НЕОЖИДАННАЯ АТАКА

Просмотров: 1473
Наши волейболисты в послевоенные годы обогатили тактику волейбола новыми, оригинальными комбинациями. Комбинационный стиль игры советских спортсменов принес им немало заслуженных побед. Однако в последнее время наши сборные команды потерпели в международных состязаниях несколько серьезных неудач. Одной из причин этого была недооценка элемента неожиданности атакующих ударов.

Наши тренеры и волейболисты увлеклись отработкой сильного, мощного удара, считая, что именно он — основа успеха команды. Между тем только неожиданное нападение может обеспечить победу в борьбе с сильнейшими. Надо стремиться к тому, чтобы противник как можно позже понял, в какой момент, из какой зоны и кто из игроков будет бить. Расширить фронт предполагаемого нападения, любым способом (имитацией удара, обманными движениями) отвлечь внимание противника от того места, где будет произведен удар, то есть сделать атаку неожиданной, — в этом смысл каждой комбинации и, прежде всего, игры с первой передачи.

Разберем самые характерные варианты комбинационной игры.

КОМБИНАЦИИ БЕЗ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ИГРОКОВ ПЕРЕДНЕЙ ЛИНИИ

В этих комбинациях игроки передней линии производят или имитируют удары в тех зонах, где они располагались до подачи. Например, передача «сразу» следует в зону 2. Если тактическая обстановка позволяет, игрок 2 (будем называть игроков по номерам их зоны) производит удар сам. Если же его блокируют, он откидывает мяч в зону 3 или 4.

Часто в играх наших команд наблюдается такая Картина. Игрок 2 (или 4), приняв мяч после подачи или удара противника, передает его для удара другому крайнему нападающему. На наш взгляд, такая тактика ошибочна. Целесообразнее использовать для удара игрока 3. Ведь более точную и низкую, а следовательно и более неожиданную передачу легче дать партнеру, стоящему рядом. Кроме того, во время длинной и высокой передачи с одного края сетки на другой противник нередко успевает организовать блок вторично. Выполнить удар «сразу» игроку 3 не так уж трудно, если он к этому своевременно подготовится. К тому же, если игроку 3 будет поставлен блок, он сможет откинуть мяч любому из крайних нападающих. Фронт предполагаемого нападения и в этом случае растянется на всю длину сетки, и противнику будет трудно предугадать, откуда последует удар и где нужно ставить групповой блок.

Элемент неожиданности носят передачи «за голову» (откидывающий игрок передает мяч для удара партнеру, стоящему не перед ним, а позади него). Противник, как правило, не ожидает такой передачи и не успевает поставить блок. У нас же игрок 3, приняв мяч, чаще всего передает его тому партнеру, к которому обращен лицом.

Комбинации без перемещения игроков передней линии могут выполняться и с участием игрока задней линии (6), выходящего вперед (между игроками 2 и 3) для «раскидки» мяча. В этом случае к удару готовятся все трое нападающих: игрок 3 — у середины сетки, а игроки 2 и 4 — у самых краев («со столба»).

Тактические комбинации без перемещения игроков довольно широко применяются нашими волейболистами. К сожалению, этим почти исчерпывается тактический арсенал многих команд.

КОМБИНАЦИИ С ПЕРЕМЕЩЕНИЯМИ ИГРОКОВ ПЕРЕДНЕЙ ЛИНИИ

Один или два игрока передней линии в этих комбинациях производят или имитируют удар в зонах своих партнеров. При этом внимание блокирующих отвлекается, и фронт возможного нападения расширяется.

Вот одна из комбинаций с перемещением игроков передней линии. Передача «сразу» направляется в зону 2 (или 4). В эту же зону, за игрока 2 (или 4), перемещается игрок 3 и с откидки производит удар.

Преимущество откидки «за голову» отчетливо видно на схемах 1 и 2.

Предположим, что передача сразу на удар направлена игроку 2. Если он откинет мяч перед собой (схема 1), то нападающие 3 и 4 смогут произвести завершающий удар лишь на участке «А». Если же игрок 2 делает откидку мяча (схема 2) переместившемуся в его зону игроку 3, то блокирующие будут вынуждены растягиваться почти по всей длине сетки. Ведь игрок 2 может откинуть мяч и нападающему 4. В этих условиях противнику гораздо труднее организовать блок, особенно групповой.

При разучивании этой комбинации игроку 3 целесообразнее располагаться не левее игрока 6 (схема 1), а правее него (схема 2). Такая расстановка побуждает игрока 3 выходить за игрока 2, а не перед ним. В дальнейшем, когда игроки овладеют этим тактическим приемом, необходимость обязательной «правой расстановки» отпадет. В игре же нужно выходить за крайнего нападающего из любой расстановки, чтобы не подсказывать противнику место, где будет сделан удар.

комбинации в волейболекомбинации в волейболе


К выполнению этой комбинации (как и любой другой) следует подходить творчески. Если передача «сразу» идет игроку 2 на самый край сетки, откидывать надо перед собой. Если же первая передача направлена ближе к середине сетки, целесообразнее откидывать «за голову». Фронт нападения в обоих случаях будет растянут на всю длину сетки.

Движение игрока 3 за передающего иногда вызывает перемещение двух блокирующих к этой зоне. В такой ситуации неожиданная передача мяча на противоположный край сетки дает возможность другому крайнему нападающему сыграть при одиночном блоке.

Комбинации с перемещениями игроков передней линии разнообразны. Многие из них разыгрываются с участием выходящего с задней линии игрока. Однако выходы должны применяться только тогда, когда нет возможности выполнить первую передачу на удар.

Остановимся на двух вариантах, наиболее широко применяемых нашими командами.

Игрок задней линии (6) выходит между игроками 2 и 3. Игрок 2 переходит в зону 3, чтобы бить с низкой передачи. Игрок 3 для удара перемещается в зону 2. Игрок 4 готовится к удару в своей зоне у края сетки. Эта комбинация получила у волейболистов образное название «крест» (направления движения игроков 2 и 3 перекрещиваются).

комбинации в волейболекомбинации в волейболе


Другую комбинацию этого типа широко использует мужская команда ЦСК МО. Игрок 4 (Рева), имитируя в зоне 3 удар с низкой передачи, побуждает противника поставить блок. В это время вышедший для распасовки с задней линии игрок дает в зону 3 не низкую, а высокую (1—1,5 м над сеткой) передачу. Когда игрок 4 и вместе с ним блокирующие опустятся, игрок 3 (Винер), расположившийся за спиной игрока 4, бьет с этой высокой передачи. Соперники не успевают прыгнуть повторно для блокирования игрока 3, а иногда и не пытаются, так как у них создается впечатление, что передающий игрок допустил ошибку.

Комбинации с перемещениями игроков передней линии, к сожалению, применяются очень редко. Так, в играх команд класса «А» на первенство СССР 1955 года только Ахвледиани (ЦСК МО) и Закржевский («Буревестник»,Одесса), играя в зоне 3, перемещались за игрока 2 и били с его откидки. Остальные же игроки и команды совершенно не пользовались этим важным тактическим приемом.

Без четкого выполнения приемов передачи мяча, без взаимопонимания игроков любая комбинация, как бы она ни была хорошо задумана, не окажется результативной.

Как избежать ошибок в передаче мяча? Инициатор комбинации игрок 3 должен начать передвигаться до того, как мяч, посланный сразу на удар, начнет опускаться. Иначе откидывающий (2) не успеет понять намерения игрока 3 и при групповом блоке передаст мяч в зону 4. Будет неправильным, если откидывающий игрок попытается диктовать своей передачей перемещение игрока. 3 Слишком поздно поняв направление откидки, игрок 3 не успеет подготовиться к удару.

Игрок, получивший передачу «сразу», должен в прыжке имитировать удар, чтобы побудить противника организовать блок. Тогда нападение из другой зоны будет еще более неожиданным.

Удар с огкидки чаще всего производится в том же месте, где прыгал откидывающий игрок. При такой тактике блокирующие часто успевают прыгнуть во второй раз. Гораздо полезнее, если передающий будет откидывать мяч на полтора-два метра вдоль сетки. В этом случае соперникам, чтобы поставить блок вторично, нужно будет переместиться на

1,5—2 м. При правильной высоте откидки (75—100 см над сеткой) они не успеют этого сделать.

Все это относится к откидке игроку, стоящему рядом. Передача дальнему игроку должна всегда направляться на край сетки, чтобы максимально расширить фронт нападения.

В соревнованиях нынешнего года уже почти все наши сильнейшие команды строили свою игру в основном на передачах на удар «сразу». Но ни один коллектив не владел многообразием возможных тактических комбинаций с этой передачей. Поэтому играли, как правило, по элементарной схеме: передача на удар «сразу» и удар; или передача на удар «сразу», откидка перед собой и удар.


Комбинации, разыгрываемые с первой передачи разнообразны, но есть ряд общих для них требований:


1. Каждая тактическая комбинация не должна быть надуманной, а вытекать из конкретной игровой обстановки. Не допускать шаблонных передач! Нередко красивая сама по себе комбинация не приносит успеха только потому, что проводится без учета сложившихся условий. Так, например, совершенно незачем прибегать к разного рода откидкам, если противник не успел поставить блок игроку, получившему пеоедачу «сразу». В этом случае удар с первой передачи будет наиболее эффективным.

2. Залог успеха комбинаций — неожиданность завершающего удара. Разыгрывая комбинацию, надо стараться, чтобы противник до самого последнего момента не знал, в каком месте и какой игрок нанесет удар.

3. Сложность применяемых комбинаций зависит от степени технической подготовки игроков. Усложнение тактики игры возможно только после повышения уровня технического умения.' Команда не добьется успеха, если ее игроки, не подготовившись технически, попробуют играть тактически сложно.

Нападение с первой передачи требует особенно хорошей технической подготовки игроков. Не так легко после сильной подачи послать мяч партнеру для удара, да и бить с первой передачи, как правило менее точной и идущей на игрока сзади — сбоку, тоже довольно трудно. Нужно обладать высокой техникой игры и для того, чтобы после имитации удара откинуть мяч партнеру. Но зато такое нападение более неожиданно для противника.

4. Огромное значение для достижения успеха имеет устойчивость тактических комбинаций. Под этим подразумевается способность команды сохранять комбинационный стиль игры даже в самые напряженные моменты соревнований.

Все эти требования должна учесть любая команда, стремящаяся стать коллективом высокого класса. Не так уж трудно демонстрировать красивую комбинационную игру во встречах со слабыми соперниками. Гораздо труднее и почетнее использовать все многообразие тактических комбинаций как мощное средство достижения победы в борьбе с сильнейшими.

Анатолий ЭЙНГОРН, заслуженный мастер спорта
Ленинград.

Похожие материалы:

Волейбол СССР

  • Обратная связь

Советский волейбол

1927 волейбол, 1935 волейбол, 1937 волейбол, 1957 волейбол, 1958 волейбол, 1964 волейбол, 1968 волейбол, 1975 волейбол, 1976 волейбол, 1978 волейбол, 1982 волейбол, 1988 волейбол, Александр Банов, Александр Белоногов, Александр Ермилов, Александр Кармановский, Александр Маментьев, Александр Портной, Александр Поташник, Александр Русанов, Александр Савин, Александр Таль, Александр Цимлов, Александра Чудина, Александра Шебанова, Алексей АФАНАСЬЕВ, Алексей Якушев, Алиса Галахова, Алиса Крашенинникова, Анастасия Долинская, Анатолий Закржевскии, Анатолий Полищук, Анатолий Седов, Анатолий Чинилин, Анатолий Эйнгорн, Андрей Ивойлов, Анри Ожар, Антонина Моисеева, Антонина Рыжова, Антонина Яшина, БУРЕВЕСТНИК (Алма-Ата), БУРЕВЕСТНИК (Одесса), БУРЕВЕСТНИК (Харьков), Борис ЛЕОНОВ, Борис Ломоносов, Борис Нольде, Борис Терещук, Важа Качарава, Валентин Кравченко, Валентин Полянский, Валентин Салин, Валентин Филиппов, Валентин Хохлов, Валентина Виноградова, Валентина Макарова, Валентина Мишак, Валентина Нилова, Валентина Осколкова, Валентина Свиридова, Валерий Калачихин, Валерий Кравченко, Вацлав Шмидл, Веема Айстере, Виктор Михальчук, Виктор ТЮРИН, Вильям Морган, Вильяр Лоор, Виталий Зенович, Виталий Коваленко, Владимир Андреев, Владимир Артамонов, Владимир Астафьев, Владимир Беляев, Владимир Власов, Владимир Гайлит, Владимир Горбунов, Владимир Иванов, Владимир Китаев, Владимир Кондра, Владимир Мокрушев, Владимир Мокрушов, Владимир Паткин, Владимир Саввин, Владимир Томашевский, Владимир Ульянов, Владимир Чернышев, Владимир Шкурихин, Владимир Шнюков, Владимир Щагин, Владимир Щербаков, Владислав Перцов, Владислав Шамшур, Всесоюзная коллегия судей по волейболу, Всесоюзная секция волейбола, Всесоюзная спартакиада школьников, Всесоюзные юношеские соревнования по волейболу, Вячеслав Зайцев, Вячеслав Платонов, Вячеслав СУЧКОВ, Вячеслав Фокин, Галина Ахматова, Галина Ельницкая, Галина Козлова, Геннадий Гайковой, Геннадий Гончаров, Георгий Гафанович, Георгий Мондзолевский, Георгий Мондзолевский. Семен Щербаков, Герман Смольянинов, Гиви Ахвледиани, Григорий Гранатуров, Григорий Цадыкович, Даймацу Хирофуми, Динамо (Москва), Дмитрий Воскобойников, Евгений АЛЕКСЕЕВ, Евгений Горбачев, Евгений Лапинский, Евгений Яковлев, Евгения Назаренко, Елена Потапова, Елена Чебукина, Ефим Чулак, Жанбек Саурамбаев, Жанбек Сауранбаев, Женская сборная СССР по волейболу, ЗВЕЗДА (Луганск), Зинаида Смольянинова, Золотое правило волейбола, Зоя Козлова, Иван Бугаенков, Иван Тищенко, Игорь Вишмид, Игорь Гуняев, Инна Рыскаль, Ираклий Ахобадзе, Ирина Кириллова, Ирина Колодяжная, Ирина Пархомчук, Ирина Ризен, Ирина Салихова, Йозеф Лабуда, КАЛЕВ (Таллин), Капитолина Федорова, Кира Горбачева, Клавдия Топчиева, Константин Рева, Кубок СССР по волейболу, Кубок европейских чемпионок, ЛОКОМОТИВ (Киев), ЛОКОМОТИВ (Москва), Леонид Тищенко, Леонид Щербаков, Лидия Болдырева, Лидия Логинова, Лидия Охриц, Лидия Сачкова, Лидия Стрельникова, Лилия Каленик, Лирика Иванская, Лия Каленик, Любовь Евтушенко, Любовь Тимофеева, Любовь Тюрина, Людмила Булдакова, Людмила Валентович, Людмила Гуреева, Людмила Мещерякова, Людмила Михайлова, Людмила Перевертова, Людмила Чернышева, Марат Шаблыгин, Марита Катушева, Мария Чичинадзе, Марк Барский, Мелития Кононова, Милития Еремеева, Мирон Винер, Михаил Амалин, Михаил Кочержинский, Михаил Крылов, Михаил Пименов, Михаил Сунгуров, Мужская сборная СССР по волейболу, Надежда Рогозина, Наталья Морозова, Наталья Пшеничникова, Нелли Абрамова, Нелли Щербакова, Нефтяник (Баку), Николай Арунов, Николай Буробин, Николай Герасимов, Николай Карполь, Николай Михеев, Нил Фасахов, Нина Козлова, Нина Мурадян, Нина Смолеева, Ничибо, Октай Агаев, Олег Антропов, Олег ЧЕХОВ, Олимпийский волейбол, Ольга Лещенко, Ольга Соловова, Павел Селиванов, Павел Шенк, Поль Либо, Порфирий Воронин, Радиотехник (Рига), Раиса Кошелева, Регина Моталикова, Роза Салихова, СПАРТАК (Ленинград), Святослав Валицкий, Семен Щербаков, Серафима Кундиренко, Сергей Аракчян, Сергей Буча, Сергей Гаврилов, Сергей Нефедов, Сергей Филиппов, Скайдрите Вегнере, Софья Горбунова, Спартакиада народов РСФСР, Спартакиада народов СССР, Такако Сираи, Тамара Пирогова, Тамара Самбурская, Тамара Тихонина, Татьяна Поняева, Татьяна Родионова, Татьяна Рощина, Татьяна Уткина, Тренажер волейбольный, Уралочка, Федерация волейбола РСФСР, Федерация волейбола СССР, Фуат Косимов, Фукунака Сашине, ЦСК МО, ЦСКА, Чемпионат СССР по волейболу среди мужчин, Эдуард Сибиряков, Эдуард Унгурс, Эллен Леонова, Эмиль Крепкер, Эуген Белов, Юниорская сборная СССР по волейболу, Юрий Арошидзе, Юрий Багон, Юрий Железняк, Юрий КЛЕЩЕВ, Юрий Недолинский, Юрий Поярков, Юрий Савченко, Юрий Соколов, Юрий Сотский, Юрий Старунский, Юрий Фураев, Юрий Худяков, Юрий Чесноков, Юрий Щербаков, Юрис Асс, Японская подача, анализ волейбола, блок волейбол, блокирование в волейболе, игра связующего, история волейбола, капитан команды Антонина Рыжова, кинограмма, команда МАИ, комбинации в волейболе, комбинация Морита, мастер спорта по волейболу, молодежная сборная СССР, одиночное блокирование, пас в волейболе, передача мяча в волейболе, периферическое зрение, планирующая подача, подача в волейболе, правила волейбола, прием мяча в волейболе, сборная РСФСР, сборная СССР по волейболу, связующий игрок, судейство в волейболе, техника волейбола, тренировка волейбол, удар в волейболе, чемпионат СССР по волейболу, чемпионат мира по волейболу, чемпионат ссср по волейболу среди женщин, чехословакии волейбол, эстонский волейбол, юмор волейбол, японский волейбол

Показать все теги

Популярное