирина Кириллова, Ирина Колодяжная, Ирина Пархомчук, Ирина Ризен, Ирина Салихова, Йозеф Лабуда, КАЛЕВ (Таллин), Капитолина Федорова, Кира Горбачева, Клавдия Топчиева, Константин Рева, Кубок СССР по волейболу, Кубок европейских чемпионок, ЛОКОМОТИВ (Киев), ЛОКОМОТИВ (Москва), Леонид Тищенко, Леонид Щербаков, Лидия Болдырева, Лидия Логинова, Лидия Охриц, Лидия Сачкова, Лидия Стрельникова, Лилия Каленик, Лирика Иванская, Лия Каленик, Любовь Евтушенко, Любовь Тимофеева, Любовь Тюрина, Людмила Булдакова, Людмила Валентович, Людмила Гуреева, Людмила Мещерякова, Людмила Михайлова, Людмила Перевертова, Людмила Чернышева, Марат Шаблыгин, Марита Катушева, Мария Чичинадзе, Марк Барский, Мелития Кононова, Милития Еремеева, Мирон Винер, Михаил Амалин, Михаил Кочержинский, Михаил Крылов, Михаил Пименов, Михаил Сунгуров, Мужская сборная СССР по волейболу, Надежда Рогозина, Наталья Морозова, Наталья Пшеничникова, Нелли Абрамова, Нелли Щербакова, Нефтяник (Баку), Николай Арунов, Николай Буробин, Николай Герасимов, Николай Карполь, Николай Михеев, Нил Фасахов, Нина Козлова, Нина Мурадян, Нина Смолеева, Ничибо, Октай Агаев, Олег Антропов, Олег ЧЕХОВ, Олимпийский волейбол, Ольга Лещенко, Ольга Соловова, Павел Селиванов, Павел Шенк, Поль Либо, Порфирий Воронин, Радиотехник (Рига), Раиса Кошелева, Регина Моталикова, Роза Салихова, СПАРТАК (Ленинград), Святослав Валицкий, Семен Щербаков, Серафима Кундиренко, Сергей Аракчян, Сергей Буча, Сергей Гаврилов, Сергей Нефедов, Сергей Филиппов, Скайдрите Вегнере, Софья Горбунова, Спартакиада народов РСФСР, Спартакиада народов СССР, Такако Сираи, Тамара Пирогова, Тамара Самбурская, Тамара Тихонина, Татьяна Поняева, Татьяна Родионова, Татьяна Рощина, Татьяна Уткина, Тренажер волейбольный, Уралочка, Федерация волейбола РСФСР, Федерация волейбола СССР, Фуат Косимов, Фукунака Сашине, ЦСК МО, ЦСКА, Чемпионат СССР по волейболу среди мужчин, Эдуард Сибиряков, Эдуард Унгурс, Эллен Леонова, Эмиль Крепкер, Эуген Белов, Юниорская сборная СССР по волейболу, Юрий Арошидзе, Юрий Багон, Юрий Железняк, Юрий КЛЕЩЕВ, Юрий Недолинский, Юрий Поярков, Юрий Савченко, Юрий Соколов, Юрий Сотский, Юрий Старунский, Юрий Фураев, Юрий Худяков, Юрий Чесноков, Юрий Щербаков, Юрис Асс, Японская подача, анализ волейбола, блок волейбол, блокирование в волейболе, игра связующего, история волейбола, капитан команды Антонина Рыжова, кинограмма, команда МАИ, комбинации в волейболе, комбинация Морита, мастер спорта по волейболу, молодежная сборная СССР, одиночное блокирование, пас в волейболе, передача мяча в волейболе, периферическое зрение, планирующая подача, подача в волейболе, правила волейбола, прием мяча в волейболе, сборная РСФСР, сборная СССР по волейболу, связующий игрок, судейство в волейболе, техника волейбола, тренировка волейбол, удар в волейболе, чемпионат СССР по волейболу, чемпионат мира по волейболу, чемпионат ссср по волейболу среди женщин, чехословакии волейбол, эстонский волейбол, юмор волейбол, японский волейбол

Показать все теги

Популярное