Владимир Гайлит

Просмотров: 2667
   Владимир Гайлит — пятикратный чемпион Советского Союза, двукратный чемпион Европы и чемпион мира. Один из немногих игроков, успешно сочетавших два на первый взгляд диаметрально противоположных амплуа: пасующего и основного нападающего. Он умело действовал и у сетки, и на задней линии. На различных турнирах Гайлит не раз отмечался как лучший пасующий и как сильнейший мастер атаки.
 

 Владимир Гайлит

 взгляд не со стороны
 
 
Я много лет играл в волейбол. Выступал в ЦСКА вместе с такими великолепными мастерами, как Константин Рева, Владимир Саввин, Сергей Нефедов, Мирон Винер. И поныне волейбол — моя большая любовь. Хожу на турниры, встречаюсь со своими друзьями, беседую с молодыми.

   Может быть, не все, что я выскажу, бесспорно. Но в товарищеском споре рождается истина. Главное — помочь дальнейшему развитию любимой игры.

   Не раз мы становились свидетелями грустных метаморфоз. Уходят из коллектива прославленные ветераны, и тут же меняется игровой почерк команды Увы, не в лучшую сторону. Как результат — снижение турнирных показателей. Объяснение простое — в команде не оказалось равноценной замены. Примеров этому множество. А вот, пожалуй, наиболее разительный. После того как в 1954 году в московском «Динамо» закончили играть В. Щагин, А. Якушев и В. Китаев, этот клуб, хоть и прошло много лет, так и не смог вернуться на лидирующие позиции.

   Смена поколений — довольно болезненный для каждой команды процесс. Только вряд ли оправданно считать это такой уж непреодолимой сложностью и обязательно связывать со снижением результатов команды. Между тем для многих тренеров смена поколений представляется своего рода бедствием.

   Было время, когда о предстоящей смене поколений в волейболе у нас только говорили, но конкретно к ней не готовились. Сборная страны в те уже далекие годы формировалась по принципу только сильнейшие, независимо от возраста. В этом принципе не было бы ничего плохого, если бы одновременно готовилась достойная замена. Но во взрослых командах молодым волейболистам тогда не находилось места, а широкая сеть юниорских и молодежных коллективов еще не была налажена.

   Помню, как после триумфа на чемпионате мира 1952 года сборную страны покинули несколько ведущих игроков и у команды началась полоса неудач. Тогда-то у нас и решили наконец взяться за планомерную подготовку резервов. Наряду с сильнейшими в командах появились и перспективные, т. е. те волейболисты, которые еще отставали в мастерстве от уровня ветеранов, но в недалеком будущем должны были догнать и даже превзойти их. На первый взгляд казалось, что проблема решена. Собирается, скажем, уходить ветеран, а на замену ему уже подготовлен молодой дублер.

   Помню, как пришли к нам в ЦСКА молодые Юрий Чесноков и Виталий Коваленко. Спортсмены они были безусловно даровитые, но в основной состав их ставить не спешили. Ветераны играли сильнее. Скажем, Коваленко готовился на место Гиви Ахвледиани. Случалось, что Виталий подменял опытйого мастера не в очень ответственных встречах. Но прочно Коваленко встал на площадку только тогда, когда стало ясно, что он ни в чем не уступает старшему товарищу. Думаю, что именно так Должна происходить смена поколений. Обновлять коллектив, не снижая его боеспособности. Жаль только, что таких Примеров гибкого решения сложной проблемы не так уж много.

   Есть способные молодые волейболисты. Пополнение регулярно приходит в команды. Но дело в том, что наставники команд не всегда умело управляют таким сложным процессом, как смена поколений. Не все тренеры правильно определяют роль «сильнейших» и «перспективных» игроков в своих коллективах, зачастую подменяя одно понятие другим. При этом они не отдают себе отчет в том, как дорого обходится малейшее нарушение в процессе обновления команд. Подчас искусственно подталкивают естественный ход событий, а все печальные последствия объясняют непреодолимыми трудностями, вызываемыми сменой поколений в команде.

   Зачастую молодого волейболиста ставят на место более старшего по возрасту не потому, что новобранец обогнал его в мастерстве, а для того, чтобы тренер мог сказать, что он действует «в духе времени» и его команда «самая молодая». И, что греха таить, некоторые наставники пытаются «списать» за счет омоложения коллектива досадные неудачи на турнирах.

   Шестое место мужской сборной СССР на мировом первенстве 1970 года —  последствие необдуманного омоложения команды. Так сказать, омоложение в «пожарном порядке».

   Обидно, когда сохраняющий боевую форму опытный игрок искусственно оттесняется на второй план. Но еще обиднее, когда у занявшего его место молодого дебютанта вырабатывается безразличное отношение на повторяющиеся неудачи: «Ничего, я еще только учусь, у меня все впереди». Сторонники подобной практики объясняют появление на площадке недостаточно подготовленного молодого спортсмена желанием помочь ему скорее почувствовать уверенность в себе. Бывают случаи, когда такой игрок на удивление всем быстро освоится на новом месте и, как говорится, резко пойдет в гору. Но, к сожалению, гораздо чаще происходит обратное: непосильная ответственность отрицательно сказывается на дальнейшей спортивной судьбе новичка.

   Совсем недавно любителей волейбола огорчило неудачное выступление женской сборной страны на Кубке мира, где наши девушки заняли последнее место. Поражение оправдывали необходимостью проверить в сложной обстановке как можно больше молодых перспективных волейболисток. Что ж, время покажет, пошло ли это на пользу спортсменкам. Но, по-моему, не так надо опробовать резервы. Слишком уж эта проверка напоминала ситуацию, когда не умеющих плавать кидают в воду и хладнокровно ждут, кто выплывет, а кто утонет. У пер-спехщрного волейболиста гораздо больше шансов вырасти в настоящего мастера при более внимательном, чутком и в то же время взыскательном к нему отношении.

   Теперь об индивидуальном почерке волейболиста. Когда речь идет о лучших игроках за всю многолетнюю историю волейбола, мы кроме высокого мастерства всегда отмечаем их неповторимую игровую индивидуальность, самобытность. Все они принесли в волейбол что-то свое, отличное от других. Очень умело, но в то же время по-разному выполняли всевозможные технические приемы. И делэ(ти это не совсем обычно, не стандарта?. Скажем, Дмитрий Федоров, отменный мастер атаки, выпрыгивал на удар не «по-волейбольному» — с двух, а как в баскетболе с одной ноги. Владимир Саввин атаковал и с левой и правой руки нераспространенным теперь способом удара — «крюком». Константин Рева — игрок редкостного дарования — владел практически всем арсеналом нападающих ударов. Подобное разнообразие, оригинальность в действиях игроков придавало волейболу большую привлекательность, способствовало быстрому прогрессу игры.

   К сожалению, в наши дни, если не разглядел номер на майке спортсмена, затрудняешься порой определить, кто же именно из игроков ударил или принял мяч. Уж очень однообразно выполняются технические приемы. Это снижает зрелищность волейбольных матчей. Но беда еще и в том, что техническое однообразие отрицательно сказывается на росте индивидуального мастерства самих спортсменов. Не случайно даже в мужской сборной страны нет сейчас ни одного по-настоящему яркого выдающегося волейболиста.

   Не вызывает, конечно, сомнения, что нынешние мастера волейбола по многим показателям сильнее тех, кто играл в прошлые годы. Правда, как закончился бы матч между армейским клубом, когда в нем играл Константин Рева, и сегодняшне ЦСКА, предсказать не рискну

Мы в свое время играли по несколько другим правилам, не дававшим столь заметных преимуществ высокорослым спортсменам. Так что результат встречи, по-моему, полностью бы зависел от того, какие правила, современные или двадцатилетней давности, были бы взяты за основу.

   Нынешние волейболисты выше ростом, лучше прыгают, более выносливы к большим нагрузкам. Это и понятно: тренируются сейчас спортсмены значительно больше, чем тренировались мы. Но, несмотря на подъем общего уровня волейбола, повторяю, почти не осталось самобытных игроков и действия большинства волейболистов похожи как две капли воды. Не вызывает сомнения, что безликость спортсменов в техническом отношении, отсутствие мастеров экстракласса тормозят дальнейшее развитие нашего волейбола, мешают стабильным выступлениям на мировой арене.

   Иногда можно услышать, что стандартные действия игроков есть не что иное, как обобщенный результат современных тенденций в технике и тактике. Что, мол, техника выполнения элементов игры достигла совершенства и в ее единообразии проявляются не недостатки, а преимущества волейбольной школы. Такие выводы, на мой взгляд, неосновательны. Одна и та же техника, какой бы совершенной она ни была, не может быть одинаково приемлемой для всех. Большинству наших волейболистов далеко еще до технического совершенства.

   Я хочу рассказать молодежи, как развивались в прежние годы неповторимые игровые индивидуальности волейболистов. В то время еще не было широкой сети детских спортивных школ. Девчонки и мальчишки были более самостоятельны. Упорно бились над тем, чтобы приобщиться к мастерству. Развивали свои способности, искали, ошибались, находили.

   Так рождались самобытные мастера. Конечно, при таком несколько «кустарном» подходе высот достигали немногие. Ныне спорт, и волейбол в частности, приобрел огромный размах. Выстроена система подготовки тысяч и тысяч квалифицированных спортсменов. Но наш долг максимально использовать эти поистине неограниченные возможности для подготовки высококлассных волейболистов. Поощрять и развивать таланты. К сожалению, приходится наблюдать, как юных волейболистов подчас стараются подогнать под некий «стандарт». Занимаются с ними без учета их индивидуальных особенностей. Скажем, на удары «крюком» или левой рукой во многих командах буквально наложено «табу». Недавно от знакомого детского тренера я узнал, что эти полезные технические приемы объявляются чуть ли не пережитками прошлого. Дескать, они отвлекают юного волейболиста от обучения «истинным» премудростям волейбола. Стоит ли после этого удивляться однообразной, примитивной технике игроков во взрослых командах.

   Некоторые детские тренеры подчас выбирают в своей работе самый легкий путь, не стараясь или не умея как следует распознать способности и склонности юных игроков и дать им персональные рекомендации. Их девиз: «Делай, как все».

   ДЮСШ — несомненно основа основ нашего спорта, нашего волейбола. Нужно приложить максимум усилий, чтобы значительно повысить коэффициент полезного действия этих школ. И, конечно, усилить поиск талантов, терпеливо выращивать их.

   Нашей смене надо не просто давать те или иные готовые рецепты игры, а воспитывать на творческом опыте выдающихся мастеров мирового волейбола, приучать к творческой мысли, самостоятельным поискам, поощрять инициативу. Наверное, не весь технический арсенал мастеров прошлых лет принесет реальную пользу юным волейболистам. Но умение ударить правой и левой рукой, «крюком», сделать партнеру точную верхнюю или нижнюю передачу, достать в защите в броске мяч — это, на мой взгляд, азы, обязательные для каждого выпускника ДЮСШ. Не беда, если, скажем, «крюк» в силу особенностей того или иного игрока не станет его «коронным» ударом. Но добытое им умение не раз поможет волейболисту атаковать в неожиданном для соперника направлении с неудобной, откинутой от сетки передачи.

   В процессе обучения целесообразно как можно шире использовать все индивидуальные особенности волейболистов и находить им должное применение. Помню, как благодаря необычному умению М. Винера наносить удар почти без разбега, как бы зависая при этом в воздухе, в нашем волейболе родилась новая комбинация «крест в глубину». Незаметно для соперников Мирон Винер «крался» за спиной Константина Ревы, отвлекающего блокирующих имитацией атаки «на взлете», и результативно нападал, когда заслон над сеткой уже опускался.

   Некоторые тренеры не всегда поощряют склонность своих воспитанников к организации игры, к проявлению самостоятельности, инициативы. Я думаю, что если организаторские способности проявляет пасующий, то это можно только приветствовать. Команды мастеров испытывают сейчас недостаток не в просто связующих игроках, способных дать нападающему удобную передачу, а именно в организаторах, тонко чувствующих своих партнеров и выводящих на удар только тех, кто находится в лучшей боевой готовности. Жаль, когда несомненный организаторский талант юного волейболиста не развивается или даже увядает, не находя поддержки в тренере, который почему-то усматривают в этом ущемление своего авторитета.
 
 Владимир Гайлит
 

Волейбол СССР

  • Обратная связь

Советский волейбол

1927 волейбол, 1937 волейбол, 1957 волейбол, 1958 волейбол, 1964 волейбол, 1968 волейбол, 1973 волейбол, 1975 волейбол, 1976 волейбол, 1978 волейбол, 1979 волейбол, 1982 волейбол, 1988 волейбол, АДК, Александр Ермилов, Александр Кармановский, Александр Портной, Александр Поташник, Александр Савин, Александр Степанов, Александр Таль, Александр Цимлов, Александра Чудина, Александра Шебанова, Алексей АФАНАСЬЕВ, Алексей Якушев, Алиса Галахова, Анастасия Долинская, Анатолий Макогонов, Анатолий Полищук, Анатолий Седов, Анатолий Чинилин, Анатолий Эйнгорн, Ангел Барзашки, Андрей Ивойлов, Антонина Моисеева, Антонина Рыжова, Антонина Яшина, БУРЕВЕСТНИК (Алма-Ата), БУРЕВЕСТНИК (Москва), БУРЕВЕСТНИК (Одесса), БУРЕВЕСТНИК (Харьков), Белане Шалай, Борис ЛЕОНОВ, Борис Ломоносов, Борис Старжевский, Борис Сторожевский, Борис Терещук, Вадим Поликарпов, Вадим Чебаевский, Важа Качарава, Валентин Лобанов, Валентин Полянский, Валентин Салин, Валентин Филиппов, Валентин Хохлов, Валентина Виноградова, Валентина Мишак, Валентина Нилова, Валентина Осколкова, Валентина Свиридова, Валерий Калачихин, Валерий Кравченко, Василиус Матушевас, Вацлав Шмидл, Вера Озерова, Виктор Коровкин, Виктор Михальчук, Виктор Скворцов, Виктор ТЮРИН, Вильяр Лоор, Виталий Зенович, Виталий Коваленко, Владимир Андреев, Владимир Астафьев, Владимир Беляев, Владимир Власов, Владимир Гайлит, Владимир Горбунов, Владимир Иванов, Владимир Кондра, Владимир Маликов, Владимир Мокрушев, Владимир Паткин, Владимир Питанов, Владимир Рыжов, Владимир Саввин, Владимир Ульянов, Владимир Харитонов, Владимир Чернышев, Владимир Шкурихин, Владимир Шнюков, Владимир Щагин, Владислав Шамшур, Волейбол на снегу, Всесоюзная секция волейбола, Всесоюзная спартакиада школьников, Всесоюзные юношеские соревнования по волейболу, Вячеслав Зайцев, Вячеслав Платонов, Вячеслав СУЧКОВ, Галина Волкова, Галина Димидкова, Галина Ельницкая, Галина Мячина, Геннадий Гайковой, Геннадий Паршин, Георгий Гафанович, Георгий Мондзолевский, Герман Смольянинов, Гиви Ахвледиани, Григорий Гранатуров, Гуннар Блумс, Даймацу Хирофуми, Динамо (Москва), Дмитрий Воскобойников, Дмитрий Носов, Драгомил Коуделка, Евгений АЛЕКСЕЕВ, Евгений Лапинский, Евгений Яковлев, Евира Михайлова-Герасименко, Елена Войт, Елизавета Никитичева, Ефим Чулак, Жанбек Саурамбаев, Женская сборная Белоруссии, Женская сборная СССР по волейболу, ЗВЕЗДА (Луганск), Зинаида Кузькина, Зинаида Смольянинова, Зоя Козлова, Иван Бугаенков, Иван Пряхин, Иван Тищенко, Игорь Шмидт, Инна Рыскаль, Ирина Беспалова, Ирина Кукушкина, Ирина Макагонова, Ирина Салихова, Ирина Седова, Ирина Юрова, Йозеф Мусил, Йозеф Смолка, Капитолина Федорова, Кодзимо Юкио, Константин Рева, Константин Травин, Крепление волейбольной сетки, ЛОКОМОТИВ (Киев), ЛОКОМОТИВ (Москва), Лариса Петренко, Лидия Болдырева, Лидия Логинова, Лидия Сачкова, Лидия Стрельникова, Лилия Каленик, Лилия Коновалова, Лирика Иванская, Любовь Евтушенко, Любовь Тюрина, Людмила Бокова, Людмила Булдакова, Людмила Гуреева, Людмила Макаркина, Людмила Макарова, Людмила Мещерякова, Людмила Чернышева, Людмила Щетинина, Марат Шаблыгин, Марита Катушева, Мария Чичинадзе, Марк Барский, Мелития Кононова, Милития Еремеева, Мирон Винер, Михаил Амалин, Михаил Крылов, Михаил Пименов, Михаил Сунгуров, Мужская сборная СССР по волейболу, Надежда Рагозина, Наталия Барсукова, Наталья Еремина, Наталья Разумова, Нелли Абрамова, Нелли Щербакова, Нефтяник (Баку), Николай Буробин, Николай Вуровин, Николай Карполь, Николай Михеев, Николай Триандофилиди, Нил Фасахов, Нина Смолеева, Нинель Луканина, Ничибо, Октай Агаев, Олег Антропов, Олег Молибога, Олег ЧЕХОВ, Ольга Вербова, Ольга Иванова, Ольга Соловова, Павел Романов, Павел Селиванов, Поль Либо, Радиотехник (Рига), Раймонд Вилде, Роза Салихова, Ростислав Калюжный, СПАРТАК (Ленинград), Светлана Лихолетова, Светлана Никишина, Семен Щербаков, Серафима Кундиренко, Сергей Абрамов, Сергей Аракчян, Сергей Гаврилов, Сергей Нефедов, Софья Горбунова, Спартак (Иркутск), Спартакиада народов РСФСР, Спартакиада народов СССР, Степан Спандарян, Тамара Азорская, Тамара Бубчикова, Тамара Пирогова, Тамара Тихонина, Татьяна Гонобоблева, Татьяна Поняева, Татьяна Родионова, Татьяна Савченко, Татьяна Сарычева, Тойво Томсон, Уралочка, ФИВБ, Федерация волейбола СССР, ЦДСА, ЦСК МО, ЦСКА, Эдуард Сибиряков, Эдуард Унгурс, Эллен Леонова, Эуген Белов, Юрий Арошидзе, Юрий Вейскоп, Юрий Венгеровский, Юрий Железняк, Юрий КЛЕЩЕВ, Юрий Поярков, Юрий Савченко, Юрий Соколов, Юрий Старунский, Юрий Фураев, Юрий Худяков, Юрий Чесноков, Юрий Щербаков, Юрис Асс, Ян Лабуцкас, Японская подача, азербайджанский волейбол, анализ волейбола, блок волейбол, блокирование в волейболе, всесоюзные студеченские игры, групповое блокирование, игра связующего, история волейбола, кинограмма, команда МАИ, комбинации в волейболе, комбинация Морита, мастер спорта по волейболу, навесной мяч, передача мяча в волейболе, периферическое зрение, планирующая подача, подача в волейболе, подводящие упражнения в волейболе, прием мяча в волейболе, приспособление волейбол, распасовщик в волейболе, сборная РСФСР, сборная СССР по волейболу, связующий игрок, судейство в волейболе, техника волейбола, техника передач мяча, тренировка волейбол, удар в волейболе, украинский волейбол, чемпионат СССР по волейболу, чемпионат мира по волейболу, чемпионат ссср по волейболу среди женщин, эстонский волейбол, юношеская комиссия Федерации волейбола СССР, юношеский волейбол, японский волейбол

Показать все теги

Популярное