Заметки о турнире волейболистов трех континентов

Просмотров: 706
Когда я вспоминаю о перипетиях этого большого и ответственного турнира, у меня возникает ощущение того, что наш волейбол преодолел важный рубеж и снова начал подыматься в гору. Немало в последние годы произносилось горьких слов о потере советскими волейболистами гегемонии на международной арене. И вот долгожданная победа — победа на волейбольном турнире трех континентов, который по справедливости назвали неофициальным первенством мира, победа над самыми опасными соперниками, в том числе и над чемпионами мира и Европы волейболистами Чехословакии.

Заметки о турнире волейболистов трех континентов


На эти соревнования приехали в Париж шесть европейских мужских команд (Чехословакии, Румынии, СССР, Болгарии, Польши и Венгрии), одна американская (Бразилии) и одна азиатская (Китайской Народной Республики). Вместе со сборной страны-организатора этого турнира (Франции) в борьбу вступили девять команд. Предполагалось участие в турнире волейболистов США и Японии, но волейбольные федерации этих стран не смогли послать в Европу свои команды из-за отсутствия средств, необходимых на дорожные расходы.
И все же можно смело Сказать, что в турнире участвовали сильнейшие в мире команды, занимавшие авангардные позиции во всех предшествовавших чемпионатах мира и континентов. Поэтому, анализируя результаты этого турнира, есть все основания делать реалистические выводы о соотношении сил в мировом волейболе, о том, чем богат (в смысле техническом и тактическом) волейбол той или иной страны. В национальных сборных было сконцентрировано все самое лучшее, цвет волейбола своих стран. В команде Чехословакии, например, играли такие мастера волейбола, как Лазничка, Тесарж, Палдус, Мали и Палюс, в команде Румынии — Роман, Николау, Русеску и Держи, в команде Болгарии — Гюдеров, Пондолов, Захариев и Лечев. Не случайно зарубежные спортивные обозреватели назвали этот турнир генеральной репетицией перед чемпионатом мира 1960 года в Рио-де-Жанейро.

Что же мы увидели на волейбольных площадках парижского зала «Кубертэн»?

Сперва о так называемом рисунке составов команд, о том, чем характеризуются их боевые порядки. Ведь от принципов комплектования команды во многом зависит и ее игра, наступательная и оборонительная мощь.
Наиболее распространенная (уже долгое время) схема комплектования волейбольных команд — 2 + 2+2. В чем существо этой схемы? Первые два игрока— ярко выраженные нападающие. Они же, как правило, выполняют и роль основных блокирующих. Игроки второй пары, уступая первым в силе нападающего удара, владеют более разносторонней игрой во всех линиях (прежде всего в обороне). Последние два игрока берут на себя основную нагрузку игры в защите. На них жэ возлагается основная обязанность обеспечивать выполнение тактического плана игры во всех звеньях
Турнир показал, что волейбольные коллективы различных стран не хотят придерживаться устаревших догм. Команды уже не удовлетворяет игра по старинке: они ищут новые, более прогрессивные, пути. Эти творческие поиски идут под лозунгом «Шестеро в нападении, шестеро е защите». Но претворить в жизнь этот прогрессивный принцип различные команды пытаются по-разному. У всех, правда, общая тенденция: добиться, чтобы ярковыраженные нападающие приобрели более солидные навыки общей игры, а ярковыраженные защитники, в свою очередь, овладели искусством блокирования и эффективным нападающим ударом. Возьмем, к примеру, команду Чехословакии. Основного нападающего Тесаржа команда часто заменяла более разносторонним и подвижным Смидлом. Замена эта оказывалась весьма плодотворной: игра чехословацких волейболистов становилась более гибкой.

Болгары по-прежнему верны своему принципу: расстановка сильнейших нападающих через одного игрока (4, 2, 6). Зато остальные игроки (3, 1 и 5) подобраны с таким расчетом, чтобы каждый из них был способен вести активные атакующие действия. Такой боевой порядок (3 + 3), при котором вторая тройка игроков по способности атаковать приближается к первой, отличается сильным нападением и надежным групповым блоком.
Польская команда, формируя свой состав, успешно решила проблему игроков 2 и 5. Эти игроки, сохраняя высокие качества защитников, активно участвуют и в нападающих действиях команды. Образцом в этом отношении может служить молодой польский волейболист Шу-век. Он одинаково сильно играет и на передней линии у сетки и во втором эшелоне. Еще на летнем международном турнире в Бухаресте польские волейболисты показали, что они ближе других зарубежных команд подошли к осуществлению заветного принципа шести равноценных игроков во всех зонах. Однако в Париже выявилось, что у спортсменов Польши еще нет стабильности в игре. В пылу острой борьбы они сбиваются с правильного курса, не выдерживая напряжения состязания.

Команда Венгрии еще на чемпионате Европы 1958 года одержала ряд побед, доказав, что она следует прогрессивным устремлениям. Тренер венгров Абад не сошел в этой позиции, и на состязаниях в Париже сборная Венгрии оказалась составленной из разносторонних игроков.

Этого принципа придерживается и молодая команда Китайской Народной Республики. Зал «Кубертэн» не единожды оглашали взрывы аплодисментов в честь самоотверженной защиты китайцев. Вся шестерка китайских волейболистов дружно участвовала в оборонительных действиях. Правда, у спортсменов Китая еще не хватает тактического опыта в нападающих действиях. Но это, как говорится, дело наживное.
Что касается команд Франции и Бразилии, то их составы по-прежнему формируются по принципу 2 + 2 + 2. В немалой степени это объясняется отсутствием у них достаточного резерва классных игроков.

Наша команда, готовясь к поездке в Париж, предполагала строить игру в боевом порядке 2 + 4. Но жизнь внесла в построение команды (в ее основном составе выступали В. Коваленко, Ю. Поярков, Н. Буробин, Ю. Чесноков, Г. Мондзолевский и Г. Гайковой) существенные коррективы. Построение нашей команды стало напоминать схему 1+4 + 1. Это объяснялось тем, что Чесноков добился в своей игре большего универсализма, а Мондзолевский (прекрасный защитник!) при игре на передней линии все же реже других осуществлял нападающие удары. В целом же наша команда представляла собой весьма гармоничный ансамбль, составленный преимущественно из волейболистов широкого игрового профиля.

* * *


Уже в течение ряда лет, когда начинается разговор о наиболее жгучих проблемах волейбольной техники, первым делом касаются такого «больного» вопроса, как прием мяча с подачи противника. Проблема эта весьма актуальная! Все возрастающая мощь подачи, сочетаемой с заслоном, делает весьма затруднительной безошибочную обработку принятого мяча. Это обстоятельство не может не влиять на тактику игры команды. Ведь игроки, принимая сильную подачу, зачастую уже не заботятся о точности передачи, а думают только о том, как бы только поднять мяч в воздух, не нарушив правил игры. Все чаще и чаще игроки принимают мяч двумя руками снизу, что далеко не всегда обеспечивает точность последующей передачи, хотя и позволяет избежать репрессий со стороны судьи. В парижском турнире зарубежные команды широко пользовались этим способом приема мяча. В результате атакующие действия становились довольно-таки ограниченными, примитивными. Но наши друзья-соперники идут на это сознательно, считая, что лучше надежнее (без риска) принять мяч с подачи, нежели обострить игру а нападении.
Советские игроки так же, как и волейболисты зарубежных команд, стали чаще принимать подачи снизу двумя руками. Хорошо это или плохо? На этих крупных состязаниях я еще раз утвердился в своем мнении, что технически грамотный прием подачи двумя руками снизу способствует успеху защитных действий.

В общем же (это особенно отрадно отметить!) наша команда на этот раз отличалась уверенным, довольно-таки стабильным приемом подач. В среднем советские волейболисты теряли на приеме подачи всего лишь по 6—8 очков за встречу, в то время как на чемпионата Европы 1958 года такие потери у наших волейболистов составляли по 12—14 очков за матч.

Такой же способ широко используется и при приеме мяча после нападающих ударов. При атом сокращается число падений, экономятся силы игрока, лучше сохраняется готовность к последующим действиям а игре. Волейболисты, шлифующие и совершенствующие этот способ приема мяча, добиваются более точного паса. Думается, неправы те, кто категорически отвергает прием мяча снизу. И надо не выбрасывать из защитного арсенала волейболиста этот прием, а добиваться более четкого его выполнения. Следует, например, научиться принимать мяч одной и той же частью подставленных снизу рук.
Однако было бы непростительной ошибкой идти путем наименьшего сопротивления и злоупотреблять приемом мяча способом снизу. Если есть возможность точно и надежно принять мяч сверху, всегда следует предпочесть этот способ, памятуя, что прием снизу двумя > руками — лишь вынужденная мера.

Каково было качество подач наших волейболистов? С большой радостью отмечу, что на этот раз советская команда добилась несомненной стабильности точных подач. Как правило, подачи были грозным оружием наших игроков. Удачно чередуя сильную боковую подачу с несильными нацеленными, затрудняющими, как правило, действия игроков передней линии противника, наши волейболисты добивались успеха. За все восемь матчей турнира советская сборная выиграла подачами 96 очков. Особенно отличился Поярков. Зрители неоднократно аплодировали его мощным и точным подачам.
Наши соперники также значительно усилили свои подачи. Усиление мощи подач повлекло за собой не только поиски новых способов приема мяча, но и вызвало некоторые изменения в расстановке игроков на площадке. Турнир трех континентов еще раз подтвердил, что команды (большинство!) для приема подачи вытягиваются ломаной зигзагообразной линией примерно в метре за линией нападения. В этом сказывается стремление уменьшить для каждого игрока зону приема подачи. Так поступала и наша команда. Подобное построение волейболистов при приеме подачи полностью себя оправдывает.

Блокирование (как одиночное, так и групповое) стало еще более внушительным оборонительным бастионом. Большинство команд научилось более качественно выполнять этот важный технический прием. Под подсчетам наблюдателей резко сократилось (по сравнению с чемпионатом Европы 1958 года) число случаев переноса рук за сетку. Наша команда в большинстве случаев справлялась с блокированием, но иногда грешила несвоевременной группировкой при постановке двойного блока. Это, разумеется, влекло за собой разрыв между блокирующими, и через образовавшиеся в блоке окна соперники незамедлительно направляли мяч атакующими ударами.

Одним из слабых мест в арсенале наших игроков была вторая передача у сетки и из глубины площадки на сетку. В искусстве второй передачи наши волейболисты заметно уступают своим главным соперникам. Большинство игроков сборных команд Чехословакии, Румынии, Польши, Венгрии и Болгарии, приняв мяч с нападающего удара или с сильной подачи, второй передачей из любого трудного положения навешивают мяч над сеткой для эффективной атаки. Чаши же волейболисты в аналогичной игровой обстановке оказываются в значительно более трудных условиях. Только благодаря солидному и- разностороннему арсеналу игры в ниспадении они успешно завершали атаки.

* * *


Когда наблюдаешь за играми сильнейших зарубежных команд, невольно напрашивается вывод, что тактика большинства из них подвергается заметной нивелировке. С каждым турниром наши противники все чаще прибегают к нападающим ударам с передач выходящих с задней линии игроков. Команды Румынии, Польши, Венгрии предпочитают выполнять нападающий удар с точных передач, получаемых от выходящего к сетке игрока. Такие выходы осуществляются чаще игроком зоны 1, а иногда игроком зоны 6. Применяются они в любой расстановке команды. Другими словами, нападение с первых передач в этих командах почти не практикуется ни после приема подачи, ни в ходе игры. Даже когда после первой передачи мяч идет на сетку
и казалось бы игрок имеет все возможности для эффективного завершающего удара без блока, зачастую все равно следует новая передача на третье касание. Значительно реже стали прибегать к передаче сразу на удар и болгарские спортсмены.


Нападение у сетки в большинстве случаев ведется с высоких передач.
Это особенно характерно для команд Болгарии и Венгрии. Широкое применение находит взаимодействие игроков зон 3 и 2. При этом нападающий зоны 2 чаще всего играет из-за головы выходящего игрока с высокой передачи. Завершающие удары с коротких передач в центре сетки осуществляются редко и очень немногими игроками. Таким образом, можно сделать вывод, что в подавляющем большинстве случаев нападающие предпочитают атаковать против двойного блока противника, но с качественных, удобных для них, передач. Думается, что названные команды находятся под известным влиянием тактики чехословацких волейболистов. Применение такой тактики носит шаблонный характер и, естественно, снижает остроту и эмоциональность игры. Конечно, такая однообразная тактика не обогащает, а наоборот, обедняет современный волейбол.

Защитные линии большинства зарубежных команд, как при своем нападающем ударе, так и при атаках противника, принимают построение углом назад, то есть оттягивая игрока зоны 6 в глубину площадки. Наша сборная зачастую пользуется таким же расположением игроков. К сожалению, она еще не достигла такого четкого взаимодействия игроков задней линии в перекрытии незащищенных мест площадки и в подстраховке своих нападающих и блокирующих, какое имеется у ее наиболее сильных соперников.

И все же наша команда играла разнообразнее своих противников. Активные действия Коваленко, Чеснокова, Танкового и Буробина в средней зоне у сетки, их удары с коротких передач приковывали к себе постоянное внимание блокирующих противника. При этом, конечно, затруднялась организация надежного блока против атак со средних передач с краев сетки. Удары Гайкового и Буробина из зоны 2 (с перемещением из зоны 3) также создавали благоприятные условия для атакующих действий игрока из зоны 4.

* * *


Успех наших волейболистов, сумевших добиться победы над сильнейшими командами мира, не может ни радовать. Игра советских мастеров волейбола получила высокую оценку крупных зарубежных специалистов и спортивных обозревателей, присутствовавших на турнире. Отмечалась хорошая игра не только первой шестерки, состав которой перечислен в начале статьи, но и остальных участников сборной СССР — В. Астафьева, О. Агаева, Ю. Худякова, Э. Либеня, Э. Унгурса, Д. Воскобойникова. Одним словом, весь коллектив провел матчи с большим подъемом.

И, конечно, этот успех — деловой ответ советских спортсменов на ту справедливую критику, которой подвергался наш волейбол в последние годы. Дали свои плоды проведенные у нас мероприятия, направленные на резкое повышение мастерства волейболистов. Так, например, календарь всесоюзных соревнований волейболистов был перестроен с тем расчетом, чтобы побудить команды вести круглогодичную тренировку. Введены нормативы по физической и технической подготовке игроков. Стали устраиваться легкоатлетические соревнования волейболистов. Они оказались замечательной школой прыгучести и выносливости. Большую роль сыграли и уроки, полученные на турнирах двух Спартакиад народов СССР. Турнир в Париже как бы подытожил летний сезон, и, как видим, итог этот довольно-таки оптимистический.

Взят важный рубеж. Но впереди еще более трудные барьеры. Не обольщаться первым крупным успехом, а на основе выступления в Париже трезво оценить, что у нас хорошо и что еще плохо. И с новой энергией за учебу, за тренировки! Такая крупная вершина, как чемпионат мира в Рио-де-Жанейро, потребует нового взлета волейбольного мастерства.

Владимир САВВИН,
председатель Федерации волейбола СССР
Париж — Москва

Волейбол СССР

  • Обратная связь

Советский волейбол

1927 волейбол, 1935 волейбол, 1937 волейбол, 1957 волейбол, 1958 волейбол, 1964 волейбол, 1968 волейбол, 1975 волейбол, 1976 волейбол, 1978 волейбол, 1982 волейбол, 1988 волейбол, Александр Банов, Александр Белоногов, Александр Ермилов, Александр Кармановский, Александр Маментьев, Александр Портной, Александр Поташник, Александр Русанов, Александр Савин, Александр Таль, Александр Цимлов, Александра Чудина, Александра Шебанова, Алексей АФАНАСЬЕВ, Алексей Якушев, Алиса Галахова, Алиса Крашенинникова, Анастасия Долинская, Анатолий Закржевскии, Анатолий Полищук, Анатолий Седов, Анатолий Чинилин, Анатолий Эйнгорн, Андрей Ивойлов, Анри Ожар, Антонина Моисеева, Антонина Рыжова, Антонина Яшина, БУРЕВЕСТНИК (Алма-Ата), БУРЕВЕСТНИК (Одесса), БУРЕВЕСТНИК (Харьков), Борис ЛЕОНОВ, Борис Ломоносов, Борис Нольде, Борис Терещук, Важа Качарава, Валентин Кравченко, Валентин Полянский, Валентин Салин, Валентин Филиппов, Валентин Хохлов, Валентина Виноградова, Валентина Макарова, Валентина Мишак, Валентина Нилова, Валентина Осколкова, Валентина Свиридова, Валерий Калачихин, Валерий Кравченко, Вацлав Шмидл, Веема Айстере, Виктор Михальчук, Виктор ТЮРИН, Вильям Морган, Вильяр Лоор, Виталий Зенович, Виталий Коваленко, Владимир Андреев, Владимир Артамонов, Владимир Астафьев, Владимир Беляев, Владимир Власов, Владимир Гайлит, Владимир Горбунов, Владимир Иванов, Владимир Китаев, Владимир Кондра, Владимир Мокрушев, Владимир Мокрушов, Владимир Паткин, Владимир Саввин, Владимир Томашевский, Владимир Ульянов, Владимир Чернышев, Владимир Шкурихин, Владимир Шнюков, Владимир Щагин, Владимир Щербаков, Владислав Перцов, Владислав Шамшур, Всесоюзная коллегия судей по волейболу, Всесоюзная секция волейбола, Всесоюзная спартакиада школьников, Всесоюзные юношеские соревнования по волейболу, Вячеслав Зайцев, Вячеслав Платонов, Вячеслав СУЧКОВ, Вячеслав Фокин, Галина Ахматова, Галина Ельницкая, Галина Козлова, Геннадий Гайковой, Геннадий Гончаров, Георгий Гафанович, Георгий Мондзолевский, Георгий Мондзолевский. Семен Щербаков, Герман Смольянинов, Гиви Ахвледиани, Григорий Гранатуров, Григорий Цадыкович, Даймацу Хирофуми, Динамо (Москва), Дмитрий Воскобойников, Евгений АЛЕКСЕЕВ, Евгений Горбачев, Евгений Лапинский, Евгений Яковлев, Евгения Назаренко, Елена Потапова, Елена Чебукина, Ефим Чулак, Жанбек Саурамбаев, Жанбек Сауранбаев, Женская сборная СССР по волейболу, ЗВЕЗДА (Луганск), Зинаида Смольянинова, Золотое правило волейбола, Зоя Козлова, Иван Бугаенков, Иван Тищенко, Игорь Вишмид, Игорь Гуняев, Инна Рыскаль, Ираклий Ахобадзе, Ирина Кириллова, Ирина Колодяжная, Ирина Пархомчук, Ирина Ризен, Ирина Салихова, Йозеф Лабуда, КАЛЕВ (Таллин), Капитолина Федорова, Кира Горбачева, Клавдия Топчиева, Константин Рева, Кубок СССР по волейболу, Кубок европейских чемпионок, ЛОКОМОТИВ (Киев), ЛОКОМОТИВ (Москва), Леонид Тищенко, Леонид Щербаков, Лидия Болдырева, Лидия Логинова, Лидия Охриц, Лидия Сачкова, Лидия Стрельникова, Лилия Каленик, Лирика Иванская, Лия Каленик, Любовь Евтушенко, Любовь Тимофеева, Любовь Тюрина, Людмила Булдакова, Людмила Валентович, Людмила Гуреева, Людмила Мещерякова, Людмила Михайлова, Людмила Перевертова, Людмила Чернышева, Марат Шаблыгин, Марита Катушева, Мария Чичинадзе, Марк Барский, Мелития Кононова, Милития Еремеева, Мирон Винер, Михаил Амалин, Михаил Кочержинский, Михаил Крылов, Михаил Пименов, Михаил Сунгуров, Мужская сборная СССР по волейболу, Надежда Рогозина, Наталья Морозова, Наталья Пшеничникова, Нелли Абрамова, Нелли Щербакова, Нефтяник (Баку), Николай Арунов, Николай Буробин, Николай Герасимов, Николай Карполь, Николай Михеев, Нил Фасахов, Нина Козлова, Нина Мурадян, Нина Смолеева, Ничибо, Октай Агаев, Олег Антропов, Олег ЧЕХОВ, Олимпийский волейбол, Ольга Лещенко, Ольга Соловова, Павел Селиванов, Павел Шенк, Поль Либо, Порфирий Воронин, Радиотехник (Рига), Раиса Кошелева, Регина Моталикова, Роза Салихова, СПАРТАК (Ленинград), Святослав Валицкий, Семен Щербаков, Серафима Кундиренко, Сергей Аракчян, Сергей Буча, Сергей Гаврилов, Сергей Нефедов, Сергей Филиппов, Скайдрите Вегнере, Софья Горбунова, Спартакиада народов РСФСР, Спартакиада народов СССР, Такако Сираи, Тамара Пирогова, Тамара Самбурская, Тамара Тихонина, Татьяна Поняева, Татьяна Родионова, Татьяна Рощина, Татьяна Уткина, Тренажер волейбольный, Уралочка, Федерация волейбола РСФСР, Федерация волейбола СССР, Фуат Косимов, Фукунака Сашине, ЦСК МО, ЦСКА, Чемпионат СССР по волейболу среди мужчин, Эдуард Сибиряков, Эдуард Унгурс, Эллен Леонова, Эмиль Крепкер, Эуген Белов, Юниорская сборная СССР по волейболу, Юрий Арошидзе, Юрий Багон, Юрий Железняк, Юрий КЛЕЩЕВ, Юрий Недолинский, Юрий Поярков, Юрий Савченко, Юрий Соколов, Юрий Сотский, Юрий Старунский, Юрий Фураев, Юрий Худяков, Юрий Чесноков, Юрий Щербаков, Юрис Асс, Японская подача, анализ волейбола, блок волейбол, блокирование в волейболе, игра связующего, история волейбола, капитан команды Антонина Рыжова, кинограмма, команда МАИ, комбинации в волейболе, комбинация Морита, мастер спорта по волейболу, молодежная сборная СССР, одиночное блокирование, пас в волейболе, передача мяча в волейболе, периферическое зрение, планирующая подача, подача в волейболе, правила волейбола, прием мяча в волейболе, сборная РСФСР, сборная СССР по волейболу, связующий игрок, судейство в волейболе, техника волейбола, тренировка волейбол, удар в волейболе, чемпионат СССР по волейболу, чемпионат мира по волейболу, чемпионат ссср по волейболу среди женщин, чехословакии волейбол, эстонский волейбол, юмор волейбол, японский волейбол

Показать все теги

Популярное