НЕОЖИДАННАЯ АТАКА

Просмотров: 3901
Наши волейболисты в послевоенные годы обогатили тактику волейбола новыми, оригинальными комбинациями. Комбинационный стиль игры советских спортсменов принес им немало заслуженных побед. Однако в последнее время наши сборные команды потерпели в международных состязаниях несколько серьезных неудач. Одной из причин этого была недооценка элемента неожиданности атакующих ударов.

Наши тренеры и волейболисты увлеклись отработкой сильного, мощного удара, считая, что именно он — основа успеха команды. Между тем только неожиданное нападение может обеспечить победу в борьбе с сильнейшими. Надо стремиться к тому, чтобы противник как можно позже понял, в какой момент, из какой зоны и кто из игроков будет бить. Расширить фронт предполагаемого нападения, любым способом (имитацией удара, обманными движениями) отвлечь внимание противника от того места, где будет произведен удар, то есть сделать атаку неожиданной, — в этом смысл каждой комбинации и, прежде всего, игры с первой передачи.

Разберем самые характерные варианты комбинационной игры.

КОМБИНАЦИИ БЕЗ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ИГРОКОВ ПЕРЕДНЕЙ ЛИНИИ

В этих комбинациях игроки передней линии производят или имитируют удары в тех зонах, где они располагались до подачи. Например, передача «сразу» следует в зону 2. Если тактическая обстановка позволяет, игрок 2 (будем называть игроков по номерам их зоны) производит удар сам. Если же его блокируют, он откидывает мяч в зону 3 или 4.

Часто в играх наших команд наблюдается такая Картина. Игрок 2 (или 4), приняв мяч после подачи или удара противника, передает его для удара другому крайнему нападающему. На наш взгляд, такая тактика ошибочна. Целесообразнее использовать для удара игрока 3. Ведь более точную и низкую, а следовательно и более неожиданную передачу легче дать партнеру, стоящему рядом. Кроме того, во время длинной и высокой передачи с одного края сетки на другой противник нередко успевает организовать блок вторично. Выполнить удар «сразу» игроку 3 не так уж трудно, если он к этому своевременно подготовится. К тому же, если игроку 3 будет поставлен блок, он сможет откинуть мяч любому из крайних нападающих. Фронт предполагаемого нападения и в этом случае растянется на всю длину сетки, и противнику будет трудно предугадать, откуда последует удар и где нужно ставить групповой блок.

Элемент неожиданности носят передачи «за голову» (откидывающий игрок передает мяч для удара партнеру, стоящему не перед ним, а позади него). Противник, как правило, не ожидает такой передачи и не успевает поставить блок. У нас же игрок 3, приняв мяч, чаще всего передает его тому партнеру, к которому обращен лицом.

Комбинации без перемещения игроков передней линии могут выполняться и с участием игрока задней линии (6), выходящего вперед (между игроками 2 и 3) для «раскидки» мяча. В этом случае к удару готовятся все трое нападающих: игрок 3 — у середины сетки, а игроки 2 и 4 — у самых краев («со столба»).

Тактические комбинации без перемещения игроков довольно широко применяются нашими волейболистами. К сожалению, этим почти исчерпывается тактический арсенал многих команд.

КОМБИНАЦИИ С ПЕРЕМЕЩЕНИЯМИ ИГРОКОВ ПЕРЕДНЕЙ ЛИНИИ

Один или два игрока передней линии в этих комбинациях производят или имитируют удар в зонах своих партнеров. При этом внимание блокирующих отвлекается, и фронт возможного нападения расширяется.

Вот одна из комбинаций с перемещением игроков передней линии. Передача «сразу» направляется в зону 2 (или 4). В эту же зону, за игрока 2 (или 4), перемещается игрок 3 и с откидки производит удар.

Преимущество откидки «за голову» отчетливо видно на схемах 1 и 2.

Предположим, что передача сразу на удар направлена игроку 2. Если он откинет мяч перед собой (схема 1), то нападающие 3 и 4 смогут произвести завершающий удар лишь на участке «А». Если же игрок 2 делает откидку мяча (схема 2) переместившемуся в его зону игроку 3, то блокирующие будут вынуждены растягиваться почти по всей длине сетки. Ведь игрок 2 может откинуть мяч и нападающему 4. В этих условиях противнику гораздо труднее организовать блок, особенно групповой.

При разучивании этой комбинации игроку 3 целесообразнее располагаться не левее игрока 6 (схема 1), а правее него (схема 2). Такая расстановка побуждает игрока 3 выходить за игрока 2, а не перед ним. В дальнейшем, когда игроки овладеют этим тактическим приемом, необходимость обязательной «правой расстановки» отпадет. В игре же нужно выходить за крайнего нападающего из любой расстановки, чтобы не подсказывать противнику место, где будет сделан удар.

комбинации в волейболекомбинации в волейболе


К выполнению этой комбинации (как и любой другой) следует подходить творчески. Если передача «сразу» идет игроку 2 на самый край сетки, откидывать надо перед собой. Если же первая передача направлена ближе к середине сетки, целесообразнее откидывать «за голову». Фронт нападения в обоих случаях будет растянут на всю длину сетки.

Движение игрока 3 за передающего иногда вызывает перемещение двух блокирующих к этой зоне. В такой ситуации неожиданная передача мяча на противоположный край сетки дает возможность другому крайнему нападающему сыграть при одиночном блоке.

Комбинации с перемещениями игроков передней линии разнообразны. Многие из них разыгрываются с участием выходящего с задней линии игрока. Однако выходы должны применяться только тогда, когда нет возможности выполнить первую передачу на удар.

Остановимся на двух вариантах, наиболее широко применяемых нашими командами.

Игрок задней линии (6) выходит между игроками 2 и 3. Игрок 2 переходит в зону 3, чтобы бить с низкой передачи. Игрок 3 для удара перемещается в зону 2. Игрок 4 готовится к удару в своей зоне у края сетки. Эта комбинация получила у волейболистов образное название «крест» (направления движения игроков 2 и 3 перекрещиваются).

комбинации в волейболекомбинации в волейболе


Другую комбинацию этого типа широко использует мужская команда ЦСК МО. Игрок 4 (Рева), имитируя в зоне 3 удар с низкой передачи, побуждает противника поставить блок. В это время вышедший для распасовки с задней линии игрок дает в зону 3 не низкую, а высокую (1—1,5 м над сеткой) передачу. Когда игрок 4 и вместе с ним блокирующие опустятся, игрок 3 (Винер), расположившийся за спиной игрока 4, бьет с этой высокой передачи. Соперники не успевают прыгнуть повторно для блокирования игрока 3, а иногда и не пытаются, так как у них создается впечатление, что передающий игрок допустил ошибку.

Комбинации с перемещениями игроков передней линии, к сожалению, применяются очень редко. Так, в играх команд класса «А» на первенство СССР 1955 года только Ахвледиани (ЦСК МО) и Закржевский («Буревестник»,Одесса), играя в зоне 3, перемещались за игрока 2 и били с его откидки. Остальные же игроки и команды совершенно не пользовались этим важным тактическим приемом.

Без четкого выполнения приемов передачи мяча, без взаимопонимания игроков любая комбинация, как бы она ни была хорошо задумана, не окажется результативной.

Как избежать ошибок в передаче мяча? Инициатор комбинации игрок 3 должен начать передвигаться до того, как мяч, посланный сразу на удар, начнет опускаться. Иначе откидывающий (2) не успеет понять намерения игрока 3 и при групповом блоке передаст мяч в зону 4. Будет неправильным, если откидывающий игрок попытается диктовать своей передачей перемещение игрока. 3 Слишком поздно поняв направление откидки, игрок 3 не успеет подготовиться к удару.

Игрок, получивший передачу «сразу», должен в прыжке имитировать удар, чтобы побудить противника организовать блок. Тогда нападение из другой зоны будет еще более неожиданным.

Удар с огкидки чаще всего производится в том же месте, где прыгал откидывающий игрок. При такой тактике блокирующие часто успевают прыгнуть во второй раз. Гораздо полезнее, если передающий будет откидывать мяч на полтора-два метра вдоль сетки. В этом случае соперникам, чтобы поставить блок вторично, нужно будет переместиться на

1,5—2 м. При правильной высоте откидки (75—100 см над сеткой) они не успеют этого сделать.

Все это относится к откидке игроку, стоящему рядом. Передача дальнему игроку должна всегда направляться на край сетки, чтобы максимально расширить фронт нападения.

В соревнованиях нынешнего года уже почти все наши сильнейшие команды строили свою игру в основном на передачах на удар «сразу». Но ни один коллектив не владел многообразием возможных тактических комбинаций с этой передачей. Поэтому играли, как правило, по элементарной схеме: передача на удар «сразу» и удар; или передача на удар «сразу», откидка перед собой и удар.


Комбинации, разыгрываемые с первой передачи разнообразны, но есть ряд общих для них требований:


1. Каждая тактическая комбинация не должна быть надуманной, а вытекать из конкретной игровой обстановки. Не допускать шаблонных передач! Нередко красивая сама по себе комбинация не приносит успеха только потому, что проводится без учета сложившихся условий. Так, например, совершенно незачем прибегать к разного рода откидкам, если противник не успел поставить блок игроку, получившему пеоедачу «сразу». В этом случае удар с первой передачи будет наиболее эффективным.

2. Залог успеха комбинаций — неожиданность завершающего удара. Разыгрывая комбинацию, надо стараться, чтобы противник до самого последнего момента не знал, в каком месте и какой игрок нанесет удар.

3. Сложность применяемых комбинаций зависит от степени технической подготовки игроков. Усложнение тактики игры возможно только после повышения уровня технического умения.' Команда не добьется успеха, если ее игроки, не подготовившись технически, попробуют играть тактически сложно.

Нападение с первой передачи требует особенно хорошей технической подготовки игроков. Не так легко после сильной подачи послать мяч партнеру для удара, да и бить с первой передачи, как правило менее точной и идущей на игрока сзади — сбоку, тоже довольно трудно. Нужно обладать высокой техникой игры и для того, чтобы после имитации удара откинуть мяч партнеру. Но зато такое нападение более неожиданно для противника.

4. Огромное значение для достижения успеха имеет устойчивость тактических комбинаций. Под этим подразумевается способность команды сохранять комбинационный стиль игры даже в самые напряженные моменты соревнований.

Все эти требования должна учесть любая команда, стремящаяся стать коллективом высокого класса. Не так уж трудно демонстрировать красивую комбинационную игру во встречах со слабыми соперниками. Гораздо труднее и почетнее использовать все многообразие тактических комбинаций как мощное средство достижения победы в борьбе с сильнейшими.

Анатолий ЭЙНГОРН, заслуженный мастер спорта
Ленинград.

Похожие материалы:

Волейбол СССР

  • Обратная связь

Советский волейбол

1927 волейбол, 1937 волейбол, 1957 волейбол, 1958 волейбол, 1964 волейбол, 1968 волейбол, 1973 волейбол, 1975 волейбол, 1976 волейбол, 1978 волейбол, 1979 волейбол, 1982 волейбол, 1988 волейбол, АДК, Александр Ермилов, Александр Кармановский, Александр Портной, Александр Поташник, Александр Савин, Александр Степанов, Александр Таль, Александр Цимлов, Александра Чудина, Александра Шебанова, Алексей АФАНАСЬЕВ, Алексей Якушев, Алиса Галахова, Анастасия Долинская, Анатолий Макогонов, Анатолий Полищук, Анатолий Седов, Анатолий Чинилин, Анатолий Эйнгорн, Ангел Барзашки, Андрей Ивойлов, Антонина Моисеева, Антонина Рыжова, Антонина Яшина, БУРЕВЕСТНИК (Алма-Ата), БУРЕВЕСТНИК (Москва), БУРЕВЕСТНИК (Одесса), БУРЕВЕСТНИК (Харьков), Белане Шалай, Борис ЛЕОНОВ, Борис Ломоносов, Борис Старжевский, Борис Сторожевский, Борис Терещук, Вадим Поликарпов, Вадим Чебаевский, Важа Качарава, Валентин Лобанов, Валентин Полянский, Валентин Салин, Валентин Филиппов, Валентин Хохлов, Валентина Виноградова, Валентина Мишак, Валентина Нилова, Валентина Осколкова, Валентина Свиридова, Валерий Калачихин, Валерий Кравченко, Василиус Матушевас, Вацлав Шмидл, Вера Озерова, Виктор Коровкин, Виктор Михальчук, Виктор Скворцов, Виктор ТЮРИН, Вильяр Лоор, Виталий Зенович, Виталий Коваленко, Владимир Андреев, Владимир Астафьев, Владимир Беляев, Владимир Власов, Владимир Гайлит, Владимир Горбунов, Владимир Иванов, Владимир Кондра, Владимир Маликов, Владимир Мокрушев, Владимир Паткин, Владимир Питанов, Владимир Рыжов, Владимир Саввин, Владимир Ульянов, Владимир Харитонов, Владимир Чернышев, Владимир Шкурихин, Владимир Шнюков, Владимир Щагин, Владислав Шамшур, Волейбол на снегу, Всесоюзная секция волейбола, Всесоюзная спартакиада школьников, Всесоюзные юношеские соревнования по волейболу, Вячеслав Зайцев, Вячеслав Платонов, Вячеслав СУЧКОВ, Галина Волкова, Галина Димидкова, Галина Ельницкая, Галина Мячина, Геннадий Гайковой, Геннадий Паршин, Георгий Гафанович, Георгий Мондзолевский, Герман Смольянинов, Гиви Ахвледиани, Григорий Гранатуров, Гуннар Блумс, Даймацу Хирофуми, Динамо (Москва), Дмитрий Воскобойников, Дмитрий Носов, Драгомил Коуделка, Евгений АЛЕКСЕЕВ, Евгений Лапинский, Евгений Яковлев, Евира Михайлова-Герасименко, Елена Войт, Елизавета Никитичева, Ефим Чулак, Жанбек Саурамбаев, Женская сборная Белоруссии, Женская сборная СССР по волейболу, ЗВЕЗДА (Луганск), Зинаида Кузькина, Зинаида Смольянинова, Зоя Козлова, Иван Бугаенков, Иван Пряхин, Иван Тищенко, Игорь Шмидт, Инна Рыскаль, Ирина Беспалова, Ирина Кукушкина, Ирина Макагонова, Ирина Салихова, Ирина Седова, Ирина Юрова, Йозеф Мусил, Йозеф Смолка, Капитолина Федорова, Кодзимо Юкио, Константин Рева, Константин Травин, Крепление волейбольной сетки, ЛОКОМОТИВ (Киев), ЛОКОМОТИВ (Москва), Лариса Петренко, Лидия Болдырева, Лидия Логинова, Лидия Сачкова, Лидия Стрельникова, Лилия Каленик, Лилия Коновалова, Лирика Иванская, Любовь Евтушенко, Любовь Тюрина, Людмила Бокова, Людмила Булдакова, Людмила Гуреева, Людмила Макаркина, Людмила Макарова, Людмила Мещерякова, Людмила Чернышева, Людмила Щетинина, Марат Шаблыгин, Марита Катушева, Мария Чичинадзе, Марк Барский, Мелития Кононова, Милития Еремеева, Мирон Винер, Михаил Амалин, Михаил Крылов, Михаил Пименов, Михаил Сунгуров, Мужская сборная СССР по волейболу, Надежда Рагозина, Наталия Барсукова, Наталья Еремина, Наталья Разумова, Нелли Абрамова, Нелли Щербакова, Нефтяник (Баку), Николай Буробин, Николай Вуровин, Николай Карполь, Николай Михеев, Николай Триандофилиди, Нил Фасахов, Нина Смолеева, Нинель Луканина, Ничибо, Октай Агаев, Олег Антропов, Олег Молибога, Олег ЧЕХОВ, Ольга Вербова, Ольга Иванова, Ольга Соловова, Павел Романов, Павел Селиванов, Поль Либо, Радиотехник (Рига), Раймонд Вилде, Роза Салихова, Ростислав Калюжный, СПАРТАК (Ленинград), Светлана Лихолетова, Светлана Никишина, Семен Щербаков, Серафима Кундиренко, Сергей Абрамов, Сергей Аракчян, Сергей Гаврилов, Сергей Нефедов, Софья Горбунова, Спартак (Иркутск), Спартакиада народов РСФСР, Спартакиада народов СССР, Степан Спандарян, Тамара Азорская, Тамара Бубчикова, Тамара Пирогова, Тамара Тихонина, Татьяна Гонобоблева, Татьяна Поняева, Татьяна Родионова, Татьяна Савченко, Татьяна Сарычева, Тойво Томсон, Уралочка, ФИВБ, Федерация волейбола СССР, ЦДСА, ЦСК МО, ЦСКА, Эдуард Сибиряков, Эдуард Унгурс, Эллен Леонова, Эуген Белов, Юрий Арошидзе, Юрий Вейскоп, Юрий Венгеровский, Юрий Железняк, Юрий КЛЕЩЕВ, Юрий Поярков, Юрий Савченко, Юрий Соколов, Юрий Старунский, Юрий Фураев, Юрий Худяков, Юрий Чесноков, Юрий Щербаков, Юрис Асс, Ян Лабуцкас, Японская подача, азербайджанский волейбол, анализ волейбола, блок волейбол, блокирование в волейболе, всесоюзные студеченские игры, групповое блокирование, игра связующего, история волейбола, кинограмма, команда МАИ, комбинации в волейболе, комбинация Морита, мастер спорта по волейболу, навесной мяч, передача мяча в волейболе, периферическое зрение, планирующая подача, подача в волейболе, подводящие упражнения в волейболе, прием мяча в волейболе, приспособление волейбол, распасовщик в волейболе, сборная РСФСР, сборная СССР по волейболу, связующий игрок, судейство в волейболе, техника волейбола, техника передач мяча, тренировка волейбол, удар в волейболе, украинский волейбол, чемпионат СССР по волейболу, чемпионат мира по волейболу, чемпионат ссср по волейболу среди женщин, эстонский волейбол, юношеская комиссия Федерации волейбола СССР, юношеский волейбол, японский волейбол

Показать все теги

Популярное